Статья на тему "Формирование навыков исследовательской деятельности"
статья
В данной статье представлены теоретические аспекты формирования исследовательской деятельсности в начальной школе, а так же опыт формирования исследовательских навыков в 1-2 классоах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста.
Каждый из нас с рождения наделен способностью видеть, слышать, чувствовать. Ребенок начинает исследовать мир с изучения своего тела, подрастая, он жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослому человеку надо понять и подстроиться под то, что ребенку все в новинку. То, что нам, взрослым, кажется обыденным и скучным, для ребенка представляется невероятным приключением. И мы, взрослые, должны не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям тайн окружающего мира надолго.
Ребенок изучает предметы с разных сторон. Сначала внешний вид и тактильные качества, затем он начинает искать взаимодействия предметов между собой. Важнейшим поведением ребенка является желание наблюдать и манипулировать предметами, экспериментировать, искать новые сведения о предметах, которые его окружают. Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида деятельности: игровая и манипуляторная, направленная на извлечение новых знаний. Эту деятельность мы назовём исследовательской. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Знания, которые ребенок получает в результате собственного исследовательского поиска, гораздо прочнее любых других. Однако, желание исследовать окружающий мир у ребенка носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Поэтому важно направить данную деятельность в правильное русло, научить ребенка не хаотичной исследовательской деятельности, алгоритмизировать её. И Это одна из важнейших задач современного образования. Развитие исследовательских навыков послужит для реализации потенциала.
В современном мире человеку необходимы такие качества как самостоятельность при получении новых знаний, креативность, критическое мышление. Все эти качества помогут ребенку в успешной реализации и адаптации в социуме.
Изучив материалы по теме, можно сделать вывод, что данная методика ориентирована на работу с учениками средней и старшей школы. Но начальная школа не остается в стороне. Именно в младшем школьном возрасте мы можем заложить фундамент для ведения активной самостоятельной исследовательской деятельности.
Рассмотрим методы и приемы исследовательской деятельности, которые используются в младшем школьном возрасте.
Уже в первом классе учащиеся приобретают первоначальные навыки исследования. На этом этапе уместно проводить уроки с применением проблемного обучения и творческих заданий.
Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В первом классе, учитель сам формулирует вопрос, опираясь на материал и тематику учебника, помогает найти на него ответ. На более поздних этапах, обучающиеся самостоятельно ставят вопросы и ищут на них ответы.
Например, на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки, фразеологические обороты, которые учащиеся «расшифровывают», участь передавать смысл всего высказывания в целом, а не каждого слова в отдельности. Затем, работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. На уроках русского языка метод проблемного обучения хорошо применим при изучении правил орфографии: как услышать глухой согласный на конце слова или что смягчает согласный звук. На уроках математики мы с ребятами изучали единицу измерения «сантиметры» с помощью метода проблемной ситуации, искали одинаковые мерки.
На уроках окружающего мира можно применять такой метод исследовательской деятельности как проектирование.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Существуют такие виды проектной деятельности, как:
- Исследовательские проекты. Долгосрочные или кратковременные.
Учащиеся проводят эксперименты под присмотром взрослых в домашних условиях или учителя в классе, изучают какую-либо сферу, например, рост растений при создании определенных условий, а потом оформляют полученные результаты в виде докладов, стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Данные исследовательские проекты станут хорошей основой для написания курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
- Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
- Информационные проекты. Учащиеся изучают информацию по какому-либо предмету или явлению, и оформляют ее в виде докладов, рефератов, классной газеты. Учащиеся первого класса могут изучать литературу о комнатных растениях, о перелетных птицах, о значении герба страны, области, края и т.д. А потом предоставить мини-сообщение по данной теме.
- Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Мои ребята готовили стенгазеты, плакаты и мини-презентации по теме ЗОЖ.
Проектный метод исследовательской деятельности можно организовать как индивидуальный для каждого ребенка, работа в парах или групповой.
Применять метод проблемного обучения можно с первого урока в первом классе. Отвечая на вопросы учителя, ребята втягиваются в учебный процесс, активно работают на уроке.
Использование метода информационного проекта мы начали во втором полугодии первого класса. Сначала изучили основы исследовательской деятельности. Многие ученики смотрели мультсериалы «Фиксики» и «Пин код» и узнавали много интересного о предметах окружающего мира, их свойствах и применении. Мои первоклассники сделали вывод, что, чтобы узнать о предмете, надо собрать о нем информацию. Совместно с детьми мы выбираем тему для исследования, определяем задачи и собираем информацию о предмете в литературных источниках и Интернет-ресурсах.
Алгоритм проведения исследования:
- Выбор темы.
- Постановка вопроса (выявить проблему).
- Определение цели исследования и задач, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.
- Выдвижение гипотезы
- Работа по сбору и анализу информации (изучение литературы, интернет – ресурсов)
- Формулировка выводов. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?
С первого класса важно вовлекать в исследовательскую работу не только детей, но и их родителей. Во время каникул учащиеся изучают информацию по выбранной ими теме или находят материал по общей теме урока. В большинстве случаев исследовательская деятельность начинается в классе с постановки цели и определения задач, а сбор и анализ информации происходит во внеурочное время.
Можно сказать о таких положительных моментах внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс, как повышение уровня и качества образовательного процесса. Это происходит за счет формирования потребности у обучающихся к саморазвитию, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.
Исследовательская деятельность ребенка не просто один из методов обучения, она позволяет формировать особый стиль детской жизни и учебной деятельности. Этот метод позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.
Список использованной литературы
- Организация исследовательской деятельности младших
школьников [Электронный ресурс] // Исследовательская деятельность. URL:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851#1
- Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших
школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2008.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить
младшего школьника приобретать знания [Текст] / А. И. Савенков.
Ярославль.: Академия развития, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/13/picture-99688.jpg)
Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения.
Статья посвещена формированию навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения....
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников в контексте введения ФГТ.
В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333777-1383572493.jpg)
Инновационный опыт работы. Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Нельзя преподносить знания готовыми,Надо каждое «открытие» Делать вместе с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-124587-1355679039.jpg)
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-342763-1384286473.jpg)
Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира
Формирование исследовательских умений начинается с начальных классов, т.к. в этом возрасте закладываются качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Уроки-исследования как эфф...
Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности"
Не в том дело, что способности проявляются в деятельности,а в том, что они создаются этой деятельностью....