Программа кружка "Я - патриот"
рабочая программа на тему

Барбашова Елена Михайловна

Программа адресована учителям, ведущим кружок "Я - патриот" во 2-4 классах. Относится к духовно-нравтсвенному направлению реализации внеурочной деятельности.  Состоит из нескольких модулей, взаимосвязанных между собой. Построена по концентрическому принципу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-patriot2-4_barbashova_e.m.docx80.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА  БУЗУЛУКА

 «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 11»

Дополнительная образовательная программа

по организации внеурочной деятельности

Кружок «Я - патриот»

для учащихся 2-4 классов.

Автор программы:              Барбашова Елена Михайловна - воспитатель ГПД 1 квалификационной категории.  

Срок реализации программы – 2014-2017 учебные года.

2014 год

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………… …3

1.Структура  программы………………………………………………………………………7

2. Содержание программы……………………………………………………………………11

3. Обеспечение программы…………………………………………………………………..11

4. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………12  

5. Система оценки достижения планируемых результатов……………………………….13

6. Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………….14

7. Инвариантный учебный план……………………………………………………………16

8. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………….18

9. Приложения ……………………………………………………………………………….24

Пояснительная записка

Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составлена на основесборника «Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения и на основе программы по организации внеурочной деятельности в МОБУ «НОШ № 11». Программа рассчитана на 102 часа за 3 года.

    Программа кружка «Я - патриот»  базируется на следующих нормативно-правовых документах:

  • Конвенции  ООН «О правах ребёнка»,
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»,
  • Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001  № 196,
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02.  2010 года № Пр-271,
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,
  • СанПиНа  от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,
  • Федерального  закона  от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),
  • Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в  Оренбургской области от 30. 09.2010 г.;
  • Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.

Новизна, целесообразность программы, особенности работы.Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – патриот”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.  

Во 2-4 классах ведётся  1 час в неделю, всего 34 за год. Занятия проводятся во второй половине дня.  

Выделяем следующие принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.
  4. Изучение интересов и потребности детей.
  5. Практическое участие детей.
  6. Творческий подход в решении проблемы.

Программа «Я – патриот» включает в себя шесть  модулей, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России:

  1. Я и я.
  2. Я и семья.
  3. Я и культура.
  4. Я и школа.
  5. Я и моё Отечество.
  6. Я и планета.

Цель программы - создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
  1. Развивающие:
  • формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;  

•        создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;          

•         повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

  1. Познавательные:
  • дать представления о России как стране, основных событиях истории государства;
  • научить видеть себя, семью, школу как составляющую часть страны

Формы организации  деятельности. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая форма работы.

Теоретические занятия:

  • беседы,
  • сообщения,
  • просмотр и обсуждение видеоматериала,
  • экскурсии,
  • устные журналы.

 Практические занятия:

  • творческие конкурсы,
  • коллективные творческие дела,
  • праздники,
  • викторины,
  • интеллектуально-познавательные игры,
  • тренинги,
  • проекты учащихся,
  • заочные путешествия.

Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий (общий список):

  • личностных, включающих в себя действие смыслообразования, то есть  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; действия самопознания и самоопределения, то есть построение образа собственного «Я», выбора жизненной перспективы;
  • регулятивных, включающих в себя целеполагание, прогнозирование, коррекцию, оценку, саморегуляцию;
  • познавательных, включающих в себя самостоятельное выделение цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, выдвижение гипотезы;
  • коммуникативных, включающих в себя постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.
  1. Структура программы

Модуль 1 «Я и я» (15 часов). Цель модуля - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи модуля:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  •  формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  •  воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Темы модуля для 2 класса:Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других.

Темы модуля для 3 класса:Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Темы модуля для 4 класса: Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

Предполагаемый результат модуля:высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Модуль 2 «Я и семья» (20 часов).Цель модуля - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи модуля:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Темы модуля для 2  класса:Я помощник в своей семье.  Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Темы модуля для 3 класса:В гостях у предков.Почему меня так назвали.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  Доброта в стихах и сказках.Пожилые люди – мудрые люди.

