русский язык 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классы», авторы Аксёнова А.К., С.В.Комарова, Якубовская Э.В., под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник «Русский язык» в двух частях для учащихся 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. - М.: «Просвещение», 2019г.
Цель рабочей программы - продолжать работу по формированию навыка чтения и письма, развитию моторики, двигательных операций, речевых умений, обогащению и активизация словаря, совершенствованию фонематического слуха.
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе нацелена на решение следующих задач:
- вырабатывать навыки грамотного письма;
- отрабатывать умение применять изученные орфографические правила;
- продолжать учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- корригировать недостатки речевой и мыслительной деятельности;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
В программе по русскому языку чётко обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В 3 классе ведётся традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).
2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.
3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
В ходе реализации рабочей программы «Русский язык» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.
II.Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Обучение русскому языку учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает формирование коммуникативных речевых умений, в овладении которыми во многом зависит успешность всего школьного обучения, подготовки к усвоению систематического курса практической грамматики в старших классах.
Особым разделом обучения русскому языку являются практические грамматические упражнения, так как у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отсутствует внимание к слову, как звуковому комплексу. Таким образом, слово, как единица языка, становится предметом направленного изучения. Понимание из чего складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как их можно сгруппировать, познаётся детьми в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения практических упражнений, учащиеся не заучивают правила, а применяют и закрепляют на конкретном материале.
Содержание учебного предмета «русский язык» в 3 классе включает следующие разделы:
- «Звуки и буквы»;
- «Слово»;
- «Предложение»;
- «Письмо и чистописание»;
- «Связная письменная речь».
Звуки и буквы. В третьем классе продолжается работа по различению звуков и букв: гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, их дифференциация, продолжают учиться различать твёрдые и мягкие согласные. Этим разделом предусмотрено знакомство с ударением в двусложных и трёхсложных словах, выделению ударной гласной, различению ударной и безударной гласной. В практических упражнениях наблюдают за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются разряды слов: название предметов, действий и признаков; имена собственные: большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Предложение. В третьем классе в процессе выполнения практических упражнений, учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми признаками предложения на письме и в устной речи: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов, завершение начатого предложения, различение предложений по интонации. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, по вопросу, графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением.
В 3 классе изучение данных разделов продолжается в течение всего года обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. На каждом уроке отрабатываются упражнения в написании слов, предложений, опирающихся на звуко – буквенный анализ и условно – графическую запись. В каждом разделе предусмотрена работа по обогащению и активизации словаря. В процессе обучения практическим грамматическим упражнениям отрабатываются умения списывать с классной доски и с учебника, списывать с печатного и рукописного текстов; писать под диктовку слова и предложения; изучать разряды слов, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные.
В третьем классе особое внимание уделяется формированию у школьников связной письменной речи, так как своеобразие интеллектуального дефекта ограничивает возможности данной категории школьников в овладении навыками самостоятельных устных и письменных высказываний. Работа выстраивается с учётом систематизации речевых упражнений, как устных, так и письменных, на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста.
Программой предусмотрено изучение раздела «Письмо и чистописание» на каждом уроке, так как у учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Данная работа заключается в выполнении упражнений:
- Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам сложные по структуре слова), зрительный взаимоконтроль и самоконтроль;
- контрольное списывание;
- словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты;
- письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания;
- контрольные диктанты (20 – 25 слов);
- графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений:
и, й, ш, п, р, т, г, н, у, г;
л, м, ц, щ, ь, ы;
о, а, ю, ф, б, в, д, з;
с, е, ё, ч, ъ, я;
э, х, ж, к;
И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
О, С, З, Х, Е, Ё, Ж, Э, Я;
Г, П, Т, Ф, Б, Д.
На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текста.
Основной формой организации процесса обучения русского языка является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по русскому языку учитель проводит 2 – 3 раза в четверти письменные контрольные работы (текущие и итоговые), которые позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся по изученным темам. Работа над ошибками проводится на следующем уроке после письменной контрольной работы. Анализ контрольной работы позволяет выявить картину усвоения знаний по теме или разделу, помогает выявить общие ошибки, характерные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 101 час в год
(3 часа в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
- Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
- Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- передвигаться по школе, находить свой класс, находить другие необходимые
помещения.
- Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо – родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, дифференцировать
оппозиционные согласные;
- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами, писать под диктовку текст (20 – 25 слов),
включающий слова с изученными орфограммами;
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Минимальный уровень
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
- писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с
произношением;
- писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложение по картинке;
- подбирать по вопросам названия предметов и действий.
V.Содержание учебного предмета
V.1. Содержание программы
Диагностика.
