Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"
методическая разработка по русскому языку по теме
Описание педагогического опыта
по теме:
«Развитие креативных (творческих) способностей
младших школьников на уроках русского языка через систему
творческих заданий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmoego_opyta_raboty.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»
Описание педагогического опыта
по теме:
«Развитие креативных (творческих) способностей
младших школьников на уроках русского языка через систему
творческих заданий»
Автор опыта: Шаповалова Юлия Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Хабары 20013 год
1.Информационная карта.
Автор опыта: Шаповалова Юлия Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема опыта: «Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»
Условия возникновения, становления опыта: Опыт «Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий» формировался и апробировался на базе МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №1» Хабарского района, Алтайского края, ул. Кайгородова 1, 1 ступень обучения – начальные классы в течение 3 лет на базе одного класса.
Идея моего педагогического опыта была вызвана сложившейся необходимостью. В первом классе, на одном из уроков русского языка я знакомила ребят с понятием СЛОВО и, наблюдая за ними, я понимала, что не всем понятно, и тогда я предложила выполнить такое задание: после объяснения детям, что слово состоит из букв, говорю: «Давайте поиграем!» дети, конечно с радостью соглашаются. Я говорю, что буквы живые и предлагаю ребятам побыть одной из букв. Называю слово, например ШКОЛА, определяем из каких звуков состоит слово и приглашаю выйти нескольким ребятам (например, Саша, ты будешь буквой Ш, Катя – буквой К, Ване – буквой О и т.д.)Таким образом, показывая детям, что слово образуется из отдельных букв. Эта ситуация помогла мне понять, что слово учителя и демонстрация наглядности не всегда создаёт полную картину и подсказало направление работы. Далее подобная работа продолжалась и усложнялась, например, при изучении темы предложение, здесь ребята выступали в роли слова и формировали не только названное мною предложение, но и переставляли слова в предложении, меняясь при этом местами, и самостоятельно придумывали предложения. Подобный вид работы мы использовали при изучении темы «Главные и второстепенные члены предложения».
Обоснование актуальности опыта:
Информатизация общества, многообразие социальных взаимодействий, рост темпа нашей жизни требуют от людей большей мобильности, расширения объема знаний, развития способностей. Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе. Все это не могло не оказать влияния на детей, их воспитание и обучение.
Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности. Встает проблема охраны детской одаренности, что предполагает решение ряда проблем, в том числе выявление факторов одаренности, разработку индивидуальных методов работы, создание новых методик по развитию детской одаренности.
Ведущая педагогическая идея опыта –
создать благоприятные условия для развития креативных (творческих) способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на уроках русского языка.
Длительность работы над опытом – 3 года.
Диапазон опыта. Опыт работы реализуется на уроках русского языка
Теоретическая база опыта
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Степень новизны.
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий использования творческих заданий в развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе. Преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития творческих способностей через использование творческих заданий на уроках русского языка.
Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, поскольку данный вопрос разрабатывается отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю определить где? какой? игровой материал использовать в развитии креативных способностей на уроках русского языка, где у учащихся возникают положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
Технология опыта
Цель - обоснование и использование наиболее эффективных творческих заданий для развития креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
- накопить методический материал по теме опыта работы;
- разработать систему творческих заданий для учебных предметов, развивающих креативные способности младших школьников;
- добиваться, чтобы каждый урок был обучающим, развивающим и воспитывающим;
- изучать особенности психики ребят, осуществлять индивидуальный подход в обучении и развитии младших школьников.
Средства достижения цели (методы и формы организации работы). Основной формой организации работы является урок. На уроке учитель и ученик становятся партнерами. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию из текстов, учится задавать вопросы. Это дает возможность усвоить весь материал на уроке.
На уроках в начальных классах необходимо применять разные формы и приемы работы с использованием учебно-дидактической игры для развития творческих способностей: "Где что?", "Что изменилось", "Все помню", "Спрятанное слово", "Текст с ошибками". Хорошие результаты дает работа в парах и творческих группах. Ребята обмениваются мнениями, выявляют причинно-следственные связи. У учащихся развивается речь и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений, приемы самообразования.
Уроки с использованием творческих заданий являются наиболее интересными для учащихся, способствуют созданию ситуаций успеха для всех учащихся, а главное, для слабоуспевающих.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, я выделяю компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
творческое мышление,
творческое воображение,
применение методов организации творческой деятельности.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к "условно творческим", продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов, творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
Учитывая эти требования, строю систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, поэтому важно формировать творческие возможности учащихся на этих уроках, так как, во-первых, творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительную мотивацию учебной деятельности. Во- вторых, русский язык в школе остаётся инструментом познания, мышления, развития, поэтому он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
« Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня ,пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного языка, слова».(Николай Рерих)
Творческие задания по русскому языку разделяю на 2группы:
Задания по обучению сочинению, развитию письменной речи учащихся
Задания по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык»
Когда ученик сочиняет, речь идёт о деятельности, о творческом процессе, удовлетворяющем потребность ученика в самовыражении. Этот процесс важен с точки зрения выявления творческого начала, а не художественного искусства.
