ШКОЛА НА ШАХМАТНОМ ПОЛЕ
статья
Югра стала одним из первых регионов России, где ввели «шахматный всеобуч». Губернатор Наталья Комарова, открывая XVII Международный шахматный турнир имени Анатолия Карпова в Пойковском, отметила, что «всеобщее шахматное образование должно присутствовать в образовательной системе автономного округа, начиная с детского сада».
– Сады сами решали, как ввести занятия в образовательный процесс: в некоторых кружок ведет профессиональный педагог, его услуги платные, а в других дети занимаются бесплатно со своим воспитателем, – комментирует эксперт отдела образования городского управления образования Марина Варитлова.
В школах ситуация иная. Здесь стоит задача – обучить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_znamya_shk._na_shahm._pole_2017.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА НА ШАХМАТНОМ ПОЛЕ
22.09.2017
С прошлого года по распоряжению губернатора во всех школах округа введен урок шахмат. И многие учреждения столкнулись с массой вопросов: от поиска педагога и до составления нового расписания. Мы решили выяснить, как они решаются в нашем городе.
Югра стала одним из первых регионов России, где ввели «шахматный всеобуч». Губернатор Наталья Комарова, открывая XVII Международный шахматный турнир имени Анатолия Карпова в Пойковском, отметила, что «всеобщее шахматное образование должно присутствовать в образовательной системе автономного округа, начиная с детского сада».
– Сады сами решали, как ввести занятия в образовательный процесс: в некоторых кружок ведет профессиональный педагог, его услуги платные, а в других дети занимаются бесплатно со своим воспитателем, – комментирует эксперт отдела образования городского управления образования Марина Варитлова.
В школах ситуация иная. Здесь стоит задача – обучить шахматам всех, кому эта интеллектуальная игра интересна. Для чего решается ряд вопросов.
– С прошлого года шахматы внедрялись в сетку предметов дополнительного образования и внеурочной деятельности. Школы спешно искали педагогов, кабинеты и учебники, – комментирует председатель городского методического объединения преподавателей шахмат, учитель по шахматам в гимназии Валентина Акишина. – Благо в гимназии всегда были кабинет и необходимое оборудование. А коллеги столкнулись с проблемами.
В частности, где взять преподавателей?
Вопрос о специалистах сложный. Преподавать шахматы может только человек, знающий методику преподавания шахмат, педагогику и возрастную психологию. Сегодня вопросом «воспитания» специалистов занимаются в институте развития образования города Ханты-Мансийска: для педагогов проводятся курсы переподготовки, встречи с авторами методик шахматного обучения. Курсы повышения проводит и Валентина Акишина.
– На очно-заочных курсах в октябре 2016 года мы отучили 118 человек, в ноябре – 46. В марте и сентябре 2017-го ездила в Нягань, где подготовила к преподаванию шахмат 50 педагогов. В конце октября у нас вновь стартуют курсы, – перечисляет Валентина.
Но, если ситуация с квалификацией педагогов постепенно налаживается, то вопрос качества обучения остается открытым. Каждая школа сама устанавливает расписание, выбирая нагрузку, количество часов и охват учеников.
При этом шахматами занимаются 50 процентов от всего количества обучающихся в городе, а именно 2 530 детей. И это именно те дети, которым игра интересна и они хотят продолжать развиваться и добиваться лучших результатов.
И все же не утихают споры, какова конечная цель «шахматного всеобуча». Либо это выявление сильнейших учеников и их дальнейшая подготовка к победам, как в спорте. Либо это обучение с целью всестороннего, умственного и творческого развития личности.
– Согласно авторскому курсу Игоря Сухина, цель шахматного обучения – развитие способности детей действовать «в уме». Она является одним из важнейших показателей общего развития психики. Объединяя воображение, внимание, память и мышление, ребенок продумывает свои действия и выбирает лучший выход из ситуаций. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, – отмечает Валентина. – А дальнейшее обучение имеет смысл, если ребенок действительно увлечен игрой.
Получается, что школа выявляет сильнейших шахматистов и передает их в спортивные учреждения, где занимаются их дальнейшей подготовкой.
– У нас, конечно, есть «звездные» дети – те, которые показывают отличную игру, и им это интересно. Они действительно могут пойти в спорт за достижениями и разрядами, – поясняет Акишина. – Но возникает другая проблема – в городе работает один тренер по шахматам, да и то по совместительству. Он не может по-настоящему помочь ребенку развиваться, хотя бы потому, что у него нет на это времени. И дети просто теряют интерес к игре.
Эту проблему решили в Нягани. Там пригласили работать тренера из Калмыкии – одного из сильнейших центров шахматного обучения. И он работает: его воспитанники побеждают во всероссийских и в международных конкурсах. А в Нефтеюганске в ежегодный бюджет закладываются средства на участие и выезд детей на шахматные турниры и состязания. Чтобы был результат, нужны выезды на соревнования, а на это, соответственно, нужны средства. В нашем городе, увы, такой возможности пока нет.
Зато в этом году планируется провести муниципальный этап шахматного турнира среди школьников «Белая ладья», пояснила Марина Варитлова. Но для выезда победителя на следующий этап бюджетных средств не предусмотрено.
В этом могут помочь родители или неравнодушные спонсоры. Например, ученица гимназии Катя Сальникова, благодаря финансовой поддержке семьи, участвовала в турнирах и смогла получить второй юношеский разряд, а также побывала в шахматном летнем лагере, где встретила таких же увлеченных сверстников.
А еще помогает интернет. Каждый желающий таким образом участвует в виртуальных турнирах или решает шахматные задачи онлайн. К примеру, Катя Сальникова занимается с тренером по скайпу два раза в неделю. Но эта услуга платная. А что делать остальным, кто не может себе позволить такие занятия и при этом уже вырос из программы клуба «Темп»?
Тем не менее Югра остается одним из передовых субъектов России, где все большую популярность набирают шахматы, особенно детские. Сейчас в Ханты-Мансийске проходит первенство ХМАО по шахматам среди детей от 9 до 19 лет, где участвует и урайчанка. А в 2020 у нас вновь пройдет Всемирная шахматная олимпиада.
Фото автора и Анжелики Романовой
http://infoflag.ru/News/Read/4889
Знамя №106, 22.09.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"
Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...
Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.
Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....
Особенности формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется активная работа по формированию готовности детей к обучению в школе, издается большое количество пособий для родителей и педагогов с ...
Изо. искусство. 2 класс. УМК "Школа России". «Русское поле. Воины богатыри»
Цели деятельности учителя: Способствовать раскрытию в художественных образах красоты воинской доблести защитников Древних Руси; формировать у учащихся художественно – графических умений, способн...
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Поле и его обитатели. Растения поля"
Урок окружающего мира по теме "Поле и его обитатели. Растения поля". Практическое занятие. Групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Урок с использованием доски MIMIO....
Разработка урока во 2 классе по теме "Поле и его обитатели. Растения поля" УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок разработан по технологии учебного сотрудничества.На уроке применяется работа в динамических парах, работа в группах "учимся вместе". Формируются регулятивные учебные действия нап...
Предметная неделя в начальной школе. Литературное чтение.Поле чудес по сказкам А.С.Пушкина (материал+ презентация)
Дети любят нетрадиционные уроки в начальной школе. "Поле чудес" -одна из самых любимых игр для детей, где проверяются знания....