Описание творческого опыта
статья

Антонова  Зульфия Исламгалеевна

Описание творческого опыта согласно методической теме самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий

Я пришёл к глубокому убеждению...

 что непосредственного переход

а от целого (так сказать, макро)

коллектива к личности нет,

 а есть только переход через

посредство первичного коллектива,

специально организованного

в педагогических целях.

 (А.С. Макаренко)

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Моя задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Я считаю, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

 Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным,

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.

Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченный. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. И даже дети с низкой мотивацией к учебной деятельности активно включаются в нее. У них не остаётся права бездействия, ведь учащиеся  становятся частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Первый шаг в групповой работе-деление на группы Моя задача на этом этапе помочь разделится на группы. Во время выбора способа разделения учеников на группы во время урока я исхожу из целей образования групп и в основном делю сама на группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы получаются одного уровня. Иногда прибегаю к случайному способу деления, это вносит свои положительные моменты. (детям интересно , кто соберётся на этот раз в группы, дети коммуницируют с разными по интересам  товарищами, нет обид ,что его не определили в ту группу, в которой находится друг и пр.)

Случайные способы использую такие:

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию. В корзине могут находиться:
  • бусинки  разного цвета — команды красных, желтых, синих;
  • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
  • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
  • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники; изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев;а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:

  • по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;
  • по теме работы;
  • по уровню сложности задания.

Норма количества участников на одну группу: 4-8 человек, не более.

Перед началом групповой работы проговариваем с детьми правила групповой работы:

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Дале перехожу к процесс групповой работы, который складывается из следующих элементов по Г.К.Селевко:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Детям я предлагаю алгоритм работы в упрощенной форме.

 Инструкция по работе в группе.

  1. Объединитесь в группы.
  2. Вспомните правила работы в группе.
  3. Распределите роли.
  4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы. Учебник.
  5. Выполните работу.
  6. Подготовьте защиту групповой работы..
  7. Оцени свою работу в группе.
  8. Оцени работу группы.

Что касается времени работы в группе, его регламентирую, основываясь на том, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы я выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.

На этапе рефлексии использую «Лист самооценки»

Критерии

Моя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Я слушал, что говорят другие…

Я делал выводы и задавал вопросы

Я говорил спокойно, только по делу…

Я выполнил работу без недостатков…

Я помогал другим…

Я точно выполнял свою роль…

Теперь хочу представить формы и приемы групповой работы, которые я использую на уроках.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах.

Её успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса. Задания для работы в парах представлены на каждом уроке в УМК «Планета знаний».

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

При изучении на уроках окружающего мира, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, использую приём “Чтение. Суммирование в парах”, так же его использую при работах над научно-популярными статьями на уроках чтения. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст нужно разделить на несколько смысловых частей. К примеру «четыре царства живой природы» на уроке окружающего мира.

2. Класс делится на пары. Каждая пара получает свою часть текста. Таким образом, над одной и той же частью работают сразу несколько пар, независим друг от друга.

3. Пары читают свой отрывок полностью и делят его еще на две части: А и Б. Затем один ученик выступает в роли "докладчика" и рассказывает начало отрывка. Второй ученик играет роль "респондента" — он слушает, задает вопросы, уточняет и корректирует при необходимости. Затем ученики в паре меняются ролями и прорабатывают аналогичным способом оставшуюся часть текста.

4. Следующий этап — подготовка презентации. Каждая пара готовит презентацию своего отрывка. Удобнее всего это делать, используя графические методы: составление таблиц, кластеров.

5. На заключительном этапе проводится смотр презентаций. Таким образом, каждая часть текста повторяется несколько раз, и в итоге ученики класса получают полную информацию по всему тексту.

Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. место одного текста парам можно раздать несколько разных, объединенных одной темой, идеей. Например, на уроке литературного чтения в разделе «читальный зал» (УМК Планета знаний) предлагается несколько произведений на общую тему «сказки народов мира» Пары выбирают разные сказки, ставится задача: назвать главных героев, составить план сказки, краткий пересказ и прочее.

