СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) АВТОР: ХАЗОВА А.А.
статья

Хазова Алёна Александровна

В данной статье предпринята попытка обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hazova_nauchnyy_tekst_spisok_literatury.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Хазова А.А.

Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями не должно ограничиваться только внеурочной деятельностью, так как наличие индивидуальных особенностей развития каждого ребенка (нарушения эмоционально-волевой сферы, затруднения в овладении абстрактных понятий, в формировании коммуникативных навыков и т.д.), усложняют процесс их обучения и воспитания, поэтому требует организации особых педагогических условий, главным из которых является работа в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

В программе «Нравственное развитие и воспитание учащихся» подчеркивается роль единства процесса обучения (урочная деятельность), внеклассной работы (внеурочная деятельность) и внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность), основным условием результативности программы по «Нравственному развитию и воспитанию учащихся» является совокупная деятельность школы, которая представляет собой  совместную педагогическую работу образовательной организации, семьи и других институтов общества. Основной целью работы в данном направлении должна явиться социализация учащихся, которая, по мнению Н. Ф. Головановой, «предполагает не только  сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [Голованова 2004: 54]. В программе «Нравственное развитие учащихся», приводится такое определение социализации «Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений». Работа по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями позволит наиболее полно раскрыть способности обучающихся и подготовить их к реальной жизни, включение в которую, будет возможно  при усвоении учащимися хотя бы минимума социальных норм, ценностей, правил.

В связи с тем, что образовательный процесс не может строиться без учета психофизических особенностей учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), они во многом определяют задачи, формы и методы, используемые при реализации программы духовно-нравственного воспитания. Особую важность, здесь приобретает и возрастная динамика в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, ее следует учитывать при духовно-нравственном воспитании.
«Очевидно, что закладывать основы духовно-нравственного воспитания необходимо в младшем школьном возрасте — периоде формирования установок», пишет Г.Г. Зак
[Зак 2015:40]. По словам, Н.А. Высотской, «важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные  особенности ребенка и его предшествующий опыт» [Высотская 2006:83].  

В.Р. Воронкова считала, что «воспитание, обучение и трудовая деятельность для умственно отсталых детей даже более значима, чем для нормально развивающихся»

[Воронкова 1994:315]. Она предложила, включать в образовательный процесс следующие виды воспитательной деятельности: ценностно-ориентировочная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественная, общественная, познавательная и коммуникативная деятельность. Они в разной мере включены в программу «Нравственное развитие и воспитание учащихся», которая состоит из следующих разделов: осмысление ценности жизни (своей и окружающих); отношение к себе и к другим, как к самоценности; воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще; осмысление свободы и ответственности; укрепление веры и доверия; взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения; ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне (по согласованию с родителями). Наиболее значимыми для нравственного развития учащихся, отражающими минимальный уровень освоения ими программы духовно-нравственного воспитания, является формирование чувства уважения к окружающим людям, взаимодействие с ними на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Эти разделы являются основными для социализации учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).  Показателями эффективности данного процесса можно считать уровень сформированности положительных качеств, социального опыта, потребности в общении, доброжелательном отношении к окружающим, способность на доступном уровне оценивать свои действия и поведение в  соответствие с усвоенными нравственными нормами, правилами.

Таким образом, при создании педагогических условий для духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), следует учитывать их психофизические и индивидуальные особенности, а реализация программы духовно-нравственного развития учащихся должна происходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, при этом основной целью образовательного процесса должна явиться социализация учащихся.

Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), позволил сформулировать следующие выводы:

  1. Программа нравственного развития, предполагает не только совершенствование личности учащегося, но и его социализацию, что может быть достигнуто только при наличии единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместной педагогической работы образовательной организации, семьи и других институтов общества.
  2. Разработка и реализация программы по духовно-нравственному развитию  учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) предусматривает учет их психофизических и возрастных особенностей, что позволяет подбирать наиболее эффективные методы и средства воспитания, которые будут соответствовать актуальному уровню развития данной категории детей.
  3. Главной целью всего обучения и воспитания учащихся с ОВЗ

(интеллектуальными нарушениями), будет являться их социализация.

Анализ и интерпретация результатов опроса, который использовался в качестве метода по выявлению проблем духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), позволяют представить следующие выводы:

  1. Большинство респондентов сталкивались в своей педагогической деятельности с учащимися с ОВЗ;
  2. Наибольшие трудности при воспитании учащихся с ОВЗ обусловлены такими их психофизическими особенностями: нарушения волевой сферы и расстройства эмоциональной сферы;
  3. Главной задачей духовно-нравственного воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями является, формирование отношений детей с окружающими, выработка у них потребности в активном общении, умении сотрудничать;
  4. Наиболее важными направлениями духовно-нравственного воспитания, для социализации  учащихся с ОВЗ, по мнению респондентов, является работа по формированию у таких детей способности соотносить свои действия с нормами и правилами жизни людей.
  5. Духовно-нравственное воспитание должно быть реализовано в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

 

Таким образом, теоретический анализ литературы и практические методы исследования, позволяют говорить о том, что духовно- нравственное воспитание учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным  при организации следующих педагогических условий:

- индивидуализации обучения и воспитания с учетом особенностей развития каждого ученика;

- единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Высотская Н.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] /  

Н.А. Высотская. — М.: Питер, 2006. - 229 с.

  1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб.: Речь, 2004.  272 с.
  2. Зак Г.Г., Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью / Галина Георгиевна Зак // Педагогическое образование в России.   2015. № 9. С. 39-46.
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986. — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и пути их решения.

Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...

рабочая программа для обучающихся 3 класса( интеллектуальные нарушения развития)

Представленная мною программа имеет пояснительную записку( описание контингента обучающихся, краткая психолого-педагогическая характеристика), планируемые предметные результаты,содержание учебных пред...

Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.

Адаптированная рабочая программа  и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)...

Контрольно-измерительные материалы по математике для дополнительного 1, 1, 2 классов (обучающихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫпо математике для дополнительных 1- 2 классов(для обучающихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями)  Разработала: Ишкинина Фаина Фиргатовна...