Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Азбука пешехода", "Юный эколог"
рабочая программа (2 класс)
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Юный эколог»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Юный эколог” в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями ФГОС по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами.
Программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы.
Программа «Юный эколог» расчитана на 34ч (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Азбука пешехода»
Программа курса «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа «Азбука пешехода» расчитана на 34ч (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_1-4_klass._peredelala.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
(Социальное направление)
для 1-4 класса
Составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» ТГО Вознесенская А.Г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
Основные виды учебной деятельности
Введение (1 час).
Вводное занятие: Что такое Экология?
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: Познавательная
Мой дом за окном (6 часов).
Дом, где мы живём. Откуда берётся и куда девается мусор? Практическое занятие «Уборка школьного двора». Деревья твоего двора. Экскурсия по территории школы. Птицы нашего двора. Дорога из дома в школу.
Формы организации деятельности: познавательная беседа; практическое занятие; обсуждение практической работы
Виды деятельности: познавательная.
Я и моё окружение (6 часов).
Моя семья и моя квартира. Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения в квартире, в классе. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Рассказы, стихи и поговорки о домашних животных.
Формы организации деятельности: познавательная беседа; практическое занятие.
Виды деятельности: проектная.
Гигиена моего дома (5 часов).
Уход за квартирой. Практическое занятие «Гигиена класса». Бытовые приборы в квартире. Наша одежда и обувь. Практическое занятие «Русская национальная одежда». Экскурсия в школьный музей
Формы организации деятельности: познавательная беседа; практическое занятие, экскурсия.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
Вода – источник жизни (5 часов).
Вода в моём доме и природе. Вода в жизни растений. Вода в жизни животного мира. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
Формы организации деятельности: познавательная беседа; презентация.
Виды деятельности: познавательная
Солнце и свет в нашей жизни (5 часов).
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Отношение к свету и теплу различных животных. Откуда приходят свет и тепло в мой дом. Телевизор в моём доме. Итоговое занятие.
Формы организации деятельности: познавательная беседа; творческий проект, викторина.
Виды деятельности: познавательная, проектная, игровая.
Воздух и здоровье (1 час).
Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Уборка в классе».
Формы организации деятельности: познавательная беседа; практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная
Мой край (2 часа).
Растительный и животный мир области. Исчезающие растения и животные родного края.
Формы организации деятельности: познавательная беседа;.
Виды деятельности: познавательная.
Весенние работы (2 часа)
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними.
Формы организации деятельности: практическое занятие.
Виды деятельности: проектная
2 класс (34 ч)
- Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
4. Мой край (4 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, творческий проект.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
5. Весенние работы (5 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
3 класс (34ч)
Вводное занятие по Кемеровской области (1 ч)
1.Растительный мир(14 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие, исследовательский проект.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
2.Насекомые нашей области (6 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (7 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
4 класс (34 ч)
1. Птицы нашего края (14ч)
Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края (20ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных.
Формы организации деятельности: Познавательная беседа, презентация, викторина, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов |
Введение (1 час) | ||
1. | Вводное занятие: Что такое Экология? | 1 |
Мой дом за окном (6 часов) | ||
2. | Дом, где мы живём | 1 |
3. | Откуда берётся и куда девается мусор? Практическое занятие «Уборка школьного двора». | 1 |
4. | Деревья твоего двора | 1 |
5. | Экскурсия по территории школы | 1 |
6. | Птицы нашего двора | 1 |
7. | Дорога из дома в школу | 1 |
Я и моё окружение (6 часов) | ||
8. | Моя семья и моя квартира | 1 |
9. | Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». | 1 |
10. | Комнатные растения в квартире, в классе. | 1 |
11. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». | 1 |
12. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». | 1 |
13. | Рассказы, стихи и поговорки о домашних животных. | 1 |
Гигиена моего дома (5 часов) | ||
14. | Уход за квартирой | 1 |
15. | Практическое занятие «Гигиена класса». | 1 |
16. | Бытовые приборы в квартире | 1 |
17. | Наша одежда и обувь. Практическое занятие «Русская национальная одежда». | 1 |
18. | Экскурсия в школьный музей | 1 |
Вода – источник жизни (5 часов) | ||
19. | Вода в моём доме и природе | 1 |
20. | Вода в жизни растений | 1 |
21. | Вода в жизни животного мира | 1 |
22. | Вода и здоровье человека | 1 |
23. | Личная гигиена | 1 |
Солнце и свет в нашей жизни (5 часов) | ||
24. | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 |
25. | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 |
26. | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 |
27. | Откуда приходят свет и тепло в мой дом | 1 |
