Конспект занятия по теме: «Осень».
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по теме: «Осень».
Цели и задачи занятия:
- Учебные: уточнить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад).
- Коррекционно-развивающие:
- обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в составлении рассказа по теме «Осень» с опорой на картинки-подсказки;
- способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, расширение объема, переключение);
- развивать память (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
- формирование учебной мотивации.
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, расширять представления детей об охране растений осенью;
- способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях.
Тип урока: интегрированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: иллюстрации «Осень в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи; опорные картинки «солнце», символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины, зонтик черного цвета, кленовый лис желтого цвета, «птицы летящие клином»; cловарное слово «клин», цифры 3, 4, 5, 6, 7; короткометражный фильм «Осень в природе»; мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: бланк к заданию на развитие внимания и восприятия, кленовые листочки, цветные карандаши.
Ход занятия:
Учитель | Дети |
I. Организационный момент. - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга, встаньте в круг. Энергизатор «Здравствуй друг» (для приветствия). - Здравствуй друг! - Как ты тут? - Я скучал… - Ты пришел! - Хорошо! - Молодцы! Вы очень хорошо, по-доброму поприветствовали друг друга. Можете занять свои места, и давайте начнем занятие. | (Повторяют слова и движения за дефектологом). (пожимают друг другу руки); ( хлопают друг друга по плечу); (правую руку прижимают к сердцу); (разводят руки в стороны); ( заключают друг друга в объятия). |
II. Сообщение темы и целей занятия. - Тему нашего сегодняшнего занятия вы мне скажете сами, если правильно выполните задание. 1. Упражнение на развитие восприятия и внимания. - Перед вами лежит таблица с буквами, вы должны сосчитать сколько раз встречается показанная мной буква: -Сколько раз встречается буква н? -Сколько раз встречается буква о? -Сколько раз встречается буква ь? -Сколько раз встречается буква с? -Сколько раз встречается буква е? - Молодцы! Вы хорошо поработали. Если вы правильно сосчитали буквы, то у вас должно получиться слово-отгадка на загадку. Давайте проверим. Расположите числа в порядке возрастания. 2. Загадка: - «Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает?» - Поставьте под каждой цифрой букву, которой оно соответствует. - Какое слово получилось? - Это правильная отгадка? - Молодцы! Вот вы сами и назвали тему нашего занятия? О каком времени года сегодня пойдет речь? - Вы совершенно правы. Вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением осени. 3. Гимнастика для глаз. - Напишите в воздухе глазами слово – осень, посмотрите на право – там осень, посмотрите налево – и там осень. Еще раз направо, налево (5 раз). | - 6 раз. - 3 раза. - 7 раз. - 4 раза. - 5 раз. 3 4 5 6 7 Дети подставляют: 3 4 5 6 7 о с е н ь - Да. - Об осени. (На доске вывешивается слово – осень, иллюстрация «Осень в природе»). Выполняют движения глазами. |
III. Актуализация знаний. - Какое сейчас время года? - Какой по счету месяц осени идет сейчас? - Как он называется? - Какой месяц осени прошел? - Сколько месяцев длится осень? - Как называется последний месяц осени? - Я загадаю вам загадки об осенних месяцах, а вы должны будете узнать, о каком осеннем месяце идет речь. | - Осень. - Второй. - Октябрь. - Сентябрь. - Три. - Ноябрь. - Сентябрь. (Иллюстрация). - Октябрь.( Иллюстрация). - Ноябрь. (Иллюстрация). |
IV. Основная часть.
Дефектолог обращает внимание на иллюстрацию «Осень». - Подумайте и скажите, что изменилось в природе, почему можно сказать, что наступила осень? - Все, что вы сказали, правильно. А теперь давайте по порядку. - Как светит солнце осенью? (Дефектолог показывает картинку «Солнце» и прикрепляет ее к доске). - Что можно сказать о продолжительности дня и ночи осенью? (Дефектолог прикрепляет к доске символы дня и ночи – черную и желтую полоску разной длины). | (Ответы детей). - Солнце мало светит и греет. - День становится короче, ночь – длиннее. |
V. Физкультминутка. - Ребята, закройте глаза, послушайте внимательно, а затем скажите, что вы услышали. Дефектолог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли. От дождя себя укрыли. - Молодцы! | - Шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель. (Прыжок на носочках, руки на поясе.) (Прыжок.) (4 прыжка.) (8 прыжков.) (Руки разводят в стороны.) (Руки полукругом над головой.) |
- Как часто идут дожди осенью? Дефектолог прикрепляет к доске символ осеннего дождя – зонтик черного цвета.
