«Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников»
проект (1, 2, 3, 4 класс)
ООбщество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить. При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается. В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели». А это - алгоритм шахматной игры!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty_kak_sredstvo_intellektualnogo_razvitiya_mladshih_shkolnikov.docx | 151.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Инновационный проект
«Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников»
Автор проекта:
педагог дополнительного образования детей
Акишина Валентина Васильевна
ХМАО-Югра, г.Урай, 2014г.
Содержание проекта
1. Образовательная программа «Юный шахматист».
2. Диагностика развития логики и степени сформированности компетенций.
3. Трансляция результатов.
4. Методические разработки.
5. Публикации.
6. Копии дипломов.
- Аннотация проекта
Наименование проекта | «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников» (далее проект). |
Автор, должность | Акишина Валентина Васильевна – педагог дополнительного образования, I категория. |
Наименование учреждения | МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» |
Цель, задачи проекта: | Цель: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей формированию способности «действовать в уме» и развитию интеллектуальных способностей. Задачи:
|
Социальная значимость проекта | Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться. Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города. Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде. |
Адресаты проектной деятельности | Педагог дополнительного образования, классные руководители и учащиеся начальных классов школы №5 (1- 2 группы по 10 человек на каждой параллели), родители учащихся (законные представители). Планируемое время реализации – 2012-2015г.г. В данном проекте приняли участие: - 40 детей в 2012-2013 учебном году (1-й год обучения): МБОУ СОШ №5: 2 классы – 20 чел., 1кл.- 10 чел.; Детсад №21 «Лукоморье»– 10 чел. подготовительной группы; - 38 учащихся в 2013-2014учбном году (2-ой год обучения): МБОУ СОШ №5: 1 кл. – 8 чел., 2 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел. - 38 учащихся в 2014-2015 учебном году (3-й год обучения): МБОУ СОШ №5: 2 кл. – 8 чел., 3 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел. |
Адрес учреждения | 628285 РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай, ул. Ленина 97. Электронная почта: cdod@edu.ru |
Телефон, факс | Телефон, факс: 8(34676) 2-32-48 |
II. Содержание проекта
2.1. Концепция проекта
Общество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить. При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается. В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели». А это - алгоритм шахматной игры!
Играя в шахматы, ребенок «в уме» мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия. На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, на языке психологов происходящий процесс называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности. Исходя из полученных выводов, юный шахматист составляет план партии и начинает его осуществлять, происходит не что иное, как синтез. Противник вносит коррективы, то есть делает свой не прогнозируемый ход, меняющий все полностью, и приходится вновь анализировать ситуацию, менять свой план, и все это происходит незаметно для наблюдателей, то есть во внутреннем плане. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме.
Исследования отечественных и зарубежных психологов Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Ж.Пиаже и С.Л.Рубинштейна свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать "в уме". Именно действовать, а не представлять статичную картинку. Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
Созданная на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» программа “Юный шахматист” (приложение №1), внедрение которой в общеобразовательные учреждения лежит в основе проекта, базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!
Проблема развития данной фундаментальной способности остается одной из самых актуальных в XXI веке. Когда следует начинать ее развитие? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.
Ученые утверждают, что механизм действия в уме формируется в 6-12 лет и именно в этом возрасте «решается, будет ли ребенок умным или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности. Н.Г. Алексеев сделал вывод, что шахматы – практически идеальная модель, чтобы правильно сформировать этот механизм». Педагоги могли бы возразить: уже в первом классе хорошо видно, кто как будет учиться. А вот здесь на помощь могли бы прийти шахматы. Если бы они были в основной сетке, класс был разделен пополам, как для изучения некоторых предметов, то для детей, у которых нет органических поражений, заболеваний, «шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников». С точки зрения развития младших школьников особую важность приобретает не шахматная партия как таковая, а продуманно построенный процесс обучения шахматным основам в формах, доступных для детей. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.
Актуальность
Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. С целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” для выработки единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске 10 – 13 июня 2013 г. прошла международная научно-практическая конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”. Участники конференции отметили:
1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).
2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ.
Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, - всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером. Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.
Учитывая новые направления образовательной политики ХМАО - Югры по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей учащихся, был разработан инновационный проект по теме «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников».
Новизна: включение в образовательный процесс школы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности дополнительной программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» по обучению детей игре в шахматы (с добавлением 1-2 часов на изучение каждой темы, применением ИКТ - технологий и интернет – ресурсов «Шахматная планета» и «Шахматный портал Югры»).
2.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».