28. | Телевизор в моём доме. Итоговое занятие | 1 |
Воздух и здоровье (1 час) | ||
29. | Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Уборка в классе». | 1 |
Мой край (2 часа) | ||
30. | Растительный и животный мир области | 1 |
31. | Исчезающие растения и животные родного края | 1 |
Весенние работы (2 часа) | ||
32. | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 1 |
33. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. | 1 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | |
Введение (1 час) | |||
1 | Вводное занятие. Понятие об экологии .Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
Вода-источник жизни (11 часов) | |||
2 | Вводное занятие. Понятие об экологии .Инструктаж по технике безопасности. | ||
3 | Вода в моём доме и в природе | 1 | |
4 | Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | |
5 | Экскурсия к водоёму | 1 | |
6 | Осень в нашем селе Правила поведения в природе. Способы охраны природы. | 1 | |
7 | Экскурсия в лес по теме: «Краски осени» | 1 | |
8 | Вода в жизни растений | 1 | |
9 | Вода в жизни животного мира | 1 | |
10 | Вода и здоровье человека | 1 | |
11 | Личная гигиена | 1 | |
12 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | |
Солнце и свет в нашей жизни (10 часов) | |||
13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | |
14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |
15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | |
16 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | |
17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | |
18 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | |
19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | |
20 | Телевизор в моём доме | 1 | |
21-22 | Сколько стоят свет и тепло. Памятка «Береги свет и тепло» | 2 | |
Воздух и здоровье (3 часа) | |||
23-24 | Воздух и здоровье человека | 2 | |
25 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |
Мой край (4 часов) | |||
26 | Растительный мир области | 1 | |
27 | Животный мир области Мини-проект «Лесные жители». | 1 | |
28 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | |
29 | Исчезающие растения и животные родного края. Конкурс рисунков «Они в опасности!» | 1 | |
Весенние работы (5 часа) | |||
30 | Сельскохозяйственные работы весной | 1 | |
31 | Разнообразие декоративных растений. Работа на пришкольном участке. | 1 | |
32 | Разнообразие декоративных растений. Творческая работа. Панно из природных материалов. | 1 | |
33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Сделай мир прекрасней, чище и добрей! Выставка работ. | 1 | |
Всего | 34ч | ||
Тематическое планирование
3-й год обучения
№ раз- дела | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
Введение (1 час) | ||
1 | Введение Кемеровской область на карте России | 1 |
Растительность Кемеровской области (14) | ||
2 | Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры Кемеровской области. | 1 |
3 | Экскурсия «Где растут деревья». | 1 |
4 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | 1 |
5 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 1 |
6-7 | Сбор и оформление гербариев лекарственных трав города | 2 |
8 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 |
9-10 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 2 |
11 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 |
12-13 | Защита проектов «Редкие растения края» | 2 |
14 | Парки Кемеровской области. Создание экознаков. | 1 |
15-16 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. | 2 |
Насекомые нашей области (6) | ||
17 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 |
18 | Насекомые – вредители | 1 |
19 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 1 |
20 | Насекомые. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
21-22 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | 2 |
23 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 |
4 | Рыбы, обитающие в Кемеровской области(7) | 7 |
24-25 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 2 |
26-27 | Рыбы, обитающие в реках области | 2 |
28 | Прудовые хозяйства Кемеровской области | 1 |
29-30 | Аквариумные рыбы. | 2 |
31 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 1 |
32 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 |
33-34 | Защита экологических проектов | 2 |
Всего | 34 часа |
4 класс
№ раз- дела | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Птицы (14 часов) | ||
1 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | 1 |
2 | Ворона – «интеллектуальная» птица | 1 |
3 | Ворон – красивая и умная птица | 1 |
4 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» | 1 |
5 | «Лесной доктор» - дятел | 1 |
6 | Галка – городская птица | 1 |
7 | Загадочная птица – кукушка | 1 |
8 | «Пернатая кошка» - сова | 1 |
9 | Любимая птица – снегирь | 1 |
10 | «Сестрички-синички» - самые полезные птички России | 1 |
11 | Наш добрый сосед – скворец | 1 |
12 | Изготовление скворечников, кормушек | 1 |
13 | Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. | 1 |
14 | Защита экологических проектов | 1 |
2 | Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. (20) | 3 |
15 | Заяц – «Длинное ухо» | 1 |
16 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 |
17 | Серый хищник – волк | 1 |
18 | Хозяин леса – медведь | 1 |
19 | Любознательный зверёк – белка | 1 |
20 | Лесной красавец – лось | 1 |
21 | Сердитый недотрога – ёж | 1 |
22 | Всеядное животное – барсук | 1 |
23 | Бобр – строитель | 1 |
24 | Запасливый бурундук | 1 |
25-26 | Рысь – родственник кошки | 2 |
27 | Соболь – «дорогой» зверёк | 1 |
28-29 | Косуля - самый маленький европейский олень | 2 |
30-31 | Красная книга области. Заповедники и заказники Смоленской области. Создание экознаков. | 2 |
32 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
33 | Защита экологических проектов | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...