Темы модуля для  4 класса:День пожилого человека. Песни  бабушек.Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья».Наша домашняя коллекция.Мои семейные обязанности.  

Предполагаемый  результат модуля: сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Модуль 3 «Я и культура»(13 часов). Цель модуля -  формирование отношения к искусству.

Задачи модуля:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
  • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Темы модуля для 2 класса:Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      Что посеешь, то и пожнёшь. Широкая Масленица.

Темы модуля для 3 класса:Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Богатыри земли Русской.     Мои любимые книги. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

Темы модуля для 4 класса:Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Как встречают Новый год в разных странах.

Предполагаемый  результат модуля:умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Модуль 4 «Я и школа» (10 часов).Цель модуля - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи модуля:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  •  вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Темы модуля для 2 класса:Обязанности ученика в школе.Школьная символика. По каким правилам мы живем в школе?

Темы модуля для 3 класса:Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе?

Темы модуля для 4 класса:Продолжаем изучать Школьный устав. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Предполагаемый результат модуля: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (36 часов). Цель модуля - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи модуля:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Темы модуля для 2 класса: Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. День защитников Отечества.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  Мой любимый город.О чём шепчут названия улиц родного города.     След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки.

Темы модуля для 3 класса: Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. День защитников Отечества.Наша страна – Россия. Знакомство с конвенцией ООН «О правах ребёнка». Мой милый край – степное Оренбуржье. Дорогая моя столица. Там, где погиб неизвестный солдат. У войны неженское лицо.

Темы модуля для 4 класса: Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. День защитников Отечества. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края.Права ребенка. Конвенция ООН «О правах ребёнка».  Из истории появления законов.Основной закон жизни нашего государства. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Дети военных лет.

Предполагаемый результат  модуля:убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Модуль 6 «Я и планета» (10 часов).Цель модуля - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи модуля:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Темы модуля для 2 класса: Природа в родном городе. Уж тает снег, бегут ручьи. 1 апреля – Международный день птиц.  

Темы модуля для 3 класса: День птиц.  Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Темы модуля для 4 класса: В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.  Семь чудес света.   День птиц.

Предполагаемый результат модуля: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Требования к знаниям, умениям, навыкам  учащихся:

У учащихся должны быть сформированы:

* ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

*первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

*начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Содержание программы

1. Знания, обращённые ко всем. Данный образовательный компонент программы включает в себя формирование у учащихся следующей знаниевой парадигмы: «Отечество», «Россия», «гражданство», «гражданин», «малая родина», «патриотизм», «конституция», «закон», «толерантность», «государственная символика», «семь чудес света», «традиции семьи»,  «права», «обязанности», «ответственность», «милосердие» и т.д.

2.Умения и навыки.  В ходе реализации программы у учащихся должны быть сформированы навыки и умения работы с источниками, навыки анализа, умение вычленять базовое, необходимое.

3. Отношение к миру, друг другу, своей деятельности. Написание мини-сочинений «Моя семья», «Мой город родной - Бузулук», «Россия – родина моя», «Мой край – степное Оренбуржье», «Милая мама», «Мой папа», «Родная школа», «Мои домашние животные», «Поклонимся великим тем годам», «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны» и т.д. Проведение конкурсов рисунков «Наша древняя столица», «Родной Бузулук», «Мы – граждане России», «Мои друзья», «Мои права и обязанности», «Мой питомец», «Любимой маме посвящается», «Великая Отечественная война», «Природа родного края».

4. Опыт творческой деятельности. Данный пункт проявляется в участии в конкурсах, проводящихся в рамках кружковых занятий, а также в участии в общешкольных мероприятиях, имеющих гражданско-патриотическую направленность.

3. Обеспечение программы

1. Методическое обеспечение:

* литература гражданско-патриотическое направленности,

* иллюстративный материал,

*ИКТ.

2. Кадровое обеспечение:

*воспитатель ГПД,

*библиотекарь,

*старшая вожатая.

