Выступления на МО начальных классах
статья
Материал содержит изучение и внедрение педагогических технологий в образовательной деятельнсти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы используемые в педагогической деятельности.
В своей практике использую деятельностный метод обучения, когда учитель ученики получают не готовые истины, а самостоятельно осуществляют поиск, создание, сотворение. Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни.
А также использую на уроке и во внеурочной деятельности проблемные ситуации, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок».
Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке – одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.
Технология проблемного обучения – создает на уроке проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решений.
Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.
Проектно – исследовательская деятельность является таким направлением личностно – ориентированного образования, в ходе которого актуализируется и стимулируется познавательная деятельность учащихся, формируются определенные личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности (умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, умение анализировать результаты деятельности). Это стало интересным для меня. 2015 – 2018 год стал для меня главной темой моего самообразования. Особенностью организации проектной деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, просто уровень исследования будет иным.
При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом; самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимые знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников способствует:
• Обеспечению целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;
• развитию творческих способностей учеников;
• формированию проектного мировоззрения и мышления;
• адаптации к современным социально – экономическим условиям;
• формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
В своей практике я широко использую информационно – коммуникационные технологии. Это помогает ученикам в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими умениями с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Используемые приемы и методы обучения расширяют возможность самостоятельной деятельности, формируют навык исследовательской деятельности, обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, способствуют повышению качества образования.
Применение на уроках компьютерных тестов, проверочных итоговых работ, позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Немаловажное значение для меня имеет здоровье учеников. Организовать обучение без ущерба для их здоровья позволяет применение здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы составляет рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого – педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу музыкальные физкультминутки каждые 15 минут. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статистическую нагрузку.
Для младших школьников очень важна игра, поэтому не последнее место в моей педагогической практике занимают игровые технологии. Игровые приемы воспринимаются детьми с радостью. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, соревнования стимулируют умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно – познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли, развивает самостоятельность. Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках развивают свои способности, становятся раскрепощенными и доверчивыми. Ребенок учится высказываться, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Практически все школьники вовлечены мной в творческую деятельность при изучении предметов. Это выполнение разнообразных по стилю и содержанию проектных работ на уроке и вне урока. Организация творческой деятельности школьников помогает повысить интерес к изучению предметов.
Виды творческих работ | 2016-2017 гг. 3 класс | 2017-2018 гг. 4 класс | 2018-2019 гг. 2 класс |
Информационно – рефератные | 20 | 11 | 14 |
Тематические мультимедиа презентации | 6 | 8 | 5 |
Проекты практико – ориентированного направления | 9 | 11 | 7 |
За последние 3 года видна позитивная динамика количества творческих работ. Теперь они выполняются не только в конце завершения темы или подготовки к конкурсу, а систематически в течение всего учебного года. Причиной интереса к проектам служит, как мне кажется, атмосфера доброжелательной поддержки и признания инициативы детей. Им нравится пробовать себя в новом качестве, а свои коммуникативные умения на новом уровне. Хочу отметить наиболее яркие работы:
- Исследовательская работа «Твори, исследуй, пробуй. Кактус.»;
- Творческий проект « Солнышко на блюдце »;
- Исследовательский проект « Польская кухня»;
- Творческий проект « Острова здоровья », «Защитники, которыми мы гордимся!», «Как помочь Деду Морозу?».
Наличие позитивной динамики интереса к предметам.
Для повышения качества успеваемости по предметам, ежегодно провожу диагностику мотивации по методу Н. Д. Лускановой.
Результаты диагностики представлены на диаграмме:
Из диаграммы видно, что снижается количество учеников с низкой мотивацией к обучению в школе. Постепенно у учеников повышается интерес, а это значит и повышается количество ребят, занимающимися творческими работами по предметам.
Позитивная динамика успеваемости и качества знаний.
Позитивная динамика качественной успеваемости по предметам наряду со стопроцентной общей успеваемостью прослеживается в МАОУ СОШ № 46 на протяжении многих лет работы в школе.
Представленная качественная успеваемость школьников обусловлена грамотным использованием интеллектуального потенциала учеников, использованием передовых педагогических технологий, а также тем, что школа № 46, где я работаю, находится в районе поселка Бактин, отдалена от центра города, в том числе вузов, учреждений культуры, и поэтому является единственным культурно – воспитательным центром микрорайона.
Таблица учебных достижений
2016-2017 3класс | 2017-2018 4 класс | 2018-2019 2 класс | |
Знает печатные буквы | 100 % | 100 % | 66 % |
Слоговое чтение | 25 % | 15 % | 33% |
Слова + слоги | 50 % | 45 % | 50 % |
Не читает | 17 % | ||
Чтение словами | 25 % | 35 % | |
Понимает прочитанное | 75 % | 95 % | 50 % |
Выразительность | 25% | 45 % | |
Отвечает на вопросы | 45 % | 60 % | 45 % |
Пересказывает текст | 50 % | 75 % | 50 % |
Заучивает стихи | 75 % | 90 % | 66 % |
Словарный запас | 40 % | 65 % | 33 % |
Устная речь | 33 % | 55 % | 33 % |
Знает письменные буквы | 83 % | 100 % | 83 % |
Умеет переводить печатный текст в письменный | 60 % | 100 % | 47 % |
Записывает текст под диктовку | 50 % | 95 % | 50 % |
Списывает письменный текст | 83 % | 100 % | 83 % |
Развитие мелкой моторики | 50 % | 75 % | 50 % |
Знает цифры | 83 % | 100 % | 83 % |
Сложение и вычитание в пределах 10 | 90 % | 100 % | 90 % |
Сложение и вычитание в пределах 20 | 80 % | 100 % | 80 % |
Понимает смысл задачи | 60 % | 80 % | 50 % |
Развиты графические навыки | 75 % | 90 % | 50 % |
Ориентируется в пространстве листа | 75 % | 80 % | 50 % |
Умеет следовать указаниям | 87 % | 90 % | 50 % |
Умеет работать самостоятельно | 65 % | 80 % | 50 % |
Прилежность в работе | 60 % | 70 % | 50 % |
Умеет общаться со сверстниками | 87 % | 98 % | 66 % |
Умеет общаться со взрослыми | 100 % | 100 % | 83 % |
Контролирует свои эмоции | 87 % | 95 % | 66 % |
Умеет бережно относиться к школьному имуществу | 100 % | 100 % | 83 % |
Уровень тревожности обучающихся
2016-2017 3 класс | 2017-2018 4 класс | 2018-2019 2 класс | |
Низкий уровень тревожности | 37 % | 32 % | 28 % |
Средний уровень тревожности | 37 % | 49,3 % | 33 % |
Высокий уровень тревожности | 13 % | 18,7% | 34 % |
Мониторинг здоровья обучающихся
Учебный год | Не болели ни разу | Болели 1 раз | Болели 2 и более раз |
2015-2016 | 40 % | 37 % | 23 % |
2016-2017 | 55 % | 27,5 % | 17,5 % |
2017-2018 | 49,3% | 33,2% | 17,5% |
Наличие факторов признания родительской общественностью.
Работа по согласованию ожидаемых учебных и образовательных результатов.
Я и мои коллеги считаем, что согласование ожиданий и действий помогает найти взаимопонимание учителей, детей и родителей, прояснить намерения и целевые устремления всех субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнения, что для наилучшего результата мы все должны действовать согласованно.
Среди родителей обучающихся проводится анкетирование, выявляющее уровень удовлетворенности преподаванием предметов.
Из числа опрошенных родителей:
Вопросы | 2016/17 | 2017/18 | 2018/19 | |||
Да, % | Нет, % | Да, % | Нет, % | Да, % | Нет, % | |
Любит ли ваш ребенок посещать уроки? | 70 | 10 | 72 | 9 | 78 | 9 |
Часто ли ваш ребенок рассказывает об уроках дома? | 70 | 20 | 68 | 25 | 72 | 20 |
Удовлетворены ли вы отметками, которые получает ваш ребенок по предметам? | 90 | 5 | 92 | 8 | 90 | 7 |
Обращается ли к вам ваш ребенок за помощью при выполнении домашнего задания? | 45 | 50 | 30 | 60 | 34 | 65 |
Посещали ли вы уроки вашего ребенка? | 30 | 70 | 32 | 70 | 35 | 68 |
Удовлетворены ли вы знаниями вашего ребенка? | 90 | 6 | 95 | 5 | 95 | 5 |
Считаете ли вы, что учитель дает прочные и глубокие знания вашему ребенку? | 95 | 1 | 95 | 2 | 95 | 2 |
Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процессы, в те его моменты, которые являются принципиально важными как для ребенка, так и для всей семьи. Например, таким событием может быть подготовка к тематическому классному часу, семейной викторине, творческим конкурсам, праздникам. Родители ходят с нами в поход, на классных часах рассказывают о своей профессии, службе в армии, проводят классные вечера, дают мне очень полезные и нужные советы.
Тесное взаимодействие с родителями позволило решать многие проблемы своевременно. Так за время моей работы классным руководителем, моими учениками не было совершено ни одного правонарушения. Своевременное проведение тематических классных часов и индивидуальных бесед о правилах поведения на улице, в общественных местах, в сложных ситуациях является важным звеном в профилактике правонарушений и несчастных случаев. Родители моих учеников часто выражают благодарность в мой адрес, что можно увидеть, прочитав отзывы.
Результативность работы классного руководителя
с учащимися и их родителями
Критерии | 2016 - 2017 учебный год | 2017- 2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | |
Успеваемость | 100 % | 100 % | 100% | |
Отсутствие преступлений и правонарушений | отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют | |
Учащиеся, стоящие на учёте в школе, в органах внутренних дел | нет | нет | нет | |
Семьи, стоящие на учете в школе, в органах внутренних дел | нет | нет | нет | |
Занятость учащихся во внеурочное время | 100 % | 100 % | 100% | |
Включенность в классные дела | 100 % | 100 % | 100% | |
Включенность в общешкольные дела | 76 % | 82 % | 89% | |
Уровень удовлетворенности | высокий | высокий | высокий |
Участие в работе МО учителей начальных классов.
В 2016-2019 активно принимаю участие в решении вопросов в методическом объединении . Изучаю и внедряю в свою деятельность технологии, методы и приёмы наиболее эффективные для формирования у обучающихся системы ключевых компетенций. Делюсь своими идеями с коллегами, используя их на открытых уроках и внеурочных занятиях.
Через совместные заседания ищу пути решения проблемы преемственности начального и среднего уровня обучения.
Третий год участвую в городских семинарах, организуемых на базе нашей школы, делюсь своим опытом.
Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность по предметам.
Наша школа богата разнообразными формами жизни, и детям и взрослым всегда есть, чем заняться после уроков, до них, между ними. Практически 100 % учащихся, с которыми я работаю, с удовольствием занимаются внеурочной деятельностью .
В своей работе я уделяю внимание проектно – исследовательской деятельности. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Она включает в себя и работу с информационными источниками, и опрос, и возможное выявление свойств изучаемых объектов.
Идеи и темы исследовательских проектов зарождаются как на уроках, так и из повседневной жизни ребят, важную роль играют их интересы и возникшие проблемы.
Например, на одном из уроков литературного чтения ребята затруднились объяснить смысл пословицы. Из этого родилась идея открытого занятия на тему «Пословица, тебя мы узнаем». В ходе занятия дети научились определять группы пословиц, искать главную мысль, отличать от других малых жанров. Результатом работы учителя и ребят, стала книгу пословиц, созданная на открытом занятии по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность».
На классный час «Защитники, которыми мы гордимся!» мы решили пригласить наших пап, служивших в армии, некоторые из них воевали в «горячих» точках, дедушек, которые защищали нашу Родину во время войны. Во время подготовки классного часа выяснилось, что каждый мальчишка из нашего класса, когда вырастет, хочет стать похожим на папу или дедушку, быть таким же сильным, умным, храбрым, защищать нашу Родину, как настоящий герой. Кто же такие герои? Что они любят? Как живут? Чем мы можем их порадовать? Это мы и решили выяснить во время подготовки классного часа. Так появилась идея творческого проекта «Защитники, которыми мы гордимся!» Результатом работы стал классный час, на котором дедушки и папы получили оригинальные подарки.
Хотелось бы отметить такие проекты, как исследовательский проект «Солнышко на блюдце», «Польская кухня», творческий проект «Игры народов России»
Младший детский возраст является сензитивным периодом для приобщения детей к миру природы. Именно на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливается представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему; завершается процесс формирования основ нравственно – экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с природой и социальной средой, людьми, самим собой. Поэтому особое внимание я уделяю урокам окружающего мира.
Полученные знания и экспериментальные навыки, расширение и углубление знаний по предмету, овладение новыми видами учебной деятельности помогает обучающимся реализоваться, успешно принимая участие в конкурсах и викторинах различного уровня. Это и городские конкурсы «Центра медицинской профилактики», городской творческий конкурс «Уроки безопасности».
Не менее интересны и результативны такие мероприятия, как праздник «Наши пернатые друзья», экологический утренник «Цветы приносят радость!», выставка «Мастерская Деда Мороза», изготовление поделок из бросового материала «Помощники птиц», экологические мероприятия по сбору макулатуры «Спаси дерево!».
Предполагалось изначально, что подготовка к празднику «Наши пернатые друзья» будет нелегкой, дети признались, что им пришлось переработать немало литературы. Из рефлексивных анкет детей: «Нам пришлось серьезно попотеть, пока мы не нашли нужный материал, выбрали, то, что надо. Нам понравилось, как прошел наш праздник…».
Однако, мы – педагоги прекрасно знаем, что реальный результат заключается в том, что формулируя вопросы и ответы к ним, дети существенно переосмыслили изученный материал, оценили уровень своих знаний, у них изменилась мотивация к обучению, изменился психологический климат в классе.
Для развития у детей познавательных процессов с целью усиления их математического развития проводятся занятия «Умники и умницы». Здесь школьники учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить предположения, проверять их, делать выводы, иллюстрировать на примерах. В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.
Более подготовленные ученики ежегодно принимают участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру» и международном конкурсе по русскому языку «Медвежонок», всероссийском конкурсе «КИТ». Таких детей от года к году становится все больше. На городском конкурсе «КИТ» Ивина Анастасия заняла 1 место, Черных Артём 3 место. Кроме этого ребята из моего класса участники всероссийских дистанционных олимпиад по математике и по русскому языку.
Умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение – всему этому дети учатся на занятиях в творческой и практической деятельности: дидактические, ролевые игры, театрализованные представления, встреча со сказочными героями, интересные и поучительные рассказы мультипликационных героев, взрослых. В этом очень помогает детская школьная организация «Друг», где учащиеся активно принимают участие, раскрывают свои скрытые способности. Работа оказалась нелегкой: сначала дети стеснялись, им было трудно даже поздороваться друг с другом. Но от занятия к занятию все больше понимали и чувствовали прелесть дружеских взаимоотношений, дружеской взаимопомощи. А дружить ребята учились со всеми, даже с теми, кто не похож на них, на большинство. В нашем классе учатся дети разных национальностей: узбеки, татары, таджики, армяне, казахи. Тенденция такова, что таких детей становится все больше. Терпимость к товарищу, уважение к его интересам, умение находить общий язык со всеми – вот те задачи, которые мы учимся решать с детьми каждый день. Поэтому несколько лет подряд мы принимали участие в городской программе «Учимся жить вместе!»
На кругосветке «Вместе весело шагать!» ребята имели возможность не только проверить свои знания, но и узнать что – то новое о правах и обязанностях детей, национальных особенностях других народов. Принимая участие в творческом конкурсе «Цветик – семицветик», ребята наглядно могли показать, как они общаются в классе, какие у них общие интересы. Танцевальный конкурс «Ритмы народов мира» дал возможность детям познакомиться с культурой разных народов, в том числе украинского, узбекского, немецкого, таджикского и других. Помню, с каким интересом ребята готовились к театрализованному представлению «Сказка – ложь, да в ней намек!» На Форуме дружбы, в 2017 году, наша команда получила диплом участника – победителя городской программы «Учимся жить вместе».
В рамках внеурочной деятельности в нашем классе действует отряд юных инспекторов движения. Мы с ребятами готовим небольшие театрализованные представления и показываем их не только детям нашего класса, но и всей начальной школе. Юные инспектора движения имеют возможность неоднократно, в игровой форме, повторить правила дорожного движения.
Таким образом, внеурочная и внеклассная деятельность для младших школьников – способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, включению в мир человеческих отношений, а значит, и эффективности обучения.
Предварительный просмотр:
Приёмы работы над безошибочным чтением.
Составитель: Коноплева Н.А.,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №46, г.Томска.
Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии зачитает гораздо лучше.
У детей испытывающих трудности в чтении, занятия лучше проводить в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.
Чтение строчек, наоборот, по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки.
Так как при исследовании было выявлено много ошибок чтения, связанных с игнорированием окончания, то предлагаю следующее упражнение.
Чтение только второй половины слов.
При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Чтение пунктирно написанных слов.
Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (ее объема, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, ее прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и ее устойчивости к интерференции - такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки).
Поиск в тексте заданных слов.
Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.
Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.
Чтение текста через слово.
Читать следует не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.
Быстрое многократное произнесение предложений.
Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее. С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Подчеркнем, что во всех случаях важно соблюдать четкость произнесения всех слов, не допуская скороговорок со скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №46 г. ТОМСКА
«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников
в контексте ФГОС»
Коноплева Наталия Александровна,
учитель начальных классов
2017 год
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС
I Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников
-Почему же возникла необходимость формирования проектно-исследовательской культуры младших школьников и что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?
-Чем отличается проект от исследования?
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В свою очередь, исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении с его ключевыми компетенциями - информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится в области познавательных интересов ребёнка и зоне ближайшего развития.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника включает в себя следующие элементы:
мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
В основе исследовательской и проектной деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
Цель исследовательской деятельности - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы школьной программы.
- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, я стараюсь на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач.
№ этапа | Название | Цель |
1этап | Актуализация проблемы | выявить проблему и определить направление будущего исследования. |
2 этап | Определение сферы исследования | сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти |
3 этап | Выбор темы исследования. | обозначить границы исследования |
4 этап | Выработка гипотезы | разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи |
5 этап | Выявление и систематизация подходов к решению. | выбрать методы исследования |
6 этап | Определение последовательности проведения | исследование |
7 этап | Сбор и обработка информации | зафиксировать полученные знания |
8 этап | Анализ и обобщение полученных материалов | структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы |
9 этап | Подготовка отчета | дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования |
10 этап | Доклад | защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы |
11 этап | Итоги | Обсуждение итогов завершенной работы |
В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями с целью приобщения их к данной деятельности ребёнка и создания ситуации успеха для него.
Так пока первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности, призываем на помощь их родителей и близких. Тем самым создаем единое образовательное пространство в школе и дома. Родители с интересом воспринимают поставленную задачу, направленную на развитие исследовательских умений и навыков детей. Заинтересованность родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом (диагностика заинтересованности родителей)
Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Так же как и я, впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, учителя задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Педагог – это организатор исследовательской деятельности, который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.
Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю».
