Рабочая программа по предмету "Домоводство"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью.
Цель обучения – формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
- иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
- уметь выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
- уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
3. Основные требования к умениям учащихся
Знать | Уметь |
1-уровень
| 1-й уровень
|
2-уровень
| 2-уровень
|
Программа формирования БУД
- Создавать благоприятный социально-психологический климат во время урока;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу, подражанию;
- умение выполнять задание от начала до конца;
- умение выполнять задание с заданными параметрами;
- умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
- иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту.
4. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 48 часов,
во в II полугодии – 51 час,
всего – 99 часов.
Раздел | Количество часов |
Повторение | 12 |
Раздел «Покупки» | 12 |
Раздел «Обращение с кухонным инвентарем» | 31 |
Раздел «Приготовление пищи» | 24 |
Раздел «Уход за вещами» | 9 |
Раздел «Уборка помещения». | 8 |
Раздел «Уборка территории». | 3 |
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Домоводство» в 3 А классе
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
I четверть - 27 часов | ||||||
1. | Введение. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 3.09 | |||
Покупки | ||||||
2. | Правила поведения в магазине | 1 | 6.09 | |||
3. | Планирование покупок. Игра «Что купить?» | 1 | 7.09 | |||
4. | Что нужно брать с собой в магазин? | 1 | 10.09 | |||
5. | Выбор места совершения покупок | 1 | 13.09 | |||
6. | Нахождение нужного товара в магазине | 1 | 14.09 | |||
7. | Складывание покупок в пакет | 1 | 17.09 | |||
8. | Магазин продуктов | 1 | 20.09 | |||
9. | Раскладывание продуктов в места хранения | 1 | 21.09 | |||
10. | Магазин одежды | 1 | 24.09 | |||
11. | Раскладывание вещей в места хранения | 1 | 27.09 | |||
12. | Что такое рынок? | 1 | 28.09 | |||
13. | Игра «Поход в магазин» | 1 | 1.10 | |||
14. | Повторение по теме «Покупки» | 1 | 4.10 | |||
Обращение с кухонным инвентарем | ||||||
15. | Что такое посуда? | 1 | 5.10 | |||
16. | Из каких материалов делают посуду? | 1 | 8.10 | |||
17. | Обращение с посудой | 1 | 11.10 | |||
18. | Узнавание предметов посуды для сервировки (тарелка, стакан, кружка) | 1 | 12.10 | |||
19. | Узнавание предметов посуды для сервировки (ложка, чайная ложка, вилка, нож) | 1 | 15.10 | |||
20. | Различение предметов посуды для сервировки | 1 | 18.10 | |||
21. | Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода) | 1 | 19.10 | |||
22. | Игра «Варим-жарим» | 1 | 22.10 | |||
23. | Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (чайник, половник, нож) | 1 | 25.10 | |||
24. | Игра «Угадай тень» | 1 | 26.10 | |||
25. | Узнавание и различение кухонных принадлежностей (терка, разделочная доска, лопатка, венчик) | 1 | 29.10 | |||
26. | Узнавание и различение кухонных принадлежностей (дуршлаг, шумовка, открывалка) | 1 | 1.11 | |||
27. | Игра «Сервируем стол» | 1 | 2.11 | |||
II четверть – 21 час | ||||||
1. | Повторение материала за I четверть | 1 | 12.11 | |||
2. | Различение чистой и грязной посуды | 1 | 15.11 | |||
3. | Приспособления для мытья посуды | 1 | 16.11 | |||
4. | Очищение остатков пищи с посуды | 1 | 19.11 | |||
5. | Замачивание посуды | 1 | 22.11 | |||
6. | Протирание посуды губкой | 1 | 23.11 | |||
7. | Чистка посуды | 1 | 26.11 | |||
8. | Ополаскивание посуды | 1 | 29.11 | |||
9. | Сушка посуды | 1 | 30.11 | |||
10. | Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды | 1 | 3.12 | |||
11. | Игра «Помоем посуду» | 1 | 6.12 | |||
