Шахматы – детям
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на введение шахмат в общеобразовательные учреждения. Глобальная программа ФИДЕ "Шахматы – в школы" поддерживается представителями крупного бизнеса. Ведь вклад в подрастающее поколение – это самые эффективные инвестиции!  

 Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.akishina_statya_shahmaty_-_detyam.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Шахматы –  детям  

 Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на введение шахмат в общеобразовательные учреждения. Глобальная программа ФИДЕ "Шахматы – в школы" поддерживается представителями крупного бизнеса. Ведь вклад в подрастающее поколение – это самые эффективные инвестиции!  

 Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…

 В реалиях XXI века ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.

 В.Н.Довгань очень точно сказал: «На земле всего лишь 2% русскоговорящих и русскодумающих людей. Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужно ввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей, который стоит на краю пропасти, нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов!»

 Учитывая новые направления образовательной политики, 19 июля 2016г. по распоряжению губернатора Н.В.Комаровой была утверждена «Дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО – Югры». Согласно этому документу с  нынешнего учебного года  федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» введён в образовательную программу школ округа за счёт часов школьного компонента или внеурочной деятельности с охватом 100% учащихся 1-4 классов. Так же рекомендовано обеспечить введение шахматного образования в 5-11 классы за счёт внеурочной деятельности или дополнительного образования.

 Существуют две основные цели обучения детей шахматным азам: спортивная и общеразвивающая. Автор Федерального курса “Шахматы – школе” И.Г. Сухин  на сайте Всероссийского Интернет-педсовета в 2006 году задал вопрос о школьных шахматах известнейшему педагогу, доктору психологических наук, профессору Ш.А. Амонашвили. И вот ответ Шалвы Александровича: «Еще в 1964 году я впервые ввел в учебный план урок шахмат. В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло до восьмого класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию стоял у меня урок шахмат. И дети учились играть в шахматы… Для меня не сами шахматы были важны, а те качества, которые развивались при этом в учениках. Сила воли, сообразительность, терпение, умение дружить, умение проигрывать, выигрывать. Игра в шахматы помогала нравственному становлению моих учеников. Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания».

 Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» ориентирован на заботу о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения программы. Здесь применяется новая здоровьесберегающая педагогическая технология – «Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» («Шахматно-задачная технология И.Г. Сухина»), которая обеспечивает деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью. Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы.

 Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у  неиграющих. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме. И на сегодняшний день, как пишет И.Г. Сухин, методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером!  В своих работах Игорь Георгиевич указывает, что обучение игре в шахматы не самоцель – только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше – на уровне, доступном для ребенка.

 Игра эта действительно уникальна, сама по себе – это неисчерпаемый мир, а сейчас они повернулись к нам своей новой гранью: шахматы – инструмент интеллектуального развития детей, хотя всегда эту функцию выполняли. 

Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения и письма, самостоятельного решения и составления задач…

Об уникальности шахмат как обязательного учебного предмета хорошо сказал С. Говорухин в интервью М. Манаковой: «Интеллектуальный уровень общества заметно понизился... Прежде всего, надо ввести шахматы в школе обязательным предметом. Потому что уже только идиот не понимает, насколько это полезно ребенку. Это развивает его аналитические способности. Вообще, он начинает мыслить… Шахматы нужно внедрять. Это как с чтением: и родители, и школа должны заставлять детей, и не просто заставлять, а сначала приучить, потом заставить полюбить читать книгу. Не каждого увлечешь шахматами, но многих увлечешь. И делается это, прежде всего, не для того, чтобы подготовить чемпиона мира. А для того, чтобы дети росли интеллектуально развитыми. Шахматы – это ведь не только спорт, это еще и наука, и искусство. Они развивают человека очень гармонично… Огромную роль в этом деле должны играть журналисты, педагоги, чемпионы, конечно. Надо объяснять, неустанно объяснять, насколько шахматы полезны молодому человеку, вступающему в жизнь…  Это же игра, придуманная Господом Богом…"

Педагог В.В. Акишина,

МБОУ гимназия, г.Урай

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Шахматы детям.

Побольше узнать об известных шахматистах....

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".

Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью  опытного тренера, международного гросс...

Шахматы – детям?

   По уровню образования мирового рейтинга РФ сегодня не входит даже в 30-ку…   Каждый же родитель желает, чтобы его ребёнок получил лучшее образование. ...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»

Дополнительная образовательная программапо обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста«Юный  шахматист»...

Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика обучения детей шахматам имеет большое значение....