рабочая программа "Я -исследователь" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Я - исследователь»
на ступени начального общего образования
для 4 класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена учителями начальных классов
Головнёвой Любовью Александровной,
Филичкиной Ольгой Александровной
г. Долинск,
2018 г.
Рабочая программа курса «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 г. Долинска на 2018-2019 учебный год, утверждённого приказом № 355-ОД от 30.08.2018 г., авторской программы развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
На изучение курса «Я - исследователь» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.
1. Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Личностные результаты
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Содержание тем по курсу «Я-исследователь» не изменено и соответствует авторской программе Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Раздел 1. Введение 1 ч.
Твои новые интересы и увлечения. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Презентация своих увлечений.
Раздел 2. Виды и характеристика проектов 14 ч.
Виды проектов.
Исследовательско-творческий проект. Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Монопредметный проект.
Межпредметный проект.
Раздел 3. Презентация проектов и подготовка к защите 19 ч.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции.
Правильная подготовка презентации к проекту.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.
Типичные ошибки проектантов
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и
абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Советы мудрого Дельфина на лето
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего
исследования.
Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или
занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные
решения.
Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся
проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной
самооценки автора проекта.
Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику.
3. Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Корректиир. | |
4Б | 4В | ||||
Раздел 1. Введение 1 ч. | |||||
1 четв. 1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | 06.09 | 05.09 | |
Раздел 2. Виды и характеристика проектов 14 ч. | |||||
2 | Виды проектов | 1 | 13.09 | 12.09 | |
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 | 20.09 | 19.09 | |
4 | Творческий проект | 1 | 27.09 | 26.09 | |
5, 6 | Ролево-игровой проект | 2 | 04.10 11.10 07.10 | 03.10 10.10 07.10 | |
7, 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 2 | 18.10 25.10 | 17.10 24.10 | |
2 четв. 9, 10 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | 08.11 15.11 | 07.11 14.11 | |
11 | Информационно-ориентированный проект | 1 | 22.11 | 21.11 | |
12 | Практико-ориентированный проект | 1 | 29.11 | 28.11 | |
13, 14 | Монопредметный проект | 2 | 06.12 13.12 | 05.12 12.12 | |
15 | Межпредметный проект | 1 | 20.12 | 19.12 | |
Раздел 3. Презентация проектов и подготовка к защите 19 ч. | |||||
16 | Виды презентационных проектов | 1 | 27.12 | 26.12 | |
3 четв. 17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 | 17.01 | 16.01 | |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | 24.01 | 23.01 | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | 31.01 | 30.01 | |
20, 21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | 07.02 14.02 | 06.02 13.02 | |
22, 23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | 2102 28.02 | 20.02 27.02 | |
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 | 07.03 | 06.03 | |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | 14.03 | 13.03 | |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | 21.03 | 20.03 | |
4 четв. 27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | 04.04 | 03.04 | |
28 | Практическая работа «Умение работать с таблицей» | 1 | 11.04 | 10.04 | |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 18.04 | 17.04 | |
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | 25.04 | 24.04 | |
31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев | 1 | 10.05 | 08.05 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | 16.05 | 15.05 | |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | 23.05 | 22.05 | |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето | 1 | 25.05 | 24.05 |
Формы и методы работы:
Методы: объяснительно-иллюстративный метод; метод проблемного изложения; эвристический метод; исследовательский метод.
Формы: парная работа, групповая работа, самостоятельная работа
Приложение 1
Сводная учёта распределения программного материала
по внеурочному курсу «Я - исследователь»
Класс 4 «Б,В»
Учитель Головнёва Л.А., Филичкина О.А.
Количество часов на 2018-2019 учебный год
класс | 4 Б | 4 В |
всего часов | 34 | 34 |
часов в неделю | 1 | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов | |
4 Б | 4 В | |
1 четверть | 8 | 8 |
2 четверть | 8 | 8 |
3 четверть | 10 | 10 |
4 четверть | 8 | 8 |
Год | 34 | 34 |
Распределение часов по разделам внеурочного курса «Я исследователь»
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Введение | 1 | 0 | 1 |
2. | Виды и характеристика проектов | 7 | 7 | 14 |
3. | Презентация проектов и подготовка к защите | 10 | 9 | 19 |
Итого: | 18 | 16 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...
Рабочая программа "Я-исследователь" 2 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс...
Рабочая программа для 1 класса "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами шк...
рабочая программа "Я -исследователь" 3 класс
курс внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Я - исследователь!" по внеурочной деятельности для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» разработана для обучающихся 3 класса. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельност...