Уроки нравственности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Уроки нравственности 1 – 4
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности начального общего образования Уроки нравственности. 1 – 4 классы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной программы начального общего образования по урокам нравственности 1 – 4 классы.
На изучение курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 часов (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 34 часов (34 учебные недели).
Изучение курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_1_-4_klass._rabochaya_programma.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
(Духовно-нравственное направление)
для 1-4 класса
Составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» ТГО Олейник Е.Л.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила
поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а не ученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и
развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое знаятие.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и
бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, творческий проект.
Виды деятельности: Познавательная, проектная
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О
тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.
Виды деятельности: Познавательная, проектная.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные
ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких
радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.
Виды деятельности: Познавательная, проектная.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…?
Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие
даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана
самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела
обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.
Виды деятельности: Познавательная, проектная
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты
сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, творческий проект
Виды деятельности: Познавательная, проектная
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и
нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: Познавательная
Тематическое планирование
1-й класс (33 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел №1 Правила поведения в школе | 6 | |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе | 1 |
4. | Правила поведения в столовой | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке | 1 |
6. | Правила поведения в школьном дворе | 1 |
Раздел №2 О добром отношении к людям | 10 | |
7. | Что такое «добро и зло» | 1 |
8. | Что такое «добро и зло» | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы» | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы» | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела | 1 |
12. | Добрые и не добрые дела | 1 |
13. | Ты и твои друзья | 1 |
14. | Ты и твои друзья | 1 |
15. | Помни о других - ты не один на свете | 1 |
16. | Помни о других - ты не один на свете | 1 |
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | |
17. | «Ученье - свет, а неученье - тьма» | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным» | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным» | 1 |
20. | Наш труд в классе | 1 |
21. | Наш труд в классе | 1 |
22. | Мой труд каждый день дома | 1 |
23. | Мой труд каждый день дома | 1 |
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности | 5 | |
| Культура внешнего вида | 1 |
25. | Культура внешнего вида | 1 |
26. | Каждой вещи своё место | 1 |
27. | Каждой вещи своё место | 1 |
28. | Умейте ценить своё и чужое время | 1 |
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома | 2 | |
29. | Как вести себя на улице и дома | 1 |
30. | Как вести себя на улице и дома | 1 |
Раздел №6 Школьный этикет | 3 | |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
2-й класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |
1. | Этикет (повторение) | 1 |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 1 |
4. | Встреча и развлечение гостей | 1 |
5. | Встреча и развлечение гостей | 1 |
6. | Поведение в гостях | 1 |
7. | Поведение в гостях | 1 |
8. | Как дарить подарки | 1 |
9. | Как дарить подарки | 1 |
Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | |
10. | Заповеди | 1 |
11. | Заповеди | 1 |
12. | Дал слово держи | 1 |
13. | Дал слово держи | 1 |
Раздел №3 Дружеские отношения | 11 | |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 |
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 |
16. | Преданный друг | 1 |
17. | О доброте и бессердечии | 1 |
18. | О доброте и бессердечии | 1 |
19. | Об уважительном отношении к старшим | 1 |
20. | О зависти и скромности | 1 |
21. | О зависти и скромности | 1 |
22. | О доброте и жестокосердии | 1 |
23. | В мире мудрых мыслей | 1 |
24. | В мире мудрых мыслей | 1 |
Раздел №4 Понять другого | 10 | |
25. | Золотые правила | 1 |
26. | Золотые правила | 1 |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 |
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 |
29. | О тактичном и бестактном поведении | 1 |
30. | О тактичном и бестактном поведении | 1 |
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 |
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 |
33. | В мире мудрых мыслей | 1 |
34 | Обзор курса этики за год | 1 |
3-й класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |
1. | Вначале было слово. Этикет разговора | 1 |
2. | Кириллица – азбука славянского народа. | 1 |
3. | Кириллица – азбука славянского народа. | 1 |
4. | Характеристика слов. Вежливый отказ, несогласие | 1 |
5. | Характеристика слов. Этикетные ситуации | 1 |
6. | Общение. Этикетные ситуации. | 1 |
7. | Общение. Афоризмы | 1 |
8. | Культура и этика общения. Разговор по телефону | 1 |
9. | Культура и этика общения. Играем роль воспитанного человека | 1 |
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |
10. | Культура и этика общения. Что значит быть вежливым? | 1 |
11. | Культура и этика общения. Мои достоинства и недостатки | 1 |
12. | Речь правильная и хорошая. Мои достоинства и недостатки | 1 |
13. | Большое значение маленьких радостей | 1 |
14. | О хороших и дурных привычках | 1 |
15. | О хороших и дурных привычках | 1 |
16. | Афоризмы о самовоспитании | 1 |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |
17. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 |
18. | О сострадании и жестокосердии | 1 |
19. | О сострадании и жестокосердии | 1 |
20. | Лгать нельзя, но если,..? | 1 |
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
24. | Спешите делать добро | 1 |
25. | Спешите делать добро | 1 |
26. | Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда | 1 |
Раздел №4 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? | 8 | |
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 |
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 |
30. | «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» | 1 |
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» | 1 |
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 1 |
33. | Афоризмы | 1 |
34. | Чему мы научились на уроках этики | 1 |
4-й класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 |
2. | Культура общения в современной семье | 1 |
3. | Культура общения в современной семье | 1 |
4. | О терпимости к ближним | 1 |
5. | 0 терпимости к ближним | 1 |
6. | Культура спора | 1 |
7. | Этикетные ситуации | 1 |
8. | В мире мудрых мыслей | 1 |
9. | В мире мудрых мыслей | 1 |
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |
10. | «Познай самого себя» | 1 |
11. | Самовоспитание | 1 |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 |
13. | Как я работаю над собой | 1 |
14. | О терпении | 1 |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |
17. | Об источниках наших нравственных знаний | 1 |
18. | Совесть - основа нравственности | 1 |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 |
21. | Заветы предков | 1 |
22. | Россияне о любви к Родине | 1 |
23. | Твоя малая родина | 1 |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | 1 |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 |
Раздел №4 Искусство и нравственность | 8 | |
27. | Нравственное содержание древних мифов | 1 |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 |
29. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 |
31. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 1 |
32. | Искусство и нравственность | 1 |
33. | «Вот человек Что скажешь ты о нем?» | 1 |
34. | Обзор курса этикета | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...