Организация тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования
статья (1 класс)

Ишкова Виктория Владимировна

Сегодня в инклюзивной образовательной организации в сопровождении нуждается и учащийся с особыми возможностями здоровья, и детское сообщество, которое с ним взаимодействует, и учителя, и родители ребенка с ОВЗ, и родители других детей. В этих условиях неизмеримо вырастает роль тьютора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация тьюторского сопровождения

в условиях инклюзивного образования.

     Одна из целей инклюзии – эффективное включение детей в процесс образования. И сегодня в школе для реализации этой цели существует большое количество специалистов: дефектологи, логопеды, специальные педагоги и психологи. И, конечно, залогом эффективного обучения ребенка с ОВЗ, в частности ребенка с расстройством аутистического спектра, является реализация специальных образовательных условий. То есть таких условий, при которых ребенок с РАС сможет усваивать адаптированную образовательную программу, составленную с учетом его индивидуальных особенностей. И в этой ситуации тьютор является неотъемлемой частью процесса.

     Очень важно отметить, что задача тьютора не помогать учителю осуществлять образовательный процесс, а помогать учащемуся стать частью этого образовательного процесса. Задача обучать ребенка остается за учителем. Тьютор не заменяет учителя в процессе образования, а является связующим звеном между ребенком и окружающими. Тьютор следит за состоянием ребенка, помогает решить сложные ситуации, направляя деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, создает большое количество обучающих ситуаций для развития навыков коммуникации и социализации.

     Функционал тьютора на уроке включает в себя (но не ограничивается) – сопровождение ребенка в образовательном процессе, помощь в адаптации дидактического материала. Здесь нужно заметить, что основную нагрузку по адаптации материала урока должен осуществлять учитель. Тьютор же только оказывает помощь.

     Что касается адаптации коммуникативной или социальной функции ребенка, то тьютор должен помнить, что не он должен говорить от имени ребенка, а помочь ему самому общаться с помощью той формы коммуникации, которой ребенок владеет. Задачами тьютора в данном случае являются:

– организация рабочего места ребенка,

– использование визуальной системы поддержки,

– реализация рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе,

– реализацией планов по коррекции ребенка, если такие есть.

     Несколько слов о функционале тьютора на уроке и во внеучебное время. Здесь важно с самого начала определить роль учителя и роль тьютора и обозначить разницу. Потому, что есть много сложностей и недопонимания в этом вопросе. Задача учителя объяснять, давать инструкции, адаптировать дидактический материал и оценивать динамику ребенка. Задача тьютора – в том, чтобы помогать ребенку в образовательном процессе. То есть учитель дает задания, а тьютор осуществляет помощь, используя системы подсказок разного уровня постепенно уменьшая степень поддержки.

     Тьютор не дублирует слова учителя, и если ребенок не расслышал задание или отвлекся, тьютор не должен повторять слова учителя, а моделирует ситуацию, в которой ребенок поднимет руку и спросит учителя самостоятельно с помощью той системы коммуникации, которой он владеет.

Если на уроке ребенок нарушает дисциплину, то именно учитель должен сделать ему замечание и дать указания. Тьютор же должен только следовать указаниям учителя и правилам коррекции, если таковые имеются.

     Когда в класс приходит ученик с тьютором это не значит, что учитель может уделять меньше времени этому ребенку. Ребенок с ОВЗ вне зависимости от присутствия тьютора наравне с другими учащимися нуждается во внимании учителя. И конечно, тьютор и учитель должны быть в постоянном контакте и сотрудничестве, регулярно совместно анализировать динамику продвижения ребенка и выявлять приоритеты в работе.

     Мнение о том, что работа только с одним ребенком на занятии может иметь отрицательные последствия, например, что ребенок может оказаться изолированным от одноклассников, общаясь только через тьютора, и тьютор будет отвлекать остальной класс и учителя, или ученик может стать чрезмерно зависимым от помощи тьютора – эта позиция не верна. При правильной организации процесса, такие последствия исключены полностью, поскольку задача тьютора как раз развитие социального взаимодействия между ребенком и одноклассниками.

