Конспект занятия на тему: "Осенние листья"
план-конспект

Хващевская Юлия Дмитриевна

Расширить представление детей об осенних листьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_osennie_listya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Окружающий мир «Осенние листья»

1.Орг момент.

Чтение стихотворения И.Бунина

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО)

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес?- размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, дубы, осины и липы. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка.

-Это не лес!-послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. –Без цветов, без трав –не лес!

Нарисовал художник и траву и цветы.

-А насекомых нарисовал?-опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

-Нужны птицы, а ещё кусты и ягоды,-не унимался старичок Лесовичок. И это дорисовал художник.

-Нарисуй жабу и ящерицу.

-Нет, сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно и художник хотел зажечь свет и вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.

-Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.

-Ребята, а чем является лес для человека?

-Какая связь между лесом и человеком?

-Посмотрите на картину и скажите, лес какого времени года изображён?

-Почему вы так решили? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

3. Выявление места и причины затруднения.

Чтение сказки «Волшебница Осень»

-Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг.

-Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ)

- Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

-Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ).

-Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

- Что это за птицы? ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

-Взмахнула второй раз и полетели вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

-Что это за птицы (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ)

-Взмахнула осень четвёртый раз и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

-Какие полетели последние три птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Так о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока?

-Что же мы должны узнать об осенних месяцах?

- Давайте спланируем свою деятельность.

-Во-первых, научимся находить признаки осенних явлений природы (осенние месяцы)

-Во-вторых, определим труд людей осенью.

5. Реализация построенного проекта.

-У осени три брата и у каждого свой характер. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) -ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

-Посмотри, как по-разному их изобразила природа.

-Ребята, внимательно запомните их различия.

-Кто знает откуда к нам пришли названия этих месяцев?

-Сейчас я буду перечислять осенние месяцы по их старинным названиям.(ХМУРЕНЬ, ГРЯЗНИК, БЕЗДОРОЖНИК)

-Какие из названий соответствуют современным?

-А теперь откройте учебник (СТР,55) и прочитайте их и постарайтесь объяснить, о чём они говорят.

Физ .минутка.

Игра-пантомима «Люди и деревья»

А люди похожи на деревья?

Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень. Большие деревья похожи на высоких людей.

-Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки осенние листья.

Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются.

-К нашим братьям пришла в гости осенняя кукла.

-Почему такую куклу могли сделать осенью? (К ОСЕНИ СОБИРАЛИ УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ; СКЛАДЫВАЛИ НА ЗИМУ В СТОГА СКОШЕННЫЕ НА КОРМ ЖИВОТНЫМ ТРАВУ)

-Какое имя можно дать этой кукле?

-Как можно описать её характер?(ЩЕДРАЯ, ХЛЕБОСОЛЬНАЯ, ГОСТЕПРИИМНАЯ, ДОБРАЯ, РАБОТЯЩАЯ)

-О чём говорят название октября «капустник»?

-А какой православный праздник отмечался 14 октября? (ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) ХРАМ , ИКОНА

А ещё октябрь называли «свадебник»

После праздника Покрова играли свадьбы (СЛАЙД КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА).

-РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР57. КУКЛЫ-НЕРАЗЛИЧНИКИ,

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Выполнение заданий в рабочей тетради стр.36-37 №1,2,3.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ответы на вопросы из рубрик «Обсудим», «Проверим себя».(УЧ,СТР,57)

8. Включение в систему знаний и повторений.

-Рассмотрите репродукции картин А.А.Левитана «Золотая осень» и А.П. Пластова «Первый снег».

-Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображёнными на картине А.П. Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение ветра.

-Какое оно: тёплое, влажное, сухое, прохладное (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть.

9. Рефлексия учебной деятельности

-Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.

Чтение стихотворения

В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,

НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,

А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ

ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:

И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,

ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-

РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.

ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-

ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,

И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-

БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!

МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,

МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,

НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ

ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!

-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.

-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)

-

Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.

-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.

-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.

-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.

- Откройте дневник и запишите дом.зад: прочитать текст в учебнике стр.54-57; устно составить мини-сочинения по картинам; выполнить задания 4,5 в рабочей тетради.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК, МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему Осень

Данный конспект можно использовать для старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Конспект занятия на тему "Осенние листья", кружка "Умелые ручки"

Воспитателем разработано интегрированное занятие кружка. Занятие проводится по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных способов рисования ватными палочками, палочка...

Конспект занятия по теме: «Осень».

Конспект занятия по теме: «Осень»....

Конспект открытого занятия по теме: «Осень»

Тема: "Осень"Цель: Продолжить формирование представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия на тему «Осень».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».

На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме.   Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...

Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».

На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме.   Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...