РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
рабочая программа (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(РДА, РАС, атипичный аутизм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_s_ras.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(РДА, РАС, атипичный аутизм)
Пояснительная записка.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.
Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Наиболее существенные симптомы РДА:
- одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- сопротивление любым переменам обстановки;
- склонность к стереотипиям;
- однообразие интересов и пристрастий;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
- речевые нарушения;
- повышенная тревожность;
- недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
- наличие ритуалов;
- наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.
Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий.
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
- эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
- реакция на внешние раздражители слабы;
- может присутствовать мутизм;
- типична мимическая маска глубокого покоя;
- характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
- избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА.
Характерные признаки:
- присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
- в речи преобладают однотипные штампы-команды;
- возможно выполнение просьб матери;
- чрезмерная привязанность к матери;
- сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
- стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
- стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
- ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА.
Характерные признаки:
- наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
- способность выразить свои потребности посредством речи;
- конфликтность;
- поглощенность одним и тем же занятием;
- большой словарный запас “книжного характера”;
- парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.
Характерные признаки:
- способность к общению;
- интеллектуальные функции сохранны;
- чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
- присутствие ритуальных форм поведения;
- круг общения ограничен близкими взрослыми;
- трудности в усвоении двигательных навыков.
Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адаптирован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Задачи деятельности психолога здесь многообразны. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.
Одна из главных задач – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, песочную терапию, игры с водой.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
Основной целью коррекционной работы является:
развитие умений социального взаимодействия;
формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка
общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.
Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.
1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.
Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.
Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.
Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.
3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
- развитие всех психических процессов.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- обучение его простым навыкам контакта;
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 15-20 минут.
КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО БЛОКОВ:
Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);
Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения),
Упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.
Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
организовать поведение ребенка;
развить способности к коммуникативному взаимодействию;
сгладить негативные проявления аутизма;
усилить психическую активность ребенка;
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Реализация коррекционной программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Сроки реализации |
«Игрушки» | Сентябрь-Октябрь |
«Человек» | Октябрь-Ноябрь |
«Одежда» | Ноябрь-Декабрь |
«Животные» | Декабрь-Январь |
Дом» «Мебель» «Посуда» | Январь-Февраль |
«Восприятие» | Февраль-Март |
«Знакомство с формой» | Март-Апрель |
«Знакомство с цветом» | Апрель-Май |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТЧЕСКОГО СПЕКТРА.
МЕСЯЦ | ТЕМЫ | ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ |
Сен- Окт | «Игрушки» |
|
Окт Нояб | «Человек» |
|
НоябДек | «Одежда» «Обувь, головные уборы» |
|
Дек Янв | «Животные» |
|
Янв - Фев | «Дом» «Мебель» «Посуда» |
|
Фев Март | «Восприятие» |
|
Март - Апр.- | «Знакомство с формой» Используется набор методических материалов «Знакомство с формой» | Дидактическая игра «Рамки и вкладки» (Формировать представления о геометрических фигурах) Дидактическая игра «Разложи, что к чему подходит» (Узнавание, сличение, дифференциация) Штриховка и раскрашивание геометрических фигур (внимание, развитие тонкой моторики) Игра «Лепим геометрические фигуры из пластилина» (развитие тонкой моторики) Дидактическая игра «Собери пирамидку» (Закрепление представления о геометрических фигурах) Рисование Геометрических фигур пальчиковыми красками (Закрепление представления о геометрических фигурах) Дидактическая игра «Подарок для куклы Маши» (Закрепление представления о геометрических фигурах) Дидактическая игра «Красивые бусы для кукол» (Закрепление представления о геометрических фигурах) Дидактическая игра «На что похоже?» (Закрепление представления о геометрических фигурах) Рисуем на песке (Закрепление представления о геометрических фигурах) Дидактическая игра «Подарок для куклы Маши» (Закрепление представления о геометрических фигурах)
|
Апр Май | «Знакомство с цветом» Используется набор методических материалов «Знакомство с цветом» |
|
Литература
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классе. — М.: Генезис, 2012
- Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам. http://autist.narod.ru/p045.html
- Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002
- Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей — дошкольников // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 52–63; № 5. — С. 26–35
- Лебедев В.А. Дидактические аспекты организации учебных занятийhttp://www.autism.ru/read.asp?id=96&vol=50
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990
- Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997
9.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР)
Новый взгляд на коррекционно-развивающую деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения при работе с детьми с ТМНР в условиях специальной (коррекционной) школы....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития
В этом пособии содержатся рекомендации по коррекции сенсорных нарушений у детей с ОВЗ...