Его значение велико для самого ребёнка. «Было бы неверно и несправедливо рассматривать ребёнка как писателя и предъявлять к его произведениям те требования, которые мы предъявляем к произведению писателя. Как игра нужна самому ребёнку, так же и детское творчество нужно прежде всего для правильного развёртывания сил самого автора. Так же детское литературное творчество может стимулироваться и должно оцениваться с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребёнка» (Л.С. Выготский)
Работу над созданием собственного высказывания следует начинать с первого класса. Не стоит забывать, что дети в этом возрасте большие фантазёры. Они с удовольствием пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные и детективные сюжеты. Но, как показывает опыт, первые творческие работы далеки от совершенства.
Во втором классе учащимся предлагаются некоторые творческие задания выполнить письменно, предварительно познакомившись с художественным текстом. Появляются задания сочинительского характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения. Важно, чтобы ребёнок просто умел и хотел записывать вновь рождённые мысли по поводу прочитанного и услышанного.
Виды письменных работ представляют собой небольшие развёрнутые и краткие высказывания на разные интересные темы. Работа в позиции «сочинителя» помогает ребёнку научиться выступать в роли автора собственного небольшого высказывания. Ему предлагается дописать начатый текст, продолжить историю, придумать сюжет, представить то или иное явление природы, описать его.
После выполнения практического задания ученики обмениваются впечатлениями, читают работы.
Примеры заданий по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык».
Работа со словом
Задание «Ассоциативный ковер»
ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.
«Анаграммы»:
Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар).
«Неполные слова»:
На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.
.О..А.А
.О..А.
.Е.Е.И.О.
(комната, вокзал, телевизор)
«Ступеньки»
На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
МЫ
МИР
МЫШЬ
МИШКА
МОЛОКО
МАГАЗИН и т.д.
«Лингвистические игры»
О каком слове идет речь?
На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «с ложью не дружит». (Правда)
«Фразеологизмы»
Продолжить фразеологизмы по началу. «Тише едешь…(-дальше будешь)» и т.д.
Активизируют познавательную и творческую активность, расширяют словарный запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов, шарад, составление своих загадок, азбуки, словарей различной направленности. Например: «Словарь имен», «Словарь разноцветной кисти» (правописание слов, обозначающих различные цветовые оттенки), «Словарь музыкальных инструментов (терминов)», «Словарь театра, живописи» и др.
Подобные задания можно давать на дом, на некоторое время (например, на неделю).
Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение, реализуют желание ребенка привлечь к себе внимание одноклассников. Уместно вводить сочинения на определенное правило. Например: «Сочинение о частях речи или рассказ с использованием определённой части речи», «Сочинение-сказка», «Сочинение-жалоба», «Сочинение от лица какого-либо предмета», «Мастерская имени».
Работа над сказкой по Методу контрольных вопросов.
Составление метафор.
Умение составлять метафоры к любому слову по алгоритму значительно расширяет возможности учащихся придумывать оригинальные названия к своим идеям, что положительно влияет на развитие творческого мышления.
Выполнение этого задания предполагает организацию работы по следующему плану:
1. Выбор объекта.
2. Выделение признаков и (или) действий объекта.
3. Подбор сравнений-существительных к признакам и действиям.
4. Определение места нахождения объекта.
5. Объединение подобранных слов из п. 3 и п. 4 в метафору.
При выполнении творческого задания "Составь метафору к слову алгоритм" учениками третьего класса были получены следующие метафоры: лифт в деле, джентльмен задачи, путь повсюду, доктор правила, профессор написания, часы науки.
Проводимые мною творческие задания разделила в тематические группы:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ - задания позволяющие обыгрывать ситуации (то задание, о котором говорилось в начале).
ГОЛОВОЛОМКИ – разгадывание шифровок, головоломок, шарад, кроссвордов.
ПРИЗНАКИ – изучение признаков объектов, природных явлений и на основе этого составление загадок, метафор, сравнений.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ - сочинение сказок, рассказов
ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ – анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил поведения и разработка путей выхода из сложившихся данных ситуаций (создание правил)
Степень новизны.
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий использования творческих заданий в развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе. Преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития творческих способностей через использование творческих заданий на уроках русского языка.
Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, поскольку данный вопрос разрабатывается отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю определить где? какой? игровой материал использовать в развитии креативных способностей на уроках русского языка, где у учащихся возникают положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
Результативность опыта
Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П.Торренса, Е.Туник.
. Система критериев развития креативных способностей младших школьников
Критерии | Показатели критерия | Методы определения показателей |
Творческое мышление | Беглость | Тестирование по методике Е.Торренса |
| Тестирование по методике С.И.Гин | |
Творческое воображение | Продуктивность | Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С.Альтшуллера |
Управляемость | Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества | Использование эвристических и алгоритмических методов творчества | Анализ творческой деятельности учащихся |
Для оценки полученных результатов мы выделяем три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов.
Результатом моей работы является активное участие обучаемых мною ребят в школьных и районных конкурсах и, получение ими почётных грамот за призовые места и сертификатов участников.
Литература
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2.www. animashki.ru.
3. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г.
4.Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах. Издательство «Учитель»,2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"
СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
Обобщение опыта по теме: "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмм...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"
Теоретические аспекты изучения проектной деятельности как условия развития творческих способностей младших школьниковПрактика описания работы по формированию условий для развит...