азбука повседневной жизни 3 класс
рабочая программа (3 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_pzh.docx353.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

C:\Users\Оксана\Desktop\титульник Азбука ПЖ.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету азбука повседневной жизни предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 –

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 1 -  4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), авторы Попова С.А., Коненкова О.А. (Рецензия БОУ ДПО «ИРООО» и присвоен гриф «Рекомендовано региональным учебно - методическим объединением по общему образованию» 06.11.2018г).

        Цель программы: формирование комплекса социально – бытовых представлений и умений, необходимых для самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       Задачи:  

  • отрабатывать умения: выделять интересующий (учебный) объект социального мира; наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нём; описывать признаки изучаемого объекта, указывая на основные из них; делать выводы на основе наблюдения и практических действий; использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
  • формировать и закреплять социально – бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности, основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально – нравственных представлений об окружающем мире;
  • развивать устную речь (словарный запас, накопление тематического словаря, составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания, участие в беседе);
  • корригировать эмоционально – волевую сферу ребёнка (формирование уверенности в себе и самостоятельности);
  • воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность, ценить красоту и богатство родного края.

В программе   обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой   3 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно    выполняют от 35% до 50% заданий;

 Оценка «2» - не ставится.

 Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

               В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа двух этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.  

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.  

            Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

        Важность программы ««Азбука повседневной жизни» подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, учащиеся получают другие важные сведения, умения, навыки, представления, личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные и жизненные компетенции.

В ходе реализации рабочей программы «Азбука повседневной жизни» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).

         Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

          Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, где учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.  

Рабочая программа включает в себя формирование социально – бытовых навыков, навыков общения и безопасного поведения, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.

При отборе содержания   программы учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Содержание учебного предмета представлено следующими разделами:

  • Я в школе;
  • Мои вещи;
  • Моя семья;
  • Моё поведение;
  • Моё окружение.      

Особое внимание отведено учебно – практической деятельности, направленной на формирование трудовых навыков. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий, предусмотренных программой. Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

В процессе обучения в 3  классе на каждом уроке данного предмета предусмотрена работа по расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребёнка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться, называть свои имя, фамилию и класс, обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги, корректно формулировать просьбу или отказ, описывать необходимый ему предмет и др.); по накоплению тематического словаря в рамках,  изучаемых  естествоведческих и обществоведческих тем; по формированию умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания, по умению включаться и участвовать в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные  обобщения).

Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.  На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения уроков (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

              Так же на уроках  «Азбука повседневной жизни» используются  следующие приёмы и средства  обучения:  загадки,  проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, электронные версии дидактических игр), тренинги, практические занятия, экскурсии, прогулки, наблюдение,  примеры из жизненных ситуаций, чтение отрывков художественных произведений, материалы из средств массовой информации, стихи, аудио, просмотр  кино и видеоматериалов,   компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

               Данный предмет имеет тесную межпредметную связь с предметами обязательной части учебного плана, такими как: чтение, речевая практика, мир природы и человека, основы безопасности жизнедеятельности, рисование.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Азбука повседневной жизни» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в соответствии с федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа    рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.  Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4. Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать;
  • читать;
  • писать;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

К концу обучения в 3   классе учащиеся должны усвоить следующие представления:

Достаточный уровень:

- понятия: школа, адрес школы, дорогу в школу и домой;

- понятие режим дня школьника;

- понятие сезонная одежда;

 - правила ухода за одеждой;

- виды мебели, правила ухода за мебелью;

- понятие меню, название приёмов пищи в разное время дня (завтрак, полдник, обед, ужин);

 - названия и назначение учреждений

(прачечная,  кастелянная, библиотека, автовокзал),  их назначение;

-  виды транспорта и правила поведения в городском транспорте;

- понятия город, посёлок, деревня - населённые пункты;

-правила общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Минимальный уровень:

- понятия: школа, адрес школы, дорогу в школу и домой;

- понятие режим дня школьника;

- понятие сезонная одежда;

 - правила ухода за одеждой;

- виды мебели;

- понятие меню;

 - названия учреждений

(прачечная,  кастелянная, библиотека, автовокзал),  их назначение;

-  виды транспорта и правила поведения в городском транспорте;

- понятия город, деревня;

-правила общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

 Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях и в натуральном виде;

- составлять и соблюдать режим дня;

- самостоятельно ухаживать за глазами, ушами, носом, языком; чистить зубы;

-самостоятельно ухаживать за одеждой (стирка, сушка, складывание, хранение);

- ухаживать за мебелью;

- составлять меню на завтрак, полдник, обед, ужин;

- соблюдать правила поведения в городском транспорте; библиотеке; автовокзале;

- ориентироваться на улице в районе школы и дома;

- общаться с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Минимальный уровень:

-узнавать изученные объекты на иллюстрациях и в натуральном виде;

-соблюдать режим дня;

- самостоятельно ухаживать за глазами, ушами, носом, языком; чистить зубы;

-самостоятельно ухаживать за одеждой (складывание, хранение);

- ухаживать за мебелью;

- соблюдать правила поведения в городском транспорте; библиотеке; автовокзале;

- ориентироваться на улице в районе школы и дома;

- общаться с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

V.Содержание учебного предмета

V.1. Содержание программы

Я в школе.