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов.
- Реши, где ты будешь искать ответы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Формы представления результатов проектов:
- папки – раскладки,
- книжки-раскладушки;
- тематические стенды;
- макеты;
- компьютерные презентации;
- сценарии праздников, викторин и т.д.
Памятка
Методический паспорт проекта:
- По содержанию
- По форме организации
- По срокам выполнения
- По результатам выполнения
- Проект составлен в рамках темы:
- Учебник
- Авторы учебника:
- УМК
- Проблема:
- Гипотеза:
- Цель проекта:
- Задачи проекта:
- Объект исследования:
- Предмет исследования:
- План выполнения проекта и ход исследования
- Результаты проекта
- Вывод
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличиваться от 1 класса к 4.
В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. (демонстрация проектов обучающихся «Мои домашние питомцы», «Комнатные растения», Как растёт фасоль (горох)? их анализ)
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логическое единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа ребёнка над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, безусловно, под руководством учителя.
Важным условием для реализации проектной исследовательской деятельности является проведение научно-практических конференции младших школьников. Школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, основы которой закладываются уже в начальной школе. Ученики начальной школы получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией, поскольку на ней присутствуют и родители, и учителя и ученики других классов, и администрация школы.
Занимаясь исследовательской и проектной деятельностью, ребята учатся работать с литературой, расширяют свой кругозор, формируются их коммуникативные умения. Пожалуй, самый главный положительный итог подобной работы состоит в том, что после конференции появляются новые интересные идеи.
В рамках конференции юные исследователи представили свои проектные и исследовательские работы. Темы детских работ разнообразны. Они охватывают все стороны жизни и вопросы, интересующие наших учеников.
Оценка уровня освоения проектно-исследовательской деятельности младших школьников
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Понимание проблемы | Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения. Формулирует тему | Понимает проблему, но затрудняется в формулировке темы | Не понимает проблему и не предлагает варианты путей ее решения. Тему не формулирует |
Постановка цели проекта или исследования | Правильно и четко сформулирована цель, которая удерживается на протяжении всего проекта | Правильно сформулирована цель, но не удерживается на протяжении всего проекта | Цель не сформулирована или сформулирована неправильно |
Формулировка задач, необходимых для достижения цели | Все задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута | Задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута, но названы не все задачи | Задачи отсутствуют или сформулированы, но не соответствуют цели |
Определение продукта проекта | Продукт проекта выбран или предложен оригинальный в соответствии с целью проекта | Продукт проекта выбран в соответствии с целью | Не определен продукт проекта или продукт не соответствует цели |
Разработка плана достижения цели | Предложен план действий, который действительно поможет достичь цели | Предложен план действий, для достижения цели, но допущены ошибки | Отсутствует план действий |
Работа с информацией | Перечислена информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Перечислена не вся информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Не определено, какая информация понадобится для реализации проекта |
Презентация проделанной работы | Логически излагает проделанную работу, представляет ее результаты. Аргументированно отвечает на вопросы | Излагает проделанную работу, отвечает на вопросы | Не может логически рассказать о проделанной работе, затрудняется в ответах на вопросы |
Самоанализ и самооценка проделанной работы | Адекватно оценена проделанная работа, и оценка объективно обоснована. | Адекватно оценена проделанная работа, но оценка не обоснована | Отсутствует оценка и ее обоснование |
Делая общий вывод, можно отметить, что проектная и исследовательская деятельность младших школьников способствует повышению уровня предметных, личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать.
Предварительный просмотр:
Педсовет
Слайд 1
Тема: «Современные технологии, используемые на уроках в начальных классах, как основа эффективного и качественного образования»
Составитель: Коноплева Наталия Александровна,
учитель начальных классов
Слайд 2
Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.