4. Ожидаемые результаты

1. Личностные результаты:

*осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

*осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

*уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

*способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

2. Метапредметные результаты:

*способность регулировать собственную деятельность;

* умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

*способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

* приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

3. Предметные результаты:

*усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

*владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Всеобщая декларация прав человека,  Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность, традиции, обычаи, толерантность.Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;  символика Оренбургской области, символы города Бузулука;

*владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

*овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

*знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.

Рассмотрим личные качества ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; толерантный;

самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный ;любящий; интеллектуальный;

общительный;любознательный;сопереживающий;трудолюбивый;открытый;активный;

социально зрелый.

5. Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка «Я – патриот», достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся.  Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Варианты анкет представлены в приложениях к программе. Анкетирование рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. – М.: Новое педагогическое мышление, 1989. – 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. -  9 – 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. – 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В.А. Горского. Москва «Просвещение», 2010

19. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

20. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

21.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14- 36.

  1. Инвариативный учебный план

7.1. 2 класс (2014-2015 учебный год)

Название модуля

Кол-во часов в год

Кол-во недель

Кол-во часов в 1 полугодии

Кол-во часов во 2полугодии

1

Я и я.

3

3

3

0

2

Я и семья.

5

5

5

0

3

Я и культура.

4

4

4

0

4

Я и школа.

4

4

4

0

5

Я и моё Отечество.

14

14

0

14

6

Я и планета.

3

3

0

3

Итого:

34

34

17

17

7.2. 3 класс (2015-2016 учебный год)

Название модуля

Кол-во часов в год

Кол-во недель

Кол-во часов в 1 полугодии

Кол-во часов во 2полугодии

1

Я и я.

9

5

5

0

2

Я и семья.

9

9

9

0

3

Я и культура.

4

4

2

2

4

Я и школа.

3

3

0

3

5

Я и моё Отечество.

9

9

0

9

6

Я и планета.

3

3

0

3

Итого:

34

34

17

17

7.3. 4 класс (2016-2017 учебный год)

Название модуля

Кол-во часов в год

Кол-во недель

Кол-во часов в 1 полугодии

Кол-во часов во 2полугодии

1

Я и я.

3

3

3

0

2

Я и семья.

6

6

6

0

3

Я и культура.

5

5

5

0

4

Я и школа.

3

3

3

0

5

Я и моё Отечество.

13

13

0

13

6

Я и планета.

4

4

0

4

Итого:

34

34

17

17


  1. Учебно-тематическое планирование

8.1. 2  класс (2014-2015 учебный год)

1 четверть – 9 часов

Модуль 1 «Я и я»  (3 часа).

Дата

Названия тем

Кол-во часов

УУД

Информационные ресурсы

Теория

Практика

1

Я – ученик.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как ответственном ученике.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

У обучающихся будет возможность узнать как школьника.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

2

Мой портфель.

1

0

3

Подумай о других.

1

0

Модуль 2 «Я и моя семья» (5 часов).

4

Я помощник в своей семье.  

0

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе как ответственном члене семьи.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний об истории своей семьи, о доме.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

5

Моя любимая мамочка.

0

1

6

Об отце говорю с уважением.

0

1

7

Мама, папа, я – дружная семья.

0

1

8

Здесь живет моя семья.

0

1

Модуль 3 «Я и культура» (5 часов).

9

Родной край в древности.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе как носителе культуры, её части.

2 четверть – 8 часов.

10

Родной край в древности.

0

1

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Знакомство с историей родного края в древности, поэтами и писателями города, историей города; углубление сведений о Масленице как культурной традиции народа.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

Поэты и писатели нашего города.      

1

1

11

Что посеешь, то и пожнёшь.

1

0

Модуль 4 «Я и школа» (4 часа).

12

Обязанности ученика в школе.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет углублено представление о школе.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Знакомство с обязанностями ученика, школьной символикой, правилами.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

13

Школьная символика.