- Давайте представим, что идет дождь. Постучите кончиками пальцев по затылку и макушке – 10 раз. - Дождь закончился. Приступим к занятию. 3. Графический диктант. (упражнение на развитие интеллектуальных умений и навыков) Рисунок кленового листа. - Какого цвета нам понадобится карандаш, чтобы раскрасить осенний листочек клена? - Почему? Дефектолог прикрепляет к доске кленовый лист желтого цвета. 4.Эмоциональная разрядка на уроке. - Представьте себя «листочками». | - Осенью часто идут холодные дожди. Выполняют движения. Рисуют графическое изображение кленового листа под диктовку учителя. - Желтого, красного. - Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Дети под музыку имитируют действия «листочков»: летают по комнате, тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. |
5. Задачи в стихах. - Я прочитаю вам задачу в стихах. А вы должны будете ее решить. « Пять ворон на крышу сели, Три еще к ним прилетели. Отвечай быстро, смело: Сколько всех их прилетело?» «Три птички сидели и пели, Две птички вдруг улетели. Сколько птичек осталось на ветке? Подскажите-ка мне, детки?» «Шесть синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро, детки, Сколько птиц сидит на ветке?» - Правильно. Молодцы! - Скажите, как называет такая группа из 8 птиц? - Для чего птицы осенью собираются в стаи? - Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Дефектолог показывает иллюстрацию). «Птицы, летящие клином» и прикрепляет к доске. | - 8 ворон. - Одна птичка. - 8 птиц. - Стая. - Чтобы им было легче лететь в теплые края. - Перелетные. - Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. |
VI. Закрепление.
- Давайте посмотрим, как птицы собираются в стаи и улетают.
- Ребята, давайте составим рассказ по опорным картинкам. (Совместное составление рассказа-образца.) - Картинка «Солнце». - Символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины. - Изображение черного зонтика. - Кленовый лист желтого цвета. - Картинка «Птицы, летящие клином». 2. Рассказ детьми «по цепочке», рассказ двумя-тремя детьми, одним ребенком. - Молодцы. У вас получились очень хорошие рассказы. | - Осенью солнце мало светит и греет. - День становится короче, ночь – длиннее. - Осенью часто идут холодные дожди. - Листья на деревьях желтеют и опадают. - Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. |
VII. Подведение итогов занятия. - О каком времени года мы сегодня говорили? - Какие основные признаки осени вы можете назвать? - Правильно. - Осенью люди заботятся о природе. Сажают молодые деревья и кустарники. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья. Сажают многолетние цветы, растения. В садах стволы фруктовых деревьев укутывают еловыми ветками, чтобы кору не грызли зайцы. - Какие новые слова вы сегодня узнали? - За правильные ответы вы получали кленовые листочки. Давайте посчитаем, кто сегодня собрал больше всех листочков? - Какие молодцы! У всех много листочков. Можно устроить осенний листопад. | - Об осени. - Дни становятся короче, ночи длиннее. Холодные дожди. Листопад. - Птицы летят клином. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОУДОД ЦДТ «Светлячок» Г.Ртищево Конспект занятия по теме «Портрет ОСЕНИ» Объединение «Волшебные краски» Педагог ДО Чиликанова О.М.
Цели и задачи: - воспитывать любовь к природе родного края- воспитывать видение прекрасного в окружающем- научить рисовать портрет времени года (ОСЕНЬ)- закрепить навыки работы графическими материалам...
Конспект занятия по теме: аппликация «Осень в парке» для учащихся подготовительного класса
Тема: объемная аппликация - «Осень в парке».Цель: формирование навыков работы с ножницами, клеем при составлении объемной коллективной композиции - «Осень в парке»....
Конспект занятия на тему "Осенние листья", кружка "Умелые ручки"
Воспитателем разработано интегрированное занятие кружка. Занятие проводится по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных способов рисования ватными палочками, палочка...
Конспект занятия на тему: "Осенние листья"
Расширить представление детей об осенних листьях....
Конспект занятия на тему «Осень».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».
На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме. Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...
Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».
На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме. Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...