Здравствуй, школа.  Летние    каникулы.

Школа. Адрес школы.  Дорога   между    школой и домом.  

Неделя. Рабочие и выходные дни.

День школьника и режим.

Мои вещи.

Одежда. Сезонная одежда.  Уход     за одеждой: стирка, сушка, складывание, хранение.

Практическая работа. Уход за одеждой.

Все работы хороши. Экскурсия в кастеляную, прачечную.

Охрана здоровья. Глаза- органы зрения. Забота о глазах.

Обобщающий урок по темам: «Я в школе», «Мои вещи».

Органы слуха – уши. Чтобы уши слышали. Уход за ушами.

Орган обоняния – нос.

Орган осязания – язык.

Зубы. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой?

Практическая работа. Уход за полостью рта.

Моя семья.

Семья. Обязанности родителей и детей.

Семейные традиции и праздники. Новый год в семье.

Обобщающий урок по разделам: «Мои вещи», «Моя семья».

Наш дом. Домашний адрес.

Мебель. Виды мебели. Мебель из различных материалов.

Мебель в доме. Уход за мебелью.

Питание – необходимое условие для жизни человека.  Приём пищи и его название в разное время дня (завтрак, полдник, обед, ужин).

Практическая работа. Составление меню на завтрак.

Моё поведение.

Экскурсия в библиотеку.

Библиотека. Назначение и устройство учреждения. Правила поведения.

Экскурсия на автовокзал.

Автовокзал. Назначение и устройство учреждения. Правила поведения.

Обобщающий урок по разделам: «Моя семья», «Моё окружение».

Эмоции и здоровье школьника (радость, гнев, злость, удивление, страх, интерес). Умение управлять своими эмоциями (чувства, поступки, стресс).

Умеем ли мы вежливо общаться (нехорошие слова, недобрые шутки).  Правила общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Обобщающий урок по разделам «Моё окружение», «Моё поведение».

Моё окружение.

Транспорт. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус). Правила пользования и поведения в городском транспорте.

Экскурсия на остановку и проезд на автобусе по городу.

Город, посёлок, деревня – населённые пункты. Населённый пункт, в котором ты живёшь (улицы, площади, скверы, дома). Занятия людей.

Ориентировка на улице. Практическое занятие.

V. 2.  Тематический план.

п  п

Разделы программы

Кол- во  час

Я в школе.

Мои вещи.

Моя семья.

Моё поведение.

10ч

Моё окружение.

                                                                                                           Всего

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с детьми в условиях повседневной жизни в приюте.

В статье говорится о психолого-педагогических приёмах,которые помогут личностному развитию ребёнка в приюте....

Упражнения для изучения лексики в 3 классе по УМК «Spotlight» по теме «Повседневная жизнь»

Данный материал будет полезен учетилям английского языка начальной школы. В дальнейшем его можно использовать как шаблон для создания собственных тестов по разным темам....

Урок здоровья для учащихся 2 класса на тему: Прыжки в повседневной жизни

Без прыжков очень трудно представить жизнь человека. Прыжки человек делал и делает там, где встречается препятствие. Идет человек, спешит, на пути его дерево — человек разбежался, перепрыгнул и ...

урок музыки в 1 классе. Тема "Музыка и ее роль в повседневной жизни человека" "Вместе весело шагать"

Знакомство с творчеством детского композитора В.Я. Шаинского. Исполнение и слушание его произведений.Для поддержания у детей интереса, урок построен в форме путешествия.Знакомые мелодии позволяют выра...

Повседневная жизнь 3 класс - тех карта

Технологическая карта урока по английскому языку 3 класс...

Урок английского языка в 3 классе (программа Верещагиной) по теме «Повседневная жизнь» (Daily Life)

Урок обобщения и систематизации лексики по теме, а также активизации грамматических времен Present Simple и Present Continuous. Используется технология объяснительно-иллюстративного обучения, а также ...

Беседа "Безопасность в повседневной жизни" - 2 класс

Беседа с элементами игры "Безопасность в повседневной жизни"Цель: Повторить правила безопасного поведения при обращении с электроприборами, газом, лекарством, острыми и колющими предметами, ...