Эссе. "Моя педагогическая философия"
статья
Предварительный просмотр:
МКОУ «Турманская СОШ»
Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 19»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Понимаешь, мама, я - учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея в класс,
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз!
Учитель, сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя…
Не знаю почему, но эти слова врезались в мою память с самого детства. В голове рисуется картинка: я – первоклассница, и учителя моей родной Турманской школы на празднике (скорее всего это был День учителя) красиво хором поют эту песню. Смотрю на них во все глаза, и мне еще больше хочется стать учительницей. Я каждый день с большим желанием шла в школу, чтобы узнать что-то новое. Приходя домой, я рассказывала своим родителям о том, как интересно прошли уроки, о том, как много нового я узнала. Постоянно надо было что - то вырезать, клеить, искать, в книгах, детских журналах, энциклопедиях. В свободное время я играла в школу и в красках и лицах копировала свою первую учительницу, Светлану Витальевну. Школа была для меня родным домом. Я очень благодарна своим учителям.
Прошли годы, и я счастливо исполнила свою мечту, поступила в Братский педагогический колледж №1, получила диплом и стала педагогом. Не передать все те эмоции, которые я испытала, когда меня пригласили работать в мою родную школу. Теперь и я – чья-то первая учительница. Вот уже пятый год я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны миропознания для маленьких сердец, стараюсь жить в гармонии с собой и окружающими.
Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть! Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь - ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности, или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем! Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор.
Я стараюсь интересно и разнообразно выстраивать урок, проживать его как важную часть жизни, насыщая своей энергией, творчеством. При этом важно не только, что говорит учитель, но и более того – как говорит и как действует. От детского взгляда невозможно скрыть совершенно ничего. И здесь главное - быть искренней. Любая фальшь способна разочаровать юные души. Я много прилагаю усилий, чтобы создать благоприятный микроклимат в классе, находя путь к сердцу буквально каждого ребёнка. И помогает мне в этом искреннее, тактичное, душевное слово. Недаром в своё время Л. Н. Толстой сказал, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». Учителю сегодня приходится иметь дело с детьми, которые мало читают. С большим трудом формируется культура чтения, культура работы с текстовой информацией. Новый образовательный стандарт ориентирован на ученика, читающего и рассказывающего, спорящего и объясняющего свою точку зрения. Это требование времени. Мне важно взволновать душу ребёнка, заставить его совесть «дышать», позволить говорить всё, что он думает по поводу не только темы урока, но и его личной жизни. Я вижу, как дети радуются такому общению, как оно им необходимо. Необходимо не только им, но и в большей степени, мне.
Я ценю в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, стремлюсь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Я верю в способности любого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что каждый ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть, и талант.
Банальная фраза о том, что учитель не профессия, а призвание, иногда приобретает совсем иной, сокровенный, и даже сакральный смысл. Случается такое, когда видишь глаза детей, наполненные любовью и благодарностью, когда родители плачут при расставании, когда у самих слезы наворачиваются от воспоминаний. Видеть успехи ученика – настоящая награда для учителя. Уже сейчас, имея совсем небольшой опыт работы, я понимаю, что на уроке важно создать такую ситуацию успеха, чтобы ученики сами захотели открывать новые знания, спорили, обсуждали, помогали друг другу в тяжелейшем труде – учебе. Не скрою, это не всегда получается, но получается. Мои ребятишки любознательные, активные, говорливые, отзывчивые, ответственные, а главное – любимые. Я люблю детей просто потому, что они - дети – яркие, эмоциональные, добрые, искренние. Ценю, когда они подходят ко мне на перемене или после уроков, чтобы задать свои вопросы, потом – чтобы обсудить свои проблемы, иногда просто поболтать. Мои ученики доверяют мне, прислушиваются к моим советам. Это для меня очень много значит. Мы вместе, у нас общие победы и поражения, множество неповторимых мгновений. Я очень довольна, когда дети на уроках делают открытия и восклицают: «Неужели?!», «Не может быть!», когда в их глазках горит огонек познания.
Я часто размышляю о своей профессии. Случайных людей в ней не может быть. Передать другому опыт, знания – вечное движение вперед, еще один шаг в будущее, смысл и цель! Вот только как осуществить эту передачу: натаскиванием или творчески? Лично я считаю, чтобы поставить базовые знания, необходимы многократные повторы. Пока не выучишь алфавит - не научишься читать, без таблиц сложения и умножения – не научишь считать. Однако, очень важно при этом мотивировать ребят к самостоятельному поиску знаний. Знания, конечно ценны, но всего не узнаешь, всем наукам не обучишь. « Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться» (П.Ф. Каптерев). А ведь учиться - значит УЧИТЬ СЕБЯ. Цель обучения состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без помощи учителя. Именно личная заинтересованность, самостоятельное приобретение знаний и опыта дают максимальные результаты. А мы слишком уж опекаем наших учеников, стараемся вложить в их головы важные на наш взгляд истины, и потом удивляемся, почему получаем такие низкие результаты. Джордж Бернард Шоу в свое время удачно подметил: «Если умыть кошку, она уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат». От педагога, даже самого умного и красноречивого, дети получают 15% знаний. Это сродни тому, что вы пришли в магазин, заплатили за килограмм колбасы, а вам подали 150 граммов. Обидно… Лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Поэтому, на мой взгляд, сейчас школе нужны не учителя - преподаватели азбучных истин, а учителя – консультанты и тьюторы, коучингеры. Их задача - в руководстве, сопровождении, помощи в подборе источников информации. Традиционный урок с чтением параграфа и ответами на вопросы учебника уходит в прошлое, нужны активные методы, которые позволяют повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. Поэтому нам, молодым педагогам, необходимо шагать в ногу со временем. Мы должны быть гибкими и творческими, не теряться в сложных ситуациях, уметь налаживать эффективные коммуникации с детьми, их родителями, друг с другом и окружающими нас людьми, при этом не забывать про нравственное начало. Как говорится с учителя «… и спрос строгий и честь высока, и ноша на миру нелегка». А иначе и быть не может, потому что Учительство выполняет самый сложный и ответственный социальный заказ. Конечным продуктом его деятельности является личность, которая становится интеллектуальным капиталом нации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Эссе. «Моя педагогическая философия».
Эссе Паненко И.Н....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"...
Эссе моя педагогическая философия
Эссе моя педагогическая философия...
Сочинение – эссе "Моя педагогическая философия"
Пять выпусков позади, а впереди еще долгий профессиональный путь, сложный и тернистый, с большими испытаниями, как для меня, так и для моих подопечных. ...