Для выполнения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников игре в шахматы: создать материально-техническую базу для проведения занятий; разработать дидактический материал;
2) организовать внедрение новых, эффективных технологий обучения младших школьников игре в шахматы;
3) разработать модель взаимодействия педагогов МБОУ ДОД «ЦДОД» и школы №5, родителей учащихся, тренеров шахматного клуба г.Урай по обучению детей игре в шахматы.
Гипотеза: предполагается, что за три учебных года учащиеся, охваченные образовательной деятельностью, достигнут высокой результативности развития интеллектуальных способностей, овладеют начальными навыками шахматной игры; у детей разовьется интерес к игре в шахматы и к обучению в целом; с помощью внедрения шахматного образования сформируется способность «действовать в уме», и как следствие – повысится успеваемость, сформируется умение организовывать свое свободное время.
Объект исследования: процесс шахматного образования детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование новых технологий в шахматном образовании младших школьников.
Данный проект разработан в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО. Обучение шахматам проводится в течение трёх лет в группах учащихся начальных классов МБОУ СОШ №5. Время, регламентируемое для проведения обучения детей игре в шахматы, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистировано в Минюсте России 29.05.2013г. № 28564) и ФГОС НОО (приказ минобрнауки России №655).
2.3. Основные принципы:
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
- принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
- учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
- принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Проводимые мероприятия по проекту должны подкрепляются научно обоснованными методиками, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, решение задач должно осуществляться в системе и в разнообразных формах, важно учитывать реализацию прав детей на получение помощи и поддержки, гарантию положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
2.4. Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации инновационного проекта
Организация сопровождения учащихся младшего школьного возраста по обучению игре в шахматы строится по следующей модели:
1. Педагог дополнительного образования: проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы. Оснащение материально – технической базы учебниками, пособиями и материалами; проведение диагностики сформированности компетенций младших школьников; взаимодействие с родителями учащихся (проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, родительских собраний и др.). Написание программы и календарно-тематических планов; организация и проведение шахматных турниров; организация участия детей в конкурсах и научно – практических конференциях, распространение опыта работы на различных уровнях (муниципальном, городском, региональном, федеральном и международном), в СМИ.
2. Родители учащихся (законные представители): обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов с педагогами и передачи им общей информации, касающейся проявлений каждого конкретного ребёнка в шахматном образовании. Проведение работы по определению содержания шахматного образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности с другими членами семьи (бабушки, дедушки и др.). Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды, изготовление и приобретение методического и дидактического материала по обучению детей игре в шахматы, поддержка детей на турнирах и др.
3.Педагог-психолог: организация психологического сопровождения учащихся и родителей; развивающая и коррекционная работа с учениками. Психологическое консультирование педагогов и родителей, психологическая диагностика развития логики учащихся, психологическое просвещение родителей.
4) Классные руководители: проведение мероприятий, организация психологического тестирования всего класса с целью сравнительной диагностики интеллектуального развития учащихся, не занимающихся шахматами и шахматистов; подготовка с учащимися исследовательских проектов по шахматному образованию при поддержке руководителя проекта, разработка конспектов мероприятий с детьми и родителями.
5) Социальные партнеры (МБОУ ДОД «ЦДОД», Автономное учреждение ХМАО – Югры «Югорская шахматная академия», школа, представители шахматного клуба г.Урай, спонсоры и др.): обсуждение режима встреч со специалистами социокультурных учреждений города для взаимодействия. Проведение совместных мероприятий.
2.5. Формы, методы и приёмы по обучению детей игре в шахматы
Основная форма обучения - игровая.
Основные методы обучения – практический метод, словесный и наглядный.
Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения детей игре в шахматы воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому строить занятия следует по дидактическим принципам: от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному. Время от времени следует вносить в занятия элементы занимательности, новизны.
При обучении школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. При индивидуальном обучении также используем фрагменты шахматной доски из картона на 4, 6 и 9 полей, на которых дети играют с педагогом несколькими фигурами и выигрывают, так как заведомо в этих задачках имеют преимущество в расположении и силе. Таким образом постоянно культивируется ситуация успеха и желание детей учиться, играя.
Фронтальный метод обучения применяется при использовании магнитной доски, интерактивной доски. Особенности интерактивной доски - ее сенсорные технологии, которые дают возможность работать с доской любым предметом, в том числе и пальцем, без дополнительных специальных устройств. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания.
Применение компьютерных технологий позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа». Для проведения занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек»; ««Запретная фигура »; «Что общего?»; «Большая и маленькая», «Репка».
III. Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (январь - сентябрь 2012 г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги, учащиеся и родители | Диагностическая функция:
Проектировочная функция:
Организационная функция: - создание материально-технической базы;
|
II этап. Основной (сентябрь 2012 – апрель 2015 г.г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги и учащиеся. | Исполнительская функция
|
2 | Работа с родителями (законными представителями) |
|
3. | Взаимодействие с заинтересованы-ми организациями | Участие представителей шахматного клуба г.Урай и учащихся других школ города в совместных мероприятиях для детей и родителей. |
III этап. Обобщающий (апрель - май 2015г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги, учащиеся и родители | Аналитическая функция
|
IV. План реализации проекта
I этап. Подготовительный (январь - сентябрь 2012г.)
№ | Содержание | Форма отчета | Сроки |
1. | Обобщение результативности опыта работы по методике шахматного образования педагогом ЦДОД | Аналитическая справка | май 2012г. |
2. | Разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями | Планы взаимодействия | В начале каждого учебного года
|
3. | Создание соответствующих условий в классе, необходимых для осуществления шахматного образования учащихся | Подготовка помещения, оснащение оборудованием | В течение всего периода |
4. | Проведение мониторинга овладения учащимися программы, внедрение которой планируется в реализации проекта | Аналитическая справка | Май 2012г. |
5. | Провести анкетирование педагогов и родителей, интервьюирование детей | Справки по итогам мероприятий | май – сентябрь 2012г. |
6. | Организация психологом диагностики на развитие логики детей | Аналитическая справка | май 2012г. |
7. | Семинар – практикум для педагогов и родителей | Теоретический материал семинара | Ноябрь 2012г. |
II этап. Основной (сентябрь 2012г – апрель 2015 г.г.)
№ | Содержание | Форма отчета | Сроки |
Педагогическая деятельность | |||
1. | Проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению детей игре в шахматы | Конспекты занятий и различных мероприятий | В течение всего периода |
2. | Выступление на городских, Всероссийских и международных конференциях по теме проекта | Доклады конференций | 1 раз в год |
3. | Проведение консультаций по вопросам шахматного образования для педагогов и родителей | Конспект консультации | В течение всего периода |
4. | Участие в конкурсах по шахматной тематике | Дипломы и сертификаты | В течение всего периода |
5. | Подготовка и проведение городского семинара по теме «Внедрение федерального курса «Шахматы – школе» в образова-тельные учреждения г.Урай» | Справка по результатам семинара, публикации в СМИ | Ноябрь 2013г. |
Работа с учащимися | |||
1. | Организация занятий по обучению младших школьников игре в шахматы | Планы работы, конспекты занятий | В течение всего периода |
2. | Участие в шахматных мероприятиях через интернет | Фото, видео материалы, публикации | 1 раз в год |
3. | Проведение шахматных соревнований и турниров | Фото, видео материалы, аналитические справки | Два раза в год |
Работа с родителями (законными представителями) | |||
1. | Проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования» | Протокол родительского собрания | Май 2012г., |
2. | Проведение консультаций по теме проекта | Материалы консультаций | В течение всего периода |
3. | Оформление консультативно-методического уголка на сайте ЦДОД по вопросам обучения школьников игре в шахматы | Скриншоты | В течение всего периода |
4. | Проведение шахматных мероприятий и соревнований с привлечением родителей | Планы меропри-ятий, фото-видео материалы | В течение всего периода |
Взаимодействие с заинтересованными организациями | |||
1. | Участие тренеров шахматного клуба «Темп» и учеников начальных классов других школ города в совместных мероприятиях | Фото- видео материалы | По приглашению |
2. | Сотрудничество с городскими и окружными СМИ | Статьи в СМИ | По возможности |
3. |
Федерация шахмат ХМАО - Югры | Пополнение материальной – базы | По возможности |
4. | Автономное учреждение ХМАО – Югры «Югорская шахматная академия» | Дипломы и сертификаты, консультации | По возможности |
4.1. Мониторинг реализации проекта
За оценку эффективности взяты показатели:
1. Сохранность контингента.
2. Диагностика развития логики и сформированности компитентности.
3. Личные достижения учащихся.
Сохранность контингента составляет:
2012 – 13г. – 95% (выбыло 2 чел.), 2013-14г. – 95%.
По данным мониторинга освоения программы I-II годов обучения составляет высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.
Достигнута положительная динамика по сформированности компетентности учащихся: социально – личностные: 50%, информационные: 63%, учебно – познавательные: 61%, коммуникативные: 63%, обще – культурные: 61%.
