Школьные шахматы
статья
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…
Какое же образование соответствует реалиям XXI века?
Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sent_17_v.v.akishinoy.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьные шахматы
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…
Какое же образование соответствует реалиям XXI века?
Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
На земле всего лишь 2% русскоговорящих и русскодумающих людей. Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужно ввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей, который стоит на краю пропасти, нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать…И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов!
Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на введение шахмат в общеобразовательные учреждения. Глобальная программа ФИДЕ "Шахматы – в школы" поддерживается представителями крупного бизнеса. Ведь вклад в подрастающее поколение – это самые эффективные инвестиции!
Огромную работу ведёт в этом направлении министр образования РФ Ольга Васильева, в интервью «Известиям» (2 августа 2017 года) она сказала: "Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. Есть внеурочная деятельность — обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым — нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается."
Учитывая новые направления образовательной политики, в ХМАО – Югре 19.07.2016г. была утверждена дорожная карта по развитию шахматного образования в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно которой с 2016/2017 учебного года шахматы преподаются по федеральному курсу И.Г.Сухина “Шахматы – школе” во всех начальных классах со 100% - ным охватом детей, а с 2017/2018 уч. года шахматами уже будут заниматься все учащиеся школ округа с 1-го по 7-й классы и воспитанники подготовительных групп детских садов.
Существуют две основные цели обучения детей шахматным азам: спортивная и общеразвивающая. Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.
Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих». Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме. И на сегодняшний день методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером!
Обучение игре в шахматы не самоцель – только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше – на уровне, доступном для ребенка.
Игра эта действительно уникальна, сама по себе – это неисчерпаемый мир, а сейчас они повернулись к нам своей новой гранью: шахматы – инструмент интеллектуального развития детей, хотя всегда эту функцию выполняли.
Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения и письма, самостоятельного решения и составления задач…
В Урае курс И.Сухина «Шахматы – школе» внедрён с 2009 года, и был апробирован нами в школах, детсадах, дополнительном образовании. Везде заслуженно показал себя как действенный способ сформировать у ребёнка способность «действовать в уме» (и эта цель курса реализуется на 100% - даже на детях, которые в школе считаются отстающими). Высочайшую результативность программа показала при 2-х уроках/неделю. Результатом этого стала лучшая успеваемость детей по школьным предметам. В частности, родители отметили, что дети стали осознанно сами решать математические задачи и улучшили оценки по математике и др. предметам!!! А самое главное, у ребят сохраняется стойкий интерес к занятиям, так как каждого ребёнка этот курс делает успешным, исключая проигрыши… Шахматы в школе должны реализовываться как искусство и наука, минимализируя спортивную составляющую, так как детей – спортсменов в школе лишь 10%. И курс И.Сухина этот аспект учитывает максимально эффективно: детям предложена интересная здоровьесберегающая, научно обоснованная шахматно - задачная технология!!! Таким образом, исключаются проигрышы у детей, и у них сохраняется стойкий интерес к шахматам.
Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» ориентирован на заботу о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения программы. Здесь применяется новая здоровьесберегающая педагогическая технология – «Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала», которая обеспечивает деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью. Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы.
Об уникальности шахмат как обязательного учебного предмета хорошо сказал С.Говорухин в интервью М. Манаковой: «Интеллектуальный уровень общества заметно понизился... Прежде всего, надо ввести шахматы в школе обязательным предметом. Потому что уже только идиот не понимает, насколько это полезно ребенку. Это развивает его аналитические способности. Вообще, он начинает мыслить… Шахматы нужно внедрять. Это как с чтением: и родители, и школа должны заставлять детей, и не просто заставлять, а сначала приучить, потом заставить полюбить читать книгу. Не каждого увлечешь шахматами, но многих увлечешь. И делается это, прежде всего, не для того, чтобы подготовить чемпиона мира. А для того, чтобы дети росли интеллектуально развитыми. Шахматы – это ведь не только спорт, это еще и наука, и искусство. Они развивают человека очень гармонично… Огромную роль в этом деле должны играть журналисты, педагоги, чемпионы, конечно. Надо объяснять, неустанно объяснять, насколько шахматы полезны молодому человеку, вступающему в жизнь… Это же игра, придуманная Господом Богом…"
Педагог В.В.Акишина,
МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Шахматы и оригами"
Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика обучения детей шахматам имеет большое значение....
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...