     Тьютор не должен отвлекать и мешать учителю на уроке, он не дублирует инструкцию учителя, а помогает взаимодействовать с учителем и одноклассниками напрямую.

     Зависимость от подсказок тьютора – это ключевая ошибка в процессе тьюторского сопровождения и нарушение всей концепции тьюторства. Задачей тьютора как раз и является снижение уровня подсказки и оказания помощи, и, в конечном счете, обучение ребенка самостоятельности. И тьютор не должен сокращать время взаимодействия учителя с учащимся с ОВЗ. Он только оказывает помощь ученику в процессе обучения. Ученик с ОВЗ имеет точно такие же права в системе образования, как и остальные дети. И задача учителя уделять ему ровно столько времени, сколько он уделяет остальным детям в классе.

     На уроке тьютор должен адаптировать материал, предлагаемый учителем для восприятия учащегося с ОВЗ.

     Например, учитель, объясняя материал, предлагает детям посмотреть в окно и охарактеризовать погоду. Учащийся с РАС, которого сопровождает тьютор, не понимает этого задания. В такой ситуации тьютор может показать учащемуся карточку (которую он подготовил заранее сам или вместе с этим учащимся), где изображена подобная погода, акцентировать внимание ученика на этом изображении и помочь ему по возможности дать характеристику этой картинки и выполнить задание пошагово. Цель работы тьютора в данной ситуации в том, чтобы у ребенка изучаемый материал зафиксировался.

     Таким образом, задача тьютора, в любой ситуации не акцентировать внимание на особенностях ребенка с ОВЗ, а направить их в конструктивное русло, помочь ему достигать маленькие цели, и постепенно адаптироваться к жизни в обычной среде.

    Когда нужно сделать что-то очень неприятное с точки зрения ребенка с ОВЗ очень важно, чтобы рядом с ним был человек, которому он доверяет и чтобы этот человек постоянно комментировал, что они делают и что происходит. Это психологический прием, который в случае включения ребенка с ОВЗ в социум хорошо работает.

     В процессе нахождения ребенка в школе важно уделять внимание не только его учебным навыкам, но и процессу социализации. Поэтому одна из важнейших задач тьютора во внеучебное время – работа над социальными навыками и коммуникацией сопровождаемого. В это время тьютор должен создавать как можно больше ситуаций, которые дадут возможность осуществлять обучение ребенка социальным навыкам. Тьютор должен приучать ребенка к общению с одноклассниками во время игры и досуга. При этом тьютор должен быть готов ответить на вопросы других детей о ребенке, если подопечный не может сам о себе рассказать, и выгодно преподнести его достоинства.

     Работа тьютора начинается, как только он принял ребенка в школе и заканчивается только после того, как ребенка передали родителям. На протяжении всего дня обучающий процесс происходит непрерывно. Идет работа не только над учебными навыками социализации и коммуникации, но и навыками самообслуживания. Именно этот аспект для детей с расстройствами аутистического спектра зачастую является ключевым моментом адаптации во внедомашней среде. Процесс обучения идет непрерывно – во время приема пищи, переодевания, туалета, подготовки своего рабочего места к уроку и др. И одной из важнейших задач тьютора является развитие самостоятельности ребенка, которого можно добиться постепенно систематически снижая уровень предоставляемых подсказок.

     Часто бывает, что не столько сам ребенок нуждается в поддержке, сколько взрослый стремиться эту поддержку ему оказать, и совершенно не оставляет ребенку возможность самостоятельной деятельности.

     Важно помнить, что идеальный результат – это научить ребенка обходиться без помощи тьютора и при этом быть успешным в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклю...

Особенности поэтапной организации тьюторского сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы

2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании - профессии тьютор. С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик. С...