Диагностика развития логики учащихся проводится в начале реализации проекта и в конце каждого учебного года психологом школы №5 (приложение №2). Промежуточная и итоговая диагностика сформированности компетентности учащихся осуществляется в конце первого и второго полугодий каждого учебного года по критериям и показателям, предложенным в реализуемой программе проекта (приложение №3).
Результаты мониторинга по первому и второму году обучения доказывает эффективность данной методики.
Рост всех показателей имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается высоким качеством показателей участия воспитанников в шахматных турнирах, различных конкурсах, научно - практических конференциях. Представленные средства обучения способствуют общему и интеллектуальному развитию детей при обучении их игре в шахматы.
Критерии оценки | сентябрь 2012г. | май 2013г. | сентябрь 2013г. | май 2014г. |
Установление причинно-следственных связей и отношений (развитие логичес-кого мышления) | 45% | 65% | 65% | 85% |
Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве | 55% | 75% | 75% | 90% |
Общий балл мышления | 50% | 75% | 75% | 85% |
Произвольная зрительная память | 55% | 65% | 65% | 80% |
Волевая регуляция в монотонной деятельности | 45% | 55% | 55% | 70% |
Мотивация к достижению целей | 75% | 85% | 85% | 100% |
V. Прогноз возможных негативных последствий и план компенсирующих мероприятий
№ | Возможные негативные последствия | План компенсирующих мероприятий |
1. | Несформированность уровней психических регуляций, несбалансированность различных функциональных систем бурно проявляющихся при переходе к систематическим формам обучения | Своевременная помощь педагога-психолога |
2 2. | Угасание у педагогов интереса к работе по осуществлению проекта | Курсы, семинары, работа педагогических мастерских и методических объединений, тренинги личностного роста педагогов, стимулирование (моральное и материальное) |
3. | Нескоординированность действий всех участников процесса | Усиление контролирующей функции за выполнением проекта |
VI. Ожидаемые результаты
Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта:
1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.
2. С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:
- уровень произвольности поведения на 32%,
- развитие логического мышления на 35%,
- развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
- развитие коммуникативных навыков на 30%,
- повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.
4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.
VII. Возможности трансляции результатов
- Организация и проведение семинаров-практикумов, методических объединений, мастер-классов для педагогов и родителей, презентации новых форм работы по шахматному образованию (на уровне города, округа, федеральном уровне).
- Выступление на научно-практических конференциях, семинарах.
- Разработка и изготовление методических и практических материалов для детей и педагогов.
- Освещение в СМИ, на официальных сайтах МБОУ ДОД «ЦДОД», «шахматном портале Югры» и «Портале образовательной интрасети управления образования г.Урай».
- Публикации по теме проекта на муниципальном, окружном и федеральном уровнях (Приложение №4).
VIII. Система обеспечения реализации проекта
- Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 об использовании возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 о внеурочной деятельности;
- Общие подходы к организации внеурочной деятельности (пп. 4 введен Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 N 2357);
- Устав МБОУ ДОД «ЦДОД».
8.2. Методическая литература.
1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» - Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013. – 40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 1914.
5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
6. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
7. Сухин И. Шахматы, второй год, тетрадь для проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
8. Сухин И. Шахматы, третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
9. Сухин И. Шахматы, третий год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
10. Сухин И. Шахматы, третий год. Рабочая тетрадь. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
- Материально-техническое обеспечение проекта
Настольные комплекты шахмат.
Демонстрационная магнитная доска с магнитными фигурами
Интерактивное оборудование (доска, проектор).
Лицензионные диски с играми по обучению детей игре в шахматы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа», «Шахматное образование»
Дидактические игры для детей по обучению шахматам.
Список литературы
1. Материалы Международной научно-практической конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования. Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
2. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2010 г.
3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/
4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая. - М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002.
5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
8. Фесенко Т.К. Необходимость обязательной учебной дисциплины «Шах маты» в начальной общеобразовательной школе. – Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.
Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"
«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"...
Учебный диалог как средство интеллектуального развития младших школьников
В статье даётся понятие учебного диалога, его значимости в организации продуктивного урока....
Презентация на тему: "Шахматы во внеурочной деятельности как средство интеллектуального развития"
В своей призентции хотела ещё раз сделать акцент на важности проведения занятий по шахматам в начальной школе, их значимость для уроков математики. И предложила использовать в работе с детьми начальны...
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
Аннотация: В статье раскрывается идея интеграции, её развивающая функция обучения, направленная на становление личности ...
Урок как средство интеллектуального развития младших школьников в аспекте здоровьесберегающих технологий
Работа может представлять интерес для учителей начальной школы. Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Приводятся комплексы спец...