Уроки нравственности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Уроки нравственности 1 – 4

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности начального общего образования Уроки нравственности. 1 – 4 классы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной программы начального общего образования по урокам нравственности  1 – 4 классы.

На изучение курса внеурочной деятельности  «Уроки нравственности» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 часов (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 34 часов (34 учебные недели).

Изучение  курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и

поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_1_-4_klass._rabochaya_programma.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

(Духовно-нравственное направление)

для 1-4 класса

Составитель:  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» ТГО Олейник Е.Л.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

        «Уроки нравственности»        

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила

поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а не ученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: Познавательная

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и

развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое знаятие.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и

бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, творческий проект.

Виды деятельности: Познавательная, проектная

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О

тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.

Виды деятельности: Познавательная, проектная.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные

ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких

радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.

Виды деятельности: Познавательная, проектная.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…?

Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие

даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье.

О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана

самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела

обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь

пересмотри».

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие, творческий проект.

Виды деятельности: Познавательная, проектная

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты

сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, творческий проект

Виды деятельности: Познавательная, проектная

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и

нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: Познавательная

Тематическое планирование

1-й класс (33 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел №1 Правила поведения в школе

6

1.

Правила поведения на уроке и на перемене

1

2.

Правила поведения в общественных местах

1

3.

Правила поведения в гардеробе

1

4.

Правила поведения в столовой

1

5.

Правила поведения в библиотеке

1

6.

Правила поведения в школьном дворе

1

Раздел №2 О добром отношении к людям

10

7.

Что такое «добро и зло»

1

8.

Что такое «добро и зло»

1

9.

«Ежели вы вежливы»

1

10.

«Ежели вы вежливы»

1

11.

Добрые и не добрые дела

1

12.

Добрые и не добрые дела

1

13.

Ты и твои друзья

1

14.

Ты и твои друзья

1

15.

Помни о других - ты не один на свете

1

16.

Помни о других - ты не один на свете

1

Раздел № 3 Как стать трудолюбивым

7

17.

«Ученье - свет, а неученье - тьма»

1

18.

«Как быть прилежным и старательным»

1

19.

«Как быть прилежным и старательным»

1

20.

Наш труд в классе

1

21.

Наш труд в классе

1

22.

Мой труд каждый день дома

1

23.

Мой труд каждый день дома

1

Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности

5

 

 Культура внешнего вида

1

25.

Культура внешнего вида

1

26.

Каждой вещи своё место

1

27.

Каждой вещи своё место

1

28.

Умейте ценить своё и чужое время

1

 Раздел №5 Правила поведения на улице и дома

2

29.

 Как вести себя на улице и дома

1

30.

Как вести себя на улице и дома

1

Раздел №6 Школьный этикет

3

31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

2-й класс (34 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел №1 Культура общения

9

1.

Этикет (повторение)

1

2.

Устное и письменное приглашение на день рождения

1

3.

Устное и письменное приглашение на день рождения

1

4.

Встреча и развлечение гостей

1

5.

Встреча и развлечение гостей

1

6.

Поведение в гостях

1

7.

Поведение в гостях

1

8.

Как дарить подарки

1

9.

Как дарить подарки

1

Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности

4

10.

Заповеди

1

11.

Заповеди

1

12.

Дал слово держи

1

13.

Дал слово держи

1

Раздел №3 Дружеские отношения

11

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1

16.

Преданный друг

1

17.

О доброте и бессердечии

1

18.

О доброте и бессердечии

1

19.

Об уважительном отношении к старшим

1

20.

О зависти и скромности

1

21.

О зависти и скромности

1

22.

О доброте и жестокосердии

1

23.

В мире мудрых мыслей

1

24.

В мире мудрых мыслей

1

Раздел №4 Понять другого

10

25.

Золотые правила

1

26.

Золотые правила

1

27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

1

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

1

29.

О тактичном и бестактном поведении

1

30.

О тактичном и бестактном поведении

1

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

1

32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

1

33.

В мире мудрых мыслей

1

34

Обзор курса этики за год

1

3-й класс (34 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел №1 Культура общения

9

1.

Вначале было слово. Этикет разговора

1

2.

Кириллица – азбука славянского народа.  

1

3.

Кириллица – азбука славянского народа.  

1

4.

Характеристика слов. Вежливый отказ, несогласие

1

5.

Характеристика слов. Этикетные ситуации

1

6.

Общение. Этикетные ситуации.

1

7.

Общение. Афоризмы

1

8.

Культура и этика общения. Разговор по телефону

1

9.

Культура и этика общения. Играем роль воспитанного человека

1

Раздел №2 Самовоспитание

7

10.

Культура и этика общения. Что значит быть вежливым?

1

11.

Культура и этика общения. Мои достоинства и недостатки

1

12.

Речь правильная и хорошая. Мои достоинства и недостатки

1

13.

Большое значение маленьких радостей

1

14.

О хороших и дурных привычках

1

15.

О хороших и дурных привычках

1

16.

Афоризмы о самовоспитании

1

Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Заповеди: как мы их исполняем

1

18.

О сострадании и жестокосердии

1

19.

О сострадании и жестокосердии

1

20.

Лгать нельзя, но если,..?

1

21.

Лгать нельзя, но если...?

1

22.

Всегда ли богатство счастье?

1

23.

Всегда ли богатство счастье?

1

24.

Спешите делать добро

1

25.

Спешите делать добро

1

26.

Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда

1

Раздел №4

 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

8

27.

«Как сердцу высказать себя?»

1

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

1

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

1

30.

«И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»

1

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки»

1

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле

1

33.

Афоризмы

1

34.

Чему мы научились на уроках этики

1

4-й класс (34 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел №1 Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

2.

Культура общения в современной семье

1

3.

Культура общения в современной семье

1

4.

О терпимости к ближним

1

5.

0 терпимости к ближним

1

6.

Культура спора

1

7.

Этикетные ситуации

1

8.

В мире мудрых мыслей

1

9.

В мире мудрых мыслей

1

Раздел №2 Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя»

1

11.

Самовоспитание

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

13.

Как я работаю над собой

1

14.

О терпении

1

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний

1

18.

Совесть - основа нравственности

1

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

21.

Заветы предков

1

22.

Россияне о любви к Родине

1

23.

Твоя малая родина

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

Раздел №4 Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание древних мифов

1

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

1

29.

Положительные герои в былинах и сказках

1

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

31.

«Зло. как и добро, имеет своих героев»

1

32.

Искусство и нравственность

1

33.

«Вот человек Что скажешь ты о нем?»

1

34.

Обзор курса этикета

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...