Или на уроке окружающего мира при изучении темы: "Полезные ископаемые ". Парам раздаю тексты про разные природные ископаемые.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. Такую работу провожу на уроках математики к примеру при прохождении тем по математическим законам. Решение задач с большим количеством действий, или нескольких задач ,в которых исходные данные каждой находятся в предыдущей. На уроке чтения дети в динамических парах могут поработать над вопросами к сказке или рассказу, а так же поработать над сравнением двух героев одного или нескольких рассказов к примеру при работе в разделе «о мужестве и любви» можно сравнить по вопросам Тёму из произведения Н.Г.Гарина- Михайловского и мальчика, героя рассказа Л.Н. Толстого. На окружающем мире такую форму можно использовать при изучении тем  о свойствах веществ,

Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличии от динамической пары, где распределяется по частям целое для всех общее задание, в вариационной паре отрабатываются разнообразные материалы. Работа ведётся в три такта. 1 такт – работа с рядом сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке. Партнеры задают вопросы друг другу, сравнивают ответы с записью на обороте. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимообучения и взаимопроверки партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру.2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задач или примеров. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру. 3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершена, как только вернулась своя карточка.

На уроке математики раздаются карточки с текстом задач на одной стороне и с краткой записью и решением на другой стороне.Режим 1-й – ознакомление с задачей и её решение, подготовка к объяснению решения. Режим 2-й – совместное чтение задачи с товарищем и объяснение её решения. Затем совместная работа над задачей товарища, смена партнёров после обмена карточками. У каждого в руках та карточка, которую он только что проработал с товарищем. Каждый ещё раз прочитывает задачу, просматривает её решение и готовится объяснять её  новому партнеру. Снова обмен карточками и снова поворот к прежнему партнеру, но уже с новой карточкой. Каждый ученик проработает все 4 карточки и научится объяснять решение задачи.

На уроках русского языка эту формы работы провожу при закреплении различных орфографических правил. К примеру возьмём тему непроизносимые согласные. Распечатываю на листочках для каждого слова с пропущенной орфограммой, задание для каждого вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово к этой орфограмме. Перед контрольными работами орфограммы смешиваю внутри одной карточки, или каждому из детей в четвёрке достаётся своя орфограмма.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Для групповой работы использую следующие приемы.

Групповой опрос, который провожу для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы.. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляю сама.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Его использую на уроках по разным предметам (например, на чтении при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Составляю  вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя дополнительную литературу, учебник. Очень удобен этот прием на уроках окружающего мира, чтения, технологии, изобразительного искусства.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

В своей деятельности использую метод проектов в групповой форме. В УМК Планета знаний, по которому я работаю, этот метод представлен разнообразными темами по всем предметам. Используя проектную деятельность, мы  с учащимися часто выходим за рамки урока, переходим во внеурочную деятельность. Дети в рамках проектной деятельности ведут исследовательскую деятельность по окружающему миру: «с каким грузом парашют будет опускаться более плавно?», «От чего зависит количество птиц, прилетающих зимой к кормушке?»;занимаются творчеством: инсценируют сказки, басни; ведут пропаганду здорового образа жизни и бережного отношения к природе, рисуя плакаты к темам «Охрана воздуха», «Защита природы» и др.  

Во всех формах групповой работы, которые я использую,  целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Так же при использовании ГФР происходит большее мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. это составляет группу личностных УУД

В групповой работе ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, совместно с товарищами  планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД.

 При этих формах работы создаются условия для продуктивной коммуникации как  между учениками, так и между учениками и учителем для решения учебных задач ребенком.  В процессе учения дети контролируют действия партнера, используют речь для регуляции своего действия, договариваются, приходят к общему решению, учитывают разные мнения, стремятся к координации, формулируют собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что развиваются  коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Описание педагогического опыта

Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...

Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"

Описание педагогического опытапо теме:«Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...