Слайд 3
Задачи:
- Рассмотреть основные требования к организации современного урока;
- Повысить интерес педагогов к современным технологиям, используемых на уроках;
Слайд 4
И если нам как педагогам прочитать слова Сухомлинского, то можно сделать вывод, что всё что спрятано в нас, становится для детей неизведанным и загадочным, и это вызывает интерес для их мотивации.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Слайд 5
Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
И нам важно понять:
- что же сделать, чтобы современный урок стал эффективным для решения новых задач, стоящих перед образованием;
Слайд 6
Планируя современный урок мы должны знать:
- на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
- на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
- на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. И в этом нам могут помочь современные технологии при подходе к организации интересного и увлекательного урока.
Слайд 7
В связи с этим основной современной технологией для начального образования является «Работа с текстом», как формирование учебной деятельности, мотива и умения учиться, которая помогает чувствовать младшему школьнику на уроке комфортно.
Слайд 8
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
- Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
- Второй уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
- Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.
Последствием этого стала модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
Слайд 9
Большое внимание в начальной школе на уроках уделяется работа с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
Нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Слайд 10
Именно эти показатели составляют умение работать с текстом, как технологии «идеального читателя»
«прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме»; выделение главного и второстепенного содержания;
- «сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»;
- «связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения»
Слайд 11
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Приемы работы:
Чтение фамилии автора
Чтение заглавия текста
Чтение выделенных слов
Рассматривание иллюстраций
Высказывание предположений о теме, содержании текста
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы:
Чтение текста по частям с комментариями
Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
Выборочное чтение
Беседа по содержанию
Сравнение содержания текста со своим предположением
Цель - понимание текста на уровне содержания
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
Постановка проблемного вопроса к тексту
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
(Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
Характеристика событий, места действия, поступков героев.
Выполнение творческих заданий учащимися);
- развитие воображения учащихся;
- формирование умения безошибочного чтения;
- формирование навыков выборочного чтения;
- формирование умения определять тему произведения;
- развитие воображения учащихся.
Слайд 12
Если дети поймут этот приём работы, то любой урок – будет иметь огромный потенциал для решения новых задач.
Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.
Для Вас я приготовила несколько приложений по работе с текстами. Пожелания педагогам.
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
- Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
- преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
- преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Приложение 1
Анкета « Стиль преподавания»
Ответьте на вопросы анкеты
1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации
2) нет
3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7. В школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет
2) когда как
3) не знаю
Приложение 2
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? (Кто? Что? Когда?)
Толстые?(Почему вы думаете? )
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Письмо по кругу”
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся.Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.(Приложение №3).
Предварительный просмотр:
Реализация концепции математического образования через организацию внеурочной деятельности.
Составитель: Учитель начальных классов,
Коноплева Н.А., МАОУ СОШ №46, г. Томска
Слайд 1
Знания – дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
С введением новых стандартов образования в наше время большое внимание уделяется концепции математического образования. Изменение современной образовательной парадигмы сказалось не только на содержании обучения, а также и на введении внеурочной деятельности.
Слайд 2 Значение математического образования.
Одним из важных факторов развития личности является математическое образование. Способы логического рассуждения, планирования и коммуникаций, моделирования реального мира – вот уровень способный самоопределять, саморазвивать и направлять личность для решения личных задач и задач страны.
Слайд 3 Цели математического образования
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Назначение математического образования определяется двумя аспектами. Практический, когда обучение математике формирует инструментарий, необходимый человеку в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки, методы приближенного вычисления, приложения производной и интеграла и др.), и духовный аспект, связанный с мышлением человека, с овладением математическими методами познания и преобразования мира.
Целевую установку можно определить как специальную, прагматическую и высшую, то математика преследует три цели:
• грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике ;
• часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе ;
• каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных .
Слайд 4 Задачи математического образования.
Задачи математического образования:
- обеспечить изучение математики, как основного предмета начиная от начальной ступени образования до полного общего образования, на среднем и повышенном уровне в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями, интересами и потребностями школьников;
- содействовать формированию у школьников профессиональной ориентации и самоопределения в сферах деятельности, связанных с математическими знаниями, обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием.
