Программа доп образования "Маленькие патриоты"
рабочая программа (1 класс)

Шелехова Екатерина Витальевна

Программа доп образования для 1 класса патриотической направленности "Маленькие патриоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_malenkie_patrioty_1_klass.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коневская средняя школа»

Рассмотрено:

руководитель  ШМО

____________________

« ____» ___________2019 г

Согласовано:

руководитель МС

____________________

« ____» ___________2019 г

Утверждаю:

директор школы

____________________

« ____» ___________2019 г

Дополнительная общеобразовательная программа

патриотической направленности

 «Маленькие патриоты»

Возраст обучающихся 7-8 лет

Срок реализации 1 год

Программу разработала:

Шелехова Е.В., учитель начальных классов МБОУ «Конёвская школа»

с. Конево

2019 г.

Пояснительная записка

 

Введение

Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ. Уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся» важное место занимает патриотическое воспитание, гордость своим Отечеством, его историей и свершениями. В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальные, но и духовно-нравственные, идеологические, культурно-исторические, военно-патриотические и другие аспекты.

Программа «Маленькие патриоты» является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе РФ «Об образовании».

В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей программы заключается в развитии у обучающихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Цель: формирование системы ценностных отношений школьника к окружающему миру.

Общие адачи программы:

 Личностные: 

-  воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

-  воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;  

- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Предметные: 

- воспитывать уважения к Российской Армии;

 - способствовать к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.

Метапредметные:

- формировать профессионально-значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;  

- развивать индивидуальные способности, специализированные навыки поисковика и исследователя.

Задачи программы дополнительного образования «Маленькие патриоты»::

  1. Вести работу по патриотическому воспитанию  учащихся.
  2. Прослушать песни военных лет и узнать историю их создания.
  3. Посещать ветеранов войны и труда, поздравлять их с праздниками, оказывать посильную помощь.
  4. Вести сбор информации об участниках Афганской и Чеченской войн.
  5. Организовывать встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда, участниками  Афганской и Чеченской войны.
  6. Подготовить и провести поэтический утренник «Россия, Родина моя!».
  7. Создать творческий отчет о проделанной работе в рукописной Книге памяти, буклете, презентации.

Нормативно-правовая база

 - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

 -Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

 - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

 - Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

 - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

 

Участники программы:

обучающиеся 1 класса, возрастом 7-8 лет.

Продолжительность реализации программы:

1 год.

Объем программы:

Программа рассчитана на 1 час раз в две недели, 12 часов в год.

Форма проведения занятий:

-встречи с ветеранами ВОВ и труда, афганских и чеченских событий;

-трудовые десанты, акции;

--КТД;

-выставка рисунков;

-урок мужества;

-круглый стол;

-беседа;

- конкурсы.

Этапы реализации программы:

1 этап – начальный

Включает в себя формирование творческого объединения, комплектование группы.

2 этап – основной

Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Анализ и самоанализ проделанной работы.

3 этап – заключительный

Подведение итогов проделанной работы за год. Создание рукописной Книги памяти, буклета, презентации. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.

Условия реализации программы:

Для реализации программы «Маленькие патриоты» необходимо:

- наличие классной комнаты для занятий;

- наличие канцелярских товаров (альбомы, фломастеры, бумага и т.д.)

- наличие наглядных пособий.

Формы контроля:

 Объектами мониторинга являются: личность воспитанника, творческое объединение, образовательный процесс.

Основные методы мониторинга: наблюдение, самонаблюдение, анкетирование, опрос, беседа, специальные психологические, педагогические и социологические методики.

Одной из форм самонаблюдения является творческая книжка, которую имеет каждый воспитанник, в ней ребенок заполняет графы по разделам: «Знаю», «Умею», «Создал», «Принял участие» и оценивает уровень своих достижений по мере освоения программы.

Педагогом ведется карта творческих достижений воспитанников. Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы . Достижения учащихся отмечаются вручением удостоверений и освещаются в стенной печати. Из числа наиболее подготовленных воспитанников формируются команды для участия в районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера. Достаточно подготовленные воспитанники в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях. Оценочные материалы Результатом реализации данной программы являются участия в районных и областных соревнованиях военно-патриотического, поискового, исследовательского характера.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Должны знать:

-участников ВОВ, труда, боевых действий;

-историю своего края;

-памятные места с. Конево.

Должны уметь:

-вести сбор информации;

-вести описание боевого или трудового подвига;

-оформлять стенды и рукописную книгу на заданную тему.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Летопись родного края

3

2

Ратные страницы истории Отечества

4

3

Возьми в пример Героя

3

4

Музейное дело

2

Итого:

12

Календарно-тематический план программы «Маленькие патриоты»

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

план

факт

 Летопись родного края (3 ч.)

1.

История родного края

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;

2.

Песни наших бабушек и дедушек

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края

3.

Поэтический вечер «Россия, Родина моя!»

Изучение литературного наследия родного края

Ратные страницы истории Отечества (4 ч.)

4.

Детство, опаленное войной

Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами

5.

Вечно живые

Урок мужества (экскурсия к памятникам павшим землякам).

6.

След войны в моем доме

Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины. Поисковая работа, встреча, оформление буклета, информационного бюллетеня, рукописная книга

7.

Наши земляки – участники боевых действий

Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов.

Возьми в пример Героя (3 ч.)

8.

Юные герои ВОВ

Воспитание социально-нравственных норм. Героизм женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

9.

Города-герои

Воспитание любви к своему краю, гордости за свой народ и их подвиги

10.

Герои нашего времени

Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации. Герои современной России. Воины – интернационалисты с. Конево. Солдат Чеченской войны.

Музейное дело (2 ч.)

11.

Наши выпускники на службе Отечества

Работа с музейными фондами. Виды документов ведения музейного учета. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

12.

Я живу в Плесецком районе

Оформление экспозиций школьного музея

Содержание:

 1. Летопись родного края. 

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.

Содержание:

 - изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;

 - выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;

- изучение культурного наследия и творчества жителей родного края; - изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков; - изучение литературного наследия родного края;

 - изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами; - изучение малоизвестных исторических событий;

Практические занятия:

- собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;

- поисковая работа;

2.Сыны Отечества 

Встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, участниками афганской и чеченской воин. Уроки мужества, с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов. Встречи с военнослужащими уволенными в запас. Проведение вечеров на военно-патриотические темы. Экскурсии по местам боевой славы. Поддержание в надлежащем виде памятников воинской славы. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского  долга. Проведение мероприятий связанных с памятными событиями, победными днями России.

3. Возьми в пример Героя. 

История учреждения звания Героя Советского Союза (когда, в связи с чем, первые Герои Советского Союза); История учреждения звания Героя Российской Федерации (когда, в связи с чем, первые Герои РФ); Полные кавалеры ордена Славы (когда учрежден орден Славы; количество награжденных орденами всех трех степеней; категории военнослужащих, награждаемых орденом; первые полные кавалеры; полные кавалеры ордена Славы, удостоенные звания Героя Советского Союза); Героизм женщин в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время (сколько женщин удостоены звания Героя в годы войны, в послевоенное время; женщины – Герои Российской Федерации); Трижды и дважды Герои Советского Союза; Города-герои (перечислить, в каком году присвоено звание, за какие заслуги); Покорители космоса – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза в послевоенный период; Герои современной России. Герои Чеченской войны.

4. Музейное дело.

 Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. История создания школьного краеведческого музея.

Литература:

Н.А. Белибихина «Патриотическое воспитание школьников».

И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание».

Журналы «Последний звонок», «ПедСовет».

Е.М.Сафронова «Спутник классного руководителя».

И.А.Агапова  и М.А.Давыдова «Мы – патриоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Патриоты России"

Содействие формированию патриотизма младших школьников через воспитательные задачи....

Программа кружка "Юный патриот

Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению...

Рабочая программа кружка "Юный патриот"

Программа по военно-патриотическому воспитанию, для работы во внеурочное время....

Программа внеурочной деятельности "Патриот"

Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...

Программа кружка "Я - патриот"

Программа адресована учителям, ведущим кружок "Я - патриот" во 2-4 классах. Относится к духовно-нравтсвенному направлению реализации внеурочной деятельности.  Состоит из нескольких модулей, взаим...

Программа кружка "Растем патриотами"

Методическая разработка. Программа кружка внеурочной занятости для 1-4 классов "Растем патриотами"...

Рабочая программа кружка "Юный патриот" 2 класс

Цель программы:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...