Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие птицы?»
план-конспект урока
Познакомить обучающихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ptitsy.docx | 624.54 КБ |
kto_takie_ptitsy_prezentatsiya.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект урока окружающего мира
в 1-Б классе по теме «Кто такие птицы?»
с использованием информационно - коммуникативных технологий, ЭОР (электронно – образовательные ресурсы), обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающих, игровых и личностно - ориентированных технологий.
Разработала и провела:
учитель начальных классов
МБОУ школа № 15
Куранда Евгения Юрьевна
Феодосия, 2017
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Задачи:
создать условия для формирования понятия « птицы»;
создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
выражать свою точку зрения по данной теме;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий .
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Оборудование: презентация, аудиозапись «голоса птиц» и видеофрагменты электронно – образовательного приложения к учебнику ПлешаковаА.А., учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, цветные карандаши.
Структура (план) урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и постановка учебных задач.
4. Изучение нового материала.
5.Практическая работа.
6. Закрепление нового материала.
7. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. (Создание благоприятной психологической обстановки)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
2. Актуализация знаний
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб:
Индивидуальная работа на карточках.(приложение 1)
Слайд2
-Рассмотрите и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое.
Проверка:( передайте карточку соседу)
1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых?
(У насекомых 6 ног)
-Назовите признак рыб.
(Тело рыб покрыто чешуей)
- Назовите их.
- Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными
(Птицы)
3.Определение темы и постановка учебных задач.
-Подумайте, о ком мы будем говорить на уроке?
-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?
Слайд3.
-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
Физкультминутка «Котёнок»
4. Изучение нового материала.
Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?»
1.Работа по учебнику стр.36.
- Давайте откроем учебник на странице 36. Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка.
-Что общего у всех этих животных? (они умеют летать) Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)
- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
-Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц?
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно. (Показать иллюстрации птицы)
-Посмотрим на строение птиц в учебнике стр.36.
Слайд 4.
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. .У большинства птиц клюв такого вида.
- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? (перьями)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
-Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике на стр. 37)
(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).
- Не случайно птиц часто называют „пернатые“
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
5.Практическая работа.
(Работа в парах. На столах лежат перья)
-Чем различаются эти перья? (цвет, форма, размер)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бородки перьев, очин и опахало).
-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите.
-Еще у пера есть бородки. Найдите.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
-Разрежьте перо. Что видите внутри? (внутри пусто) Перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо? (оно осталось сухим, вода скатилась капельками).
-Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
-Для чего птицам нужны большие перья? (чтоб летать)
-Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
Вывод: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижниекроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло.
-Раньше не было ручек, и люди писали гусиными перьями
6. Закрепление нового материала.
1. «Это интересно!» Слайд 5 и видеофрагменты к уроку электронного приложения к учебнку ПлешаковаА.А.
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.
Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.
Колибри – самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.
2. Работа в группах.
- Рассмотрите рисунок на странице 37. Давайте найдём их в атласе – определители.
- Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.
7.Итог урока. Рефлексия.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
– Выполнение какого задания вызвало затруднение?
– Ребята, какое задание выполнили без труда?
– Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на урок
Приложение 1: индивидуальные карточки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто такие птицы? Задачи : узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
Строение птицы ← ГОЛОВА ← КЛЮВ ШЕЯ → ← ТУЛОВИЩЕ ХВОСТ → ← НОГИ Крылья
«Это интересно!» Страус Пингвин Колибри
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...
Конспект урока. Окружающий мир. Тема: Кто такие звери?
Цель: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения зверей и показать их многообразие и красоту.Планируемые достижения учащихся:Предметные:- научить раз...
Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...
Конспект урока Окружающий мир Тема: Что такое Родина? 1 класс
Подробный конспект урока с заданиями на сайте учи.ру по карточкам ....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Такие разные праздники» Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями. Планируемые...