Слайд 5
Принципы математического образования.
- Принцип научности
- Принцип систематичности и последовательности ;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности ;
- Принцип преемственности;
- Принцип связи с жизнью.
Слайд 6
1 этап 1- 4 классы | -Учебная работа на уроках математики; -Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников; - Внеурочные занятия по образовательной области»Математика»; - Проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр, конференций. |
2 этап 5-7 классы | - Внеурочные занятия физико-математического цикла; -Факультативы по углублению математических знаний; - Организация научно-исследовательской деятельности; - Проведение школьных, городских, районных, всероссийских, международных конкурсов и игр, связанных с математикой; |
3 зтап 8-9 кл. | - Реализация курсов по выбору и предпрофильная подготовка; - Факультативные занятия по черчению; - Дистанционное консультирование школьников по сложным вопросам математики и физики (Вебинары) |
4 этап 10-11 кл. | - Профильная подготовка по предметам физико - математического цикла; - Организация подготовки к ЕГЭ; - Циклические занятия в размере 10 - 20 часов на базе Томских ВУЗОВ. |
Слайд 7 Повышение качества
Проблему повышения качества математического образования школьников необходимо решать через:
- повышение эффективности работы учителей заключается в использовании современных педагогических технологий, самых современных образовательных ресурсов;
- использование разнообразных форм внеурочной деятельности по предмету;
- совершенствование службы мониторинга и внутришкольной системы управления;
- создание привлекательной картины школы в глазах учащихся и их родителей.
Организация обучения математике предполагает:
• на вариативном уровне - соответствие интересам и способностям учащихся, через направления во внеурочной деятельности;
• на общеобразовательном уровне - формирование познавательного интереса к математике, положительных мотивов учения, обеспечение преемственности с начальной школой;
• на общенаучном уровне - овладение стандартом математического образования за курс средней школы;
• на математическом уровне - углубленное расширенное обучение предметной области на основе интеграции математики в системе естественнонаучных дисциплин;
В нашей школе отличительной особенность математического образования являются разнообразные и увлекательные формы. Большое внимание уделяется дидактическим играм, о которых вам расскажет наш школьный психолог Караченцева Евгения Викторовна.
Слайд 8
Математическое образование во внеурочной деятельности реализуется через общеинтеллектуальное направление. Особенностью курсов является опора на логическое мышление и наглядную геометрию, через которые осуществляется преемственность между начальной ступенью и основной школой..
Слайд 9
В начальной школе это курсы «Умники и умницы», «Математика и конструирование» .
Слайд 10
Курс «Кенгуру», и занятия «Проектная и исследовательская деятельность » являются сквозным и для начальных и старших классов .
Слайд 11.
И их реализация осуществляется через:
- Предметные декады по математике
- Школьные математические олимпиады
- Международные математические конкурсы
- Всероссийские математические олимпиады, игры
- Научно- практические конференции
Слайд 12
Результаты : Дипломы, сертификаты за участие во Всероссийском конкурсе «КИТ» и международном конкурсе-игре «Кенгуру». В них участвуют ребята со 2-9 класс.
Слайд 13. Проектная деятельность осуществляется через проведение школьных конференций, научно- практических и исследовательских конференций городского уровня программ «Учимся жить вместе», «Твори, исследуй, пробуй».
Слайд 14
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. А наука - Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логической совершенной речи.
Слайд 15 Приглашаем на занятия.
Сегодня наши педагоги приглашают вас на открытые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....
Выступление на МО начальных классов " Организация школьного самоуправления в 3 классе".
В данном выступлении старалась показать, как организовать самоуправление в классе. Проведение выборов по самоуправлению.Подведение итогов работы по четвертям и перевыборы. Поощрение детей....
Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»
Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...
Работа учителя начальных классов Бражниковой Людмилы Александровны МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова Выступление для учителей начальных классов.
Выступление содержит материал из опыта работы по подготовке учащихся к ВПР в 4 классе....