12. | Обращение с бытовыми приборами | 1 | 7.12 | |||
13. | Узнавание и различение бытовых приборов (микроволновка, холодильник, электрический чайник, миксер, тостер) | 1 | 10.12 | |||
14. | Правила техники безопасности при использовании электробытовыми приборами | 1 | 13.12 | |||
15. | Соблюдение последовательности действий при пользовании холодильником | 1 | 14.12 | |||
16. | Соблюдение последовательности действий при пользовании микроволновкой | 1 | 17.12 | |||
17. | Помощники в доме: электрочайник, его назначение в хозяйстве. | 1 | 20.12 | |||
18. | Хранение посуды и бытовых приборов | 1 | 21.12 | |||
19. | Игра «Разложи по местам» | 1 | 24.12 | |||
20. | Повторение материала по теме «Обращение с кухонным инвентарем» | 2 | 27.12 28.12 | |||
III четверть – 27 часов | ||||||
1. | Повторение материала пройденного во II четверти | 1 | 14.01 | |||
Приготовление пищи | ||||||
2. | Подготовка к приготовлению блюда | 1 | 17.01 | |||
3. | Правила гигиены при приготовлении пищи | 1 | 18.01 | |||
4. | Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи | 1 | 21.01 | |||
5. | Игра «Что приготовим?» | 1 | 24.01 | |||
6. | Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи | 1 | 25.01 | |||
7. | Игра «Что для чего?» | 1 | 28.01 | |||
8. | Обработка продуктов | 1 | 31.01 | |||
9. | Мытье продуктов | 1 | 1.02 | |||
10. | Чистка овощей | 1 | 4.02 | |||
11. | Раскатывание теста | 1 | 7.02 | |||
12. | Перемешивание продуктов | 1 | 8.02 | |||
13. | Способы приготовления пищи | 1 | 18.02 | |||
14. | Действия при варке продукта | 1 | 21.02 | |||
15. | Игра «Варим картошку» | 1 | 22.02 | |||
16. | Действия при жарке продукта | 1 | 25.02 | |||
17. | Игра «Жарим мясо» | 1 | 28.02 | |||
18. | Соблюдение последовательности действий при варке яйца | 1 | 1.03 | |||
19. | Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда | 1 | 4.03 | |||
20. | Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата | 2 - 1 час | 7.03 8 марта | |||
21. | Игра «Готовим праздничный обед». Что такое духовка? | 1 | 11.03 | |||
22. | Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката | 1 | 14.03 | |||
23. | Игра «Пирожок» | 1 | 15.03 | |||
24. | Хранение приготовленной пищи | 1 | 18.03 | |||
25. | Повторение по теме «Приготовление пищи» | 2 | 21.03 22.03 | |||
IV четверть – 24 часов | ||||||
Уход за вещами | ||||||
1. | Ручная стирка: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, замачивание, застирывание, полоскание, сушка | 1 | 1.04 | |||
2. | Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. | 1 | 4.04 | |||
3. | Помощники в доме: стиральная машина, ее назначение в хозяйстве | 1 | 5.04 | |||
4. | Помощники в доме: утюг, его назначение в хозяйстве | 1 | 8.04 | |||
5. | Складывание белья и одежды | 1 | 11.04 | |||
6. | Чистка одежды | 2 | 12.04 15.04 | |||
7. | Уход за обувью | 2 | 18.04 19.04 | |||
Уборка помещения | ||||||
8. | Представление о назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений. | 2 | 22.04 25.04 | |||
9. | Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. | 1 | 26.04 | |||
10. | Помощники в доме: пылесос | 1 | 29.04 | |||
13. | Практическое занятие: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола. | 1 | 6.05 | |||
14. | «Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. Правила ухода за зеркалами и стеклами | 2 (-1 час) | 13.05 10 мая | |||
15. | Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. | 1 | 16.05 | |||
Уборка территории | ||||||
16. | Знакомство с инвентарем для уборки территории | 1 | 17.05 | |||
17. | Уборка бытового мусора | 1 | 20.05 | |||
18. | Подметание территории | 1 | 23.05 | |||
19. | Повторение пройденного за год материала | 4 | 24.05 27.05 30.05 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...