РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И.» городского округа Самара
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей музыки, изо, ОБЖ, технологии, физ. культуры Протокол №______ от «____»______2018 г. Председатель МО Комерсантова Т.С.____ | ПРОВЕРЕНО Зам. директора по НМР МБОУ Школы №24 г.о. Самара __________А.Г.Соловьева «___»_______2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школы №24 г.о.Самара М.В.Романова___________ «___»____________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классы: 7-10 лет
Учитель: Комерсантова Т.С.
Количество часов: в неделю 1 час; всего за год 34 часа
Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
В результате освоения курса внеурочной деятельности учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющееся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Живопись | 9 |
2 | Графика | 7 |
3 | Скульптура | 4 |
4 | Аппликация | 5 |
5 | Бумажная пластика | 4 |
6 | Работа с природными материалами | 4 |
7 | Организация и обсуждение детских работ | 1 |
8 | ИТОГО: | 34 |
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю и разделяются на аудиторные и внеаудиторные. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Содержание курса.
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Содержание рабочей программы.
Тема: «Живопись» (9 часов)
Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.
Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.
Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.
Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.
Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.
Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.
Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».
Занятие 8. Изображение несложного натюрморта.
Занятие 9. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (7 часов)
Занятие 10.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Занятие 11. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.
Занятие 12. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.
Занятие 13. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.
Занятие 14. Работа фломастерами. Изображение птиц.
Занятие 15. Работа углем. Пейзаж по замыслу.
Занятие 16. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа)
Занятие 17. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.
Занятие 18. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином. Лепка геометрических фигур.
Занятие 19. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.
Занятие 20. Лепка по памяти фигурок птиц и животных.
Тема: «Аппликация» (5 часа)
Занятие 21. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»
Занятие 22. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.
Занятие 23. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Занятие 24. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например, с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Занятие 25. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Бумажная пластика» (4 часов)
Занятие 26. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.
Занятие 27.Упражнение в «сминании» бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Занятие 28. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».
Занятие 29. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)
Занятие 30. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).
Занятие 31. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».
Занятие 32. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Занятие 33. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)
Занятие 34. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Кол-во часов | Сроки изучения | ЦОР | ||||
Аудит. | Внеаудит. | план | факт | |||||
Тема «Живопись» (9 часов) | ||||||||
1 | Введение. Праздник знакомства | 1 | 1 нед | |||||
2 | Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | 1 | 2 нед | |||||
3 | Выполнение набросков с натуры | 1 | 3 нед | |||||
4 | Рисование листьев деревьев | 1 | 4 нед | |||||
5 | Осенний пейзаж. | 1 | 5 нед | |||||
6 | Рисование с натуры цветов, трав. | 1 | 6 нед | |||||
7 | Осенний букет. | 1 | 7 нед | |||||
8 | Изображение несложного натюрморта. | 1 | 8 нед | |||||
9 | Выставка работ учащихся. | 1 | 9 нед | |||||
Тема «Графика» (7 часов) | ||||||||
10 | Введение. Типы линий | 1 | 10 нед | |||||
11 | Рисование с натуры веток деревьев | 1 | 11 нед | |||||
12 | Работа цветными карандашами. Натюрморт | 1 | 12 нед | |||||
13 | Работа фломастерами. Изображение насекомых. | 1 | 13 нед | |||||
14 | Изображение птиц. | 1 | 14 нед | |||||
15 | Работа углем. Пейзаж по замыслу | 1 | 15 нед | |||||
16 | Выставка работ учащихся | 1 | 16 нед | |||||
Тема «Скульптура» (4 часа) | ||||||||
17 | Введение. Скульптура | 1 | 17 нед | |||||
18 | Лепка геометрических фигур | 1 | 18 нед | |||||
19 | Лепка с натуры овощей и фруктов | 1 | 19 нед | |||||
20 | Лепка фигурок животных и птиц | 1 | 20 нед | |||||
Тема «Аппликация» (5 часов) | ||||||||
21 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги» | 1 | 21 нед | |||||
22 | Виды аппликаций. Технология выполнения аппликации | 1 | 22 нед | |||||
23 | Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги. | 1 | 23 нед | |||||
24 | Выполнение сюжетной аппликации «Времена года» | 1 | 24 нед | |||||
25 | Выставка работ учащихся | 1 | 25 нед | |||||
Тема «Бумажная пластика» (4 часа) | ||||||||
26 | Введение. Виды бумаги. Трансформация листа бумаги. | 1 | 26 нед | |||||
27 | Выполнение упражнений из бумаги с целью получения заданного образа. | 1 | 27 нед | |||||
28 | Коллективная работа «Мой любимый уголок парка». | 1 | 28 нед | |||||
29 | Выполнение творческих работ по образцу. | 1 | 29 нед | |||||
Тема «Работа с природными материалами» (4 часа) | ||||||||
30 | Введение. Путешествие в страну мастеров | 1 | 30 нед | |||||
31 | Композиция «Грибная пора». | 1 | 31 нед | |||||
32 | Моделирование композиций из природного материала. | 1 | 32 нед | |||||
33 | Выставка работ учащихся | 1 | 33 нед | |||||
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час) | ||||||||
34 | Подведение итогов года «Праздник творчества» | 1 | 34 нед |
Итого за год: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (модифицированная) по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (УМК "Перстективная начальная школа")...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты реализации программы. календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса
Рабочая программа составлена для учащихся 2 класса, содержит все разделы, соответствующие ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (адаптированная)Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 7 – 10 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
В программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»...