1

0

14

По каким правилам мы живем в школе?

1

1

3 четверть – 10 часов.

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (7 часов).

15

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

1

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как гражданине своей страны.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Знакомство с символикой родного края, правами человека, страницами истории.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

16

Мы и наши права.  

1

1

17

Блокада Ленинграда.

1

0

18

Сталинградская битва.

1

0

19

День защитников Отечества.

1

0

Модуль 3 «Я и культура» (продолжение, 1 час).

20

Широкая Масленица.

1

0

См. выше

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (продолжение, 1 час).

21

Мой любимый город.

1

1

4 четверть – 7 часов.

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (продолжение, 1час).

22

О чём шепчут названия улиц родного города.    

1

0

См. выше

Модуль 6 «Я и планета» (3 часа).

23

1 апреля – Международный день птиц.  

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как части природы.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний о Дне птиц; получение сведений о природе в городе.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения

24

Природа в родном городе.

1

0

25

Уж тает снег, бегут ручьи.

0

1

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (продолжение, 3  часа).

26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1

1

См. выше

27

Герои Советского союза – наши земляки.

1

0

8.2. 3  класс (2015-2016 учебный год)

1 четверть – 9 часов

Модуль 1 «Я и я»  (5 часов).

Дата

Названия тем

Кол-во часов

УУД

Информационные ресурсы

Теория

Практика

1

Кому нужна моя помощь?

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как личности и члене коллектива.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний о себе, обществе.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения

2

Кто что любит и умеет делать.

0

1

3

Мы все такие разные.

1

0

4

Для чего я рожден?

1

0

5

Быть человеком.

1

0

Модуль 2 «Я и семья» (9 часов).

6

Пожилые люди – мудрые люди.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  активном члене семьи.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7

В гостях у предков.

1

1

8

Почему меня так назвали.

1

0

2 четверть – 8 часов.

9

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

1

0

Познавательные:

Углубление знаний о семье.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения

10

Мой папа – мастер на все руки.

0

1

11

Мамины помощники.

1

0

12

У моих родителей – золотые руки.  

0

1

13

Моя семья – моя радость.

0

1

14

Доброта в стихах и сказках.

1

0

Модуль 3 «Я и культура» (4 часа).

15

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как носителе культуры, её части.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

16

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.    

1

0

3 четверть – 10  часов.

17

Богатыри земли Русской.

1

0

Познавательные:

Углубление знаний о культуре.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения

18

Мои любимые книги.

0

1

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (3 часа).

20

Блокада Ленинграда.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как гражданине своей страны.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний по истории Отечества.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

21

Сталинградская битва.

1

0

22

День защитников Отечества.

0

1

Модуль 4 «Я и школа» (3 часа.)

23

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как школьнике.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний по школьным правилам.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

24

Школьный устав.

1

0

25

Ты и твои друзья. Каков я в школе?

0

1

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (продолжение,6 часов).

26

Наша страна – Россия.

1

0

См. выше.

27

Знакомство с конвенцией ООН «О правах ребёнка».

0

1

4 четверть – 7 часов.

28

Мой милый край – степное Оренбуржье.

1

0

См. выше.

29

Дорогая моя столица.

1

0

30

Там, где погиб неизвестный солдат.

0

1

31

У войны неженское лицо.

1

0

Модуль 6 «Я и планета» (3 часа).

32

День птиц.  

0

1

Личностные:

У обучающихся будет продолжено формирование о себе  как части природы.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление экологических знаний.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

33

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

1

0

34

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.

1

0

8.3. 4  класс (2016-2017 учебный год)

1 четверть – 9 часов.

Модуль 1 «Я и я»  (3 часа).

Дата

Названия тем

Кол-во часов

УУД

Информационные ресурсы

Теория

Практика

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе и других как о личности и человеке.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний о себе и других.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

2

Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни.

1

0

3

Мир моих интересов.

1

0

Модуль «Я и семья» (6 часов).

4

День пожилого человека.