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний по изученным буквам, различение гласных и согласных, печатных и письменных букв, глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных. Умение оформлять предложение на письме. Письмо с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку.
Повторение.
Предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Выделение предложения из текста. Оформление предложения в схеме и записи. Предложение и его схема. Предложения – вопросы и предложения – ответы.
Составление предложений по вопросу. Дополнение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по сюжетным картинкам.
Звуки и буквы.
Порядок букв в русской азбуке (алфавит). Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём». Звуки гласные и согласные. Письмо слов, сходных по звучанию и написанию. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Ударные и безударные гласные. Выделение ударной гласной в слове.
Ударная и безударная гласная в группе слов – «родственников». Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Слова с гласной буквой Э в начале слова. Правила переноса слов. Упражнения в переносе слов. Слова с гласными буквами е, ё, ю, я, э в начале слова или слога. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Выделение твёрдых и мягких согласных в словах. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Выбор гласной буквы. Упражнения в написании слов с твёрдыми и мягкими согласными. Буква мягкий знак на конце слова. Нахождение и правильное написание слов с «ь» на конце. Буква мягкий знак в середине слова. Объяснение написания слов с мягким знаком на в середине слова. Различение твёрдых и мягких согласных. Слова с мягким знаком на конце и в середине слова. Упражнения в различении твёрдых и мягких согласных. Написание гласных после шипящих жи- ши.
Написание гласных после шипящих ча- ща. Написание гласных после шипящих чу - щу. Упражнения в написании слов с гласными после шипящих. Звонкие и глухие согласные. Составление пар звонких и глухих согласных. Различение Б-П, В-Ф. Различение Д –Т, Г – К. Различение Ж-Ш, З-С. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка парной звонкой и глухой согласной на конце слова. Объяснение правильного написания слов со звонкими и глухими согласными на конце слов. Упражнения в подборе слов к правилам о звонких и глухих согласных на конце слов. Упражнения в правилах правописания в словах. Выбор слов по схемам.
Слово.
Названия предметов. Общее понятие о словах отвечающих на вопросы кто? что? Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? Обобщающее название для группы однородных предметов. Выполнение упражнений с обобщающими словами. Упражнения в выделении названий предметов из предложения. Заканчивание начатых предложений. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Названия действий. Названия действий, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Названия действий, отвечающие на вопросы что делал? что делала? что сделал? что сделала? Различение названий действий по вопросам. Согласование названий действий с названиями предметов. Различение названий действий по вопросам. Изменение названий действий в зависимости от вопросов. Названия действий, отвечающие на вопросы что сделает? что сделают? Постановка вопросов к словам, обозначающим названия действий. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. Подбор и названия признаков данного предмета. Определение признаков предметов по вопросам. Различение предметов по их признакам. Согласование слов, обозначающих признаки предметов с названиями предметов. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Подбор названий признаков предметов по смыслу. Упражнения в выделении названий признаков предмета из предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов, действия предметов и признаки предметов. Предлоги. Предлоги как отдельное слово.
Раздельное написание предлогов к, по со словами. Предлог от как отдельное слово.
Работа с деформированным текстом. Предлоги над, под. Выделение предлогов в тексте.
Раздельное написание предлога о со словами. Раздельное написание предлогов со словами. Выбор предлогов.
Предложение.
Предложение. Выделение предложения из текста. Правила оформления предложения на письме и в устной речи. Предложение законченное и незаконченное. Распространение предложений по картинкам. Распространение и составление предложений по схемам.
Дополнение предложений. Слова в предложении. Определение порядка слов в предложении. Работа с деформированным предложением. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по вопросу и письменных ответов на вопросы.
Повторение.
Выбор слов по схемам: гласные после шипящих, звонкие и глухие согласные, мягкий знак на конце и в середине слова. Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов и признаки предметов. Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов, действия предметов и признаки предметов. Предложение. Дополнение предложений по вопросам.
Письменные контрольные работы.
Проводятся стартовые, текущие и итоговые контрольные работы, которые позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся по изученным темам.
Работа над ошибками.
Проводится на следующем уроке после контрольной работы. Анализ контрольной работы позволяет выявить картину усвоения знаний по теме или разделу, помогает выявить общие ошибки, характерные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников.
V.2. Тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во час |
1. | Диагностика. | 2 ч |
2. | Повторение. | 8ч |
3. | Звуки и буквы. | 31ч |
4. | Слово. | 26ч |
5. | Предложение. | 10ч |
6. | Повторение. | 6ч |
7. | Письменные контрольные работы. | 9ч |
8. | Работа над ошибками. | 9ч |
Всего | 101 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....