Особенности ФГОС для детей с ОВЗ
статья
Актуальность проблемы заключается в том, что значительное количество детей с ОВЗ (по ряду причин) не могут быть охвачены системой специальной (коррекционной) помощи. В связи с этим, возникла острая необходимость к созданию новой модели образования, которая бы учитывала особые возможности детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_fgos_dlya_detey_s_ovz.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности ФГОС для детей с ОВЗ.
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, дети с ограниченными возможностями здоровья практически не имели возможность получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались здоровые дети.
По данным Министерства здравоохранения России в 2014 году детей-инвалидов насчитывалось 540.837 человек, это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году.
Из 66.837 учащихся Республики Марий Эл-около 5.000 детей с ОВЗ.
Из них около 3.000 (4,2%) учащихся с ОВЗ обучается по общеобразовательным программам, которые не соответствуют их возможностям и особенностям. И только 1.800 учащихся обучаются по адаптированным программам.
Актуальность проблемы заключается в том, что значительное количество детей с ОВЗ (по ряду причин) не могут быть охвачены системой специальной (коррекционной) помощи. В связи с этим, возникла острая необходимость к созданию новой модели образования, которая бы учитывала особые возможности детей с ОВЗ.
В связи с этим 19 декабря 2014 года Ливановым был подписан приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Стандарт вступает в силу 1 сентября 2016 года.
Дети с ограниченными возможностями здоровья –это дети с особыми образовательными потребностями. В новом учебном году в наши школы придут дети с различными нарушениями здоровья, такими как: слабослышащие, глухие, слабовидящие, слепые, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития(ЗПР), обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.
В нашей системе образования присутствуют следующие модели обучения. Рассмотрим на слайде:
Стандартное образование- это, когда в обычных школах учатся обычные дети и их учат обычные педагоги (круглые колышки для круглых отверстий).
Специальное образование-в специализированных школах работают специальные педагоги, которые обучают специальных детей ( квадратные колышки для квадратных отверстий).
Интегрированное образование-с помощью коррекции ребенок либо адаптируется, либо нет (превращение квадратных колышков в круглые).
Новый «Закон об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья используя инклюзию.
Все дети разные, все могут учиться. Это обучение разных детей в одном классе, при условии, что этим образовательным учреждением создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей, то есть не дети созданы для школы, а школа создана для детей. Школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Это прежде всего:
Средовые условия: элементы без барьерной среды, специальное обустройство пришкольной территории мест общего пользования внутри школы-лестниц, коридоров, туалетов, классов, пандусы, подъемники, приспособленные для колясочников двери). Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении.
Организация развивающего пространства, технические оснащения, специальные средства обучения. Если у ребенка проблемы со зрением, то нужно приобрести наглядный рельефный материал, пригодный для би сенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), укомплектовать аудиобиблиотеку (записи художественных произведений или учебников на электронных носителях), закупить специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки,
Условия для восстановления работоспособности: выделение изолированной зоны, специальные зоны для индивидуальной работы (где больной сахарным диабетом может вколоть себе инсулин), зона двигательной активности
Кадровые условия: специалисты (учителя-дефектологи, логопеды, психолги, социальные педагоги, педагоги, прошедшие переподготовку по работе с детьми с ОВЗ, медработники, тьюторы, сурдопереводчики для глухих детей)
Организационные условия: система коррекционных занятий, психолого-педагогическое сопровождение.
Содержательные условия: разработка адаптированных программ, индивидуального маршрута ребенка.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. Чем сложнее усвоение академического компонента, тем больше внимания должно отводиться на жизненные компетенции.
Для успешного инклюзивного обучения важно:
Раннее начало коррекции, только в этом случае повышаются шансы на успех
Комплексность проводимых мероприятий
Обеспечение особой образовательной среды
Включение детей во все аспекты школьной жизни (совместное участие во внеурочной жизни)
Включение родителей
Проявление педагогического такта
Необходимо так же отметить, что существование инклюзии в школах позитивно сказывается на здоровых детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной среде и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, способствует искренней заботе и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно-принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной презентации раскрываются основные особенности ФГОС Второго поколения....
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...
Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...
Особенности обучения математике в рамках ФГОС для детей с ОВЗ
Рекомендации для работы с детьми ОВЗ...
Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.
Этот материал можно использовать педагогам, которые работают с обучающимися с ОВЗ...
Доклад «Особенности логопедического сопровождения детей с РАС и детей с нормативным развитием»
Особенности логопедического сопровождения детей с РАС...
"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...