1

0

Личностные:

У обучающихся сформировано представление о себе как члене семьи и о семье.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Углубление знаний о себе и своей семье.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

5

Песни  бабушек.

1

6

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

0

7

Фотовыставка «Я и моя семья».

0

1

8

Наша домашняя коллекция.

0

1

9

Мои семейные обязанности.  

0

1

2 четверть – 8 часов.

Модуль 3 «Я и культура»  (5 часов).

10

Знаменитые писатели и поэты.

1

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе  как носителе культуры и её части.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сформирована система  культурологических знаний.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

11

О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

0

12

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

1

0

13

Как встречают Новый год в разных странах.

1

0

Модуль 4 «Я и школа»  (3 часа).

14

Продолжаем изучать Школьный устав.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе  как школьнике.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сформирована система  знаний о правилах поведения в школе и в классе.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

15

Мой лучший школьный друг.

0

1

16

Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

1

0

3 четверть – 10 часов.

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (10 часов).

17

Поговорим о толерантности.

1

0

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе  как части природы.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сформирована система гражданско-патриотических знаний.  

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

18

Геральдика – наука о гербах.

1

0

19

Символика  России. Символы нашего края.

1

1

20

Блокада Ленинграда.

1

0

21

Сталинградская битва.

1

0

22

День защитников Отечества.

0

1

23

Права ребенка. Конвенция ООН «О правах ребёнка».  

1

0

24

Из истории появления законов.

1

0

25

Основной закон жизни нашего государства.

1

4 четверть – 7 часов.

Модуль 6 «Я и планета» (3 часа).

26

День птиц.

0

1

Личностные:

У обучающихся будет сформировано представление о себе  как части природы.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся планировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сформирована система  экологических знаний.

Коммуникативные:

Формирование навыков общения.

27

В ответе за тех, кого приучили.

1

0

28

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.  

1

0

Модуль 5 «Я и моё Отечество» (продолжение, 3 часа).

29

Герои Великой Отечественной войны.

1

0

См. выше

30

Память. Города – герои.

1

0

31

Дети военных лет.

1

0

Модуль 6 «Я и планета» (продолжение, 1 час).

32

Семь чудес света.  

1

0

См. выше

9. Приложения

Приложение № 1

Анкета «Гражданственность, патриотизм»

Цель анкетирования  – выяснить степень сформированности у учащихся таких понятий как «гражданственность», «патриотизм».

Инструкция. Анкета состоит из 6 вопросов. Внимательно прочитайте вопросы и кратко ответьте на них.

Вопросы анкеты

1.Как вы понимаете, что такое Родина? Отечество?
2.Что значит любить Родину?
3.Каких героев нашей Родины вы знаете?
4.Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?
5.О каких исторических событиях в стране вы знаете?
6.Что я могу (как школьник) сделать для страны?

Приложение № 2

Анкета «Моя Родина»

Цель анкетирования – выяснить отношение обучающихся к своей Родине, степень воспитания патриотизма.

Инструкция. Анкета состоит из 7 вопросов. Внимательно прочитайте вопросы и кратко ответьте на них.

Вопросы анкеты

1. Моя Родина – это_________________________

2.  Я знаю, что моя Родина много_________________________

3.  Самыми трудными событиями моей Родины были_________________________

4.  Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой_________________________

5.  Когда я вырасту, я хочу_________________________

6. Я не хочу, чтобы моя Родина_________________________

7. Я благодарен(а) своей родине за то, что_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс

Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....

Программа кружка "Патриот"

Программа разработана для работы в патриотическом направлении с детьми разных возрастных групп...

Программа кружка "Юный патриот

Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению...

Рабочая программа кружка "Юный патриот"

Программа по военно-патриотическому воспитанию, для работы во внеурочное время....

Программа кружка "Растем патриотами"

Методическая разработка. Программа кружка внеурочной занятости для 1-4 классов "Растем патриотами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ»

Рабочая программа « Патриоты своей Родины» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:· Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ»

Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способносте...