Программа внеурочной деятельности (кружок) «Истоки православия»
рабочая программа (3, 4 класс)
Цель данного кружка: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kruzhok_istoki_pravoslaviya.docx | 346.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки Православия
Пояснительная записка
Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Актуальность
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
В курсе «Истоки православия» истоки народной мудрости и эстетических идеалов, здесь и духовно-нравственные традиции, и особенности формирования быта и культуры общения. Из православия и традиционная для русского народа иерархия ценностей, понимание истины. Из православия – особое отношение к Родине, к святости.
И конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цель курса:
а) Образовательные: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.
б) Воспитательные: формировать у детей систему духовно – нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.
Задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся со Священной историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Православной Церкви. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви, православном храме, православном богослужении. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из личной жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
6. Познакомить детей с кругом православных праздников, показать их органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Основа преподавания предмета в младших классах – изучение главных православных праздников. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества, природы, православного прихода, школы.
В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о православной культуры. Введение в содержание программы экскурсий, фотоотчетов, проектной деятельности - характерная черта кружка «Истоки Православия». Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.
Результат формирования УУД
Личностные УУД
Сформированность внутренней позиции школьника, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Регулятивные УУД
Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД
Формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Коммуникативные УУД
Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности
Формы работы разнообразные:
- Групповая работа. Работа в парах.
(образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания.
Методы работы:
- Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, сообщения, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
- Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя (Творческие задания)
- Объяснительно-иллюстрированый – учитель сообщает и показывает наглядность, просмотр видеоматериалов.
Формы контроля.
1. Выставки работ в классе.
2. Участие в конкурсах.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 – й класс. 7-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013. 160 с.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Технические средства обучения.
Календарно-тематическое планирование
«Истоки Православия» 3 класс
№п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1,2 | Бог просвещающий | 2 | |
3,4 | Что говорит о Боге православная культура? | 2 | |
5,6 | Свет на горе Фавор | 2 | |
7,8 | Бог спасающий | 2 | |
9,10 | Что говорит о человеке православная культура? | 2 | |
11,12 | Христиане в православном храме | 2 | |
13,14 | Золотое правило жизни | 2 | |
15,16 | Добро и зло | 2 | |
17 | Проект «Рождественская сказка» | 1 | |
18,19 | Как Бог строил дом спасения человека | 2 | |
20,21 | Воеводы сил любви. Добродетели. | 2 | |
22,23 | Непобедимое оружие христиан | 2 | |
24,25 | Защита святынь. Силы тьмы | 2 | |
26,27 | Небесные помощники | 2 | |
28 | Проект «Светлая Пасха» | 1 | |
29,30 | Увенчанные небесными венцами. Христианская семья | 2 | |
31,32 | Добрый ответ | 2 | |
33 | Экскурсия во Владимирский Храм | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....
Программа внеурочной деятельности "К истокам"
Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической...
рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука истоков"
Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
Краткая аннотация программы: Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1класс
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс...