мир природы и человека 3 класс
рабочая программа (3 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka.docx378.49 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник мир природы и человека.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету мир природы и человека, предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

  Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Живой мир» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0–4 классы»,  автор Н.Б. Матвеева, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:  

  1. Учебник «Живой мир» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы: Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. – 4 - изд. – М.: Просвещение, 2016.

2.  Рабочая тетрадь «Живой мир» для учащихся 3 класса   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы: Матвеева Н.Б., Попова М.А.  –2-е изд.-  М.: Просвещение, 2017.

        Цель программы «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

        Основной задачей программы «Мир природы и человека» является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях младшего возраста интерес и бережное отношение к живому.

Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах, закладывает основу для формирования у учащихся базовых представлений о природе.

Программа «Мир природы и человека» решает следующие задачи:

  • расширение    представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
  • формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как причины, обуславливающей смену времён года, его значения в жизни живой природы;
  • изучение доступных сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
  • формирование элементарных представлений о работе сердца; о дыхательной и сердечно – сосудистой системах человека, профилактике простудных заболеваний и курения;
  • формирование понимания взаимосвязи человека и природы; первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека;
  • воспитание интереса к природе, бережного отношения к ней.

   В программе   обозначены базовые представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по данному предмету в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

               В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа двух этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

   Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. (Приложение №1).

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.  

            Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков по изучаемой теме и запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по устранению пробелов в дальнейшем обучении.

В 3 классе осуществляется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно             выполняют свыше 65%.

 Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно             выполняют ― от 51% до 65% заданий.

 Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и    верно   выполняют от 35% до 50% заданий;

  Оценка «2» не ставится.

В ходе реализации рабочей программы «Мир природы и человека» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).

         Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

        Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные изменения», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение», «Повторение».

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе представлены блоки тем, последовательность изучения которых, а также время, отведённое на изучение каждой из них, могут быть изменены учителем с учётом возможностей конкретного класса, уровня подготовленности учащихся.

    Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

  Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе включает следующие разделы: «Сезонные изменения» (в т. ч. «Сезонные изменения в неживой природе», «Растения и животные в разное время года», «Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года»), «Неживая природа», «Живая природа» (в т.ч. «Растения», «Грибы», «Животные», «Человек»), «Безопасное поведение», «Повторение».

 Раздел «Неживая природа» посвящён изучению воздуха и его значению   в жизни растений, животных, человека. Учащиеся знакомятся с прибором для измерения температуры воздуха, его использованием. Формируются элементарные представления о ветре, о сторонах горизонта: север, юг, запад, восток. Знакомятся с направлением ветра. Изучение данного раздела   проводится с опорой на опыты и практические наблюдения во время экскурсий.   Обучение осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся; опыты проводятся под контролем учителя.

При изучении раздела «Сезонные изменения» у учащихся формируются представления о временах года, о признаках различных времён года, а также происходит знакомство с жизнью растений, животных, деятельностью человека в разные времена года. При изучении каждого времени года вводятся понятия о явлениях, связанных с воздухом (ветер (холодный, тёплый, сильный, слабый), температура воздуха в разные времена года. Изучаются   новые виды растений, животных, расширяется кругозор учащихся, закрепляются названия месяцев. Учащиеся знакомятся с календарём, учатся им пользоваться.

 При изучении раздела «Живая природа (в том числе человек)» закрепляются представления о растениях, животных, человеке.  

 Изучая тему «Растения» учащиеся знакомятся со строением растений. Происходит закрепление представлений о саде, огороде; растениях сада, огорода. Учащиеся учатся определять по внешним признакам деревья, кустарники, травы. Формируются элементарные представления о лесе, хвойных и лиственных деревьях, ягодах. Знакомятся с процессом образования плодов и семян (в упрощённом виде).

При изучении темы «Грибы», учащиеся узнают всё о шляпочных грибах: название съедобных и несъедобных грибов; место произрастания; внешний вид; значение в природе; использование человеком.

Работая над темой «Животные» закрепляются представления о диких и домашних животных; о различных животных, птицах. Знакомятся с ролью человека в жизни домашних животных.  Особое внимание уделяется изучению образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания, на приспособление к изменениям в природе.

Тема «Человек» формирует у учащихся элементарные представления о строении сердца, работе сердечно - сосудистой системы; о строении и работе дыхательной системы человека.  

         В разделе «Безопасное поведение» особое внимание уделяется правильному питанию и профилактике пищевых отравлений, профилактике простудных заболеваний, а также правильному поведению человека при контакте с домашними животными.

Раздел «Повторение» используется как повторение материала в конце темы для обобщения и систематизации полученных знаний.  

          Содержание программы предполагает большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.

        На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, опыты, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, разнообразная природоохранительная деятельность учащихся под руководством учителя. С целью повышения эффективности уроков, а также сознательного усвоения знаний   используются и активные методы обучения: проблемные и частично – поисковые. Учащиеся учатся раскрывать причинно – следственные связи, существующие в мире природы, развивают умения анализировать, сравнивать те или иные явления природы, делать выводы; принимают участие в поисках ответов на вопросы, поставленные учителем, рассуждать, высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения, используя жизненный опыт. Учатся составлять небольшие рассказы о том или ином предмете или явлении природы, правильно оформлять их, используя развёрнутые высказывания, соблюдать логику изложения.

                       III.Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.  Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

3.  Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4.  Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • читать;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:  

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны   усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
  • о растениях сада и леса;
  • об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
  • о роли человека в жизни домашних животных;
  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
  • о роли правильного питания в жизни человека;
  • о профилактике пищевых отравлений;
  • о строении и работе сердечно - сосудистой и дыхательной систем человека;
  •  о профилактике простудных заболеваний, о вреде курения.

К концу обучения в 3   классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень: 

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные. Кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;
  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
  • соблюдать правила питания4 правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
  • определять по сезонным изменениям время года;
  • определять направления ветра.

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть 2-3растения наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
  • сравнивать диких и домашних животных, птиц; описывать их повадки;
  • соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

                                    V. Содержание учебного предмета.

 V.1. Содержание программы.

Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.        

Ветер, Стороны горизонта: север, юг, запад, восток.  Направление ветра.  

Сезонные изменения.

Влияние солнца на смену времён года.   Восход, закат солнца.  Изменение продолжительности дня и ночи.

Время года - осень. Название осенних месяцев. Признаки осени.

Растения, животные и насекомые осенью. Птицы зимующие и перелётные. Занятия людей осенью.

Время года - зима. Название зимних месяцев. Признаки зимы. Знакомство с календарём.

Растения и животные зимой. Занятия   людей зимой.  

Время года - весна. Название весенних месяцев. Признаки весны.

Растения и животные весной.  Занятия людей весной.

Время года - лето. Название летних месяцев. Признаки лета. Растения и животные летом. Занятия   людей летом.

 Время года - лето. Название летних месяцев. Признаки лета.

Живая природа.

Сравнение домашних и диких животных. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан- свинья, заяц- кролик.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья, ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Плоды и семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Грибы. Грибы   съедобные и несъедобные.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы: хищные, певчие.

Дыхание человека. Строение и работа лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Кровь. Сердце. Строение и работа сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Сухие продукты.  

Безопасное поведение.

Поведение человека при контакте с домашними животными.

Профилактика простудных заболеваний.

Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Обобщение знаний по изученным темам:    

- Экскурсия – наблюдение.

- Экскурсия – наблюдение за изменениями в неживой природе в зимний период.

- Экскурсия – наблюдение за изменениями в живой и неживой природе в весенний период.

- Экскурсия – наблюдение за погодой, растениями, животными.  

V.2. Тематический план.

№ п/п

Название разделов

Кол-во           час

1.

Неживая природа.

3ч.

2.

Сезонные изменения.

8ч.

3.

Живая природа (в том числе человек).

16ч.

4.

Безопасное поведение.

3ч.

5.

Повторение.

3ч.

                                                                                                                    Всего – 33 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»

Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...

Презентация к уроку мир природы и человека по теме:"Человек. Расскажи нам о себе" 1 дополнительный класс коррекционная школа

Презентация к уроку мир природы и человека по теме:"Человек. Расскажи нам о себе" 1 дополнительный класс коррекционная школа...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Внешний облик и части тела человека" 1 класс

Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Внешний облик человека и части тела"  для 1 класса...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....