Рабочая программа по предмету "Человек"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_____ от «___» августа 2019 г. директор:____________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе: _________________ И.В. Вдовенкова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» ______ 2019 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей начальных классов и воспитателей Протокол № 1 от «__» __________ 2019 г. руководитель МО:__________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Человек»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
В программе присутствуют следующие разделы: представления о себе, семья, гигиена тела, туалет, одевание и раздевание, прием пищи.
Задачи обучения:
- Формировать представления о себе:
а) представление о собственном теле;
б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;
в) умение сообщать основные сведения о себе;
г) представление о возрастных изменениях человека.
- Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:
а) умение обслуживать себя;
б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
- Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
а) умение определять свое самочувствие;
б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
г) умение следить за своим внешним видом.
4. Формировать представления о своей семье:
а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- представление о собственном теле;
- представления о возрастных изменениях человека;
- умение обслуживать себя;
- умение определять свое самочувствие;
- умение следить за своим внешним видом.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 32 часов,
во в II полугодии – 34 час,
всего – 66 часов.
Раздел | Количество часов |
Представления о себе | 18 |
Туалет | 2 |
Прием пищи | 4 |
Гигиена тела | 6 |
Обращение с одеждой и обувью | 24 |
Семья | 12 |
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Человек» в 4 «А» классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 18 часов | |||||
Представления о себе | |||||
1. | Мальчики и девочки. | 1 | 4.09 | ||
2. | Части тела человека. | 1 | 5.09 | ||
3. | Части лица человека. Назначение. | 2 | 11.09 12.09 | ||
4. | Скелет человека. | 1 | 18.09 | ||
5. | Мышцы человека. | 1 | 19.09 | ||
6. | Кожа. | 2 | 25.09 26.09 | ||
7. | Внутренние органы: сердце. | 1 | 2.10 | ||
8. | Внутренние органы: легкие. | 1 | 3.10 | ||
9. | Внутренние органы: печень. | 1 | 9.10 | ||
10. | Внутренние органы: почки. | 1 | 10.10 | ||
11. | Внутренние органы: мозг. | 1 | 16.10 | ||
12. | Внутренние органы: желудок. | 1 | 17.10 | ||
13. | Вредные привычки. | 1 | 23.10 | ||
14. | Возрастные изменения человека. | 1 | 24.10 | ||
15. | Состояние здоровья: опознавательные признаки. | 1 | 30.10 | ||
16. | Рассказ о себе. | 1 | 31.10 | ||
II четверть – 14 часов | |||||
Гигиена тела | |||||
1. | Последовательность действий при мытье рук. | 1 | 13.11 | ||
2. | Регулирование напора струи воды. | 1 | 14.11 | ||
3. | Последовательность действий при мытье лица. | 1 | 20.11 | ||
4. | Чистка зубов. | 1 | 21.11 | ||
5. | Очищение носового хода. | 1 | 27.11 | ||
6. | Расчесывание волос. | 1 | 28.11 | ||
Туалет | |||||
7. | Сообщение о желании сходить в туалет. | 1 | 4.12 | ||
8. | Последовательность действий при походе в туалет. | 1 | 5.12 | ||
Обращение с одеждой и обувью | |||||
9. | Виды одежды. | 1 | 11.12 | ||
10. | Верхняя одежда. | 1 | 12.12 | ||
11. | Повседневная одежда. | 1 | 18.12 | ||
12. | Детали одежды. | 1 | 19.12 | ||
13. | Сезонная одежда. | 1 | 25.12 | ||
14. | Повторение. | 1 | 26.12 | ||
III четверть – 18 часов | |||||
1. | Обувь. Виды обуви. | 2 | 15.01 16.01 | ||
2. | Сезонная обувь. | 1 | 22.01 | ||
3. | Головные уборы: виды. | 2 | 23.01 29.01 | ||
4. | Сезонные головные уборы. | 1 | 30.01 | ||
5. | Уход за одеждой, обувью, головными уборами. | 1 | 5.02 | ||
6. | Снятие предмета одежды. | 1 | 6.02 | ||
7. | Соблюдение последовательности действий при раздевании. | 1 | 12.02 | ||
8. | Совершение манипуляций с липучками, молниями пуговицами. | 1 | 13.02 | ||
9. | Завязывание шнурков. | 1 | 19.02 | ||
10. | Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка. | 1 | 20.02 | ||
11. | Выбор одежды для прогулки. | 1 | 4.03 | ||
12. | Выбор одежды для мероприятия. | 1 | 5.03 | ||
13. | Выворачивание одежды. | 1 | 11.03 | ||
14. | Различение лицевой и изнаночной стороны. | 1 | 12.03 | ||
15. | Повторение изученного. | 2 | 18.03 19.03 | ||
IV четверть – 16 часов | |||||
Прием пищи | |||||
1. | Использование салфетки во время приема пищи. | 1 | 1.04 | ||
2. | Еда вилкой. | 1 | 2.04 | ||
3. | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | 8.04 | ||
4. | Кружка-стакан. | 1 | 9.04 | ||
Семья | |||||
5. | Члены семьи. | 2 | 15.04 16.04 | ||
6. | Дети и взрослые. | 2 | 22.04 23.04 | ||
7. | Социальные роли в семье. | 2 | 29.04 30.04 | ||
8. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | 2 | 6.05 7.05 | ||
9. | Рассказ о своей семье. | 2 | 13.05 14.05 | ||
10. | Повторение. | 2 + 2 ч | 20.05 21.05 27.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...