Формирование умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников в контексте введения ФГТ.
статья по теме
В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направлений такого внедрения является интеграция содержания образовательных областей, протекающая, как на уровне разработки стратегии дошкольного образования, так и в практической ее реализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников в контексте введения ФГТ.
Пустовалова Н.Н.
филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево
Староюрьевский район Тамбовская область
В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направлений такого внедрения является интеграция содержания образовательных областей, протекающая, как на уровне разработки стратегии дошкольного образования, так и в практической ее реализации. Систематическая реализация практико-ориентированной, экскурсионно-исследовательской познавательной деятельности дошкольников обеспечивает целостность педагогического процесса в условиях образовательного учреждения на основе интеграции образовательных областей («Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»).
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. При этом расширяется его кругозор и словарь, он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова, воспринимает мир с его сложностями, у него формируется представление об окружающем мире, закладывается фундамент общего умственного развития, а с восприятием предметов начинается познание.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
В ходе экспериментально-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых дошкольникам для успешной учебной деятельности. Включение старшего дошкольника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе. Исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т.д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Главная цель экспериментально-исследовательской деятельности – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Таким образом, исследование– это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Исследовательская деятельность будет эффективной, если дошкольник желает проводить исследование, умеет это делать (для выполнения работы у него уже должны быть сформированы определенные компетентности), может получить удовлетворение от своей работы.
Включение дошкольников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Литература
- Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы /Авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/13/picture-99688.jpg)
Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения.
Статья посвещена формированию навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333777-1383572493.jpg)
Инновационный опыт работы. Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Нельзя преподносить знания готовыми,Надо каждое «открытие» Делать вместе с детьми...
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы он...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-239861-1420471809.jpg)
Формирование умений и навыков текстовой деятельности
"Формирование умений и навыков текстовой деятельности учащихся в образовательном процессе"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-655218-1564589546.jpg)
"Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников"
В статье описан опыт работы формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников...
Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности"
Не в том дело, что способности проявляются в деятельности,а в том, что они создаются этой деятельностью....