Самоанализ урока
материал (3 класс)

Хохлова Светлана Александровна

Самоанализ показательного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_3_klass.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  русского языка  в 3 «Б» классе

Тема: «Имя существительное»

Урок русского языка  проводился в  3 « Б»  классе по образовательной программе начального общего образования (базовый уровень), образовательная линия «Начальная школа XXI  века». 1  урок из  темы «Как устроен наш язык».

Тип урока: урок фиксации и систематизации нового знания.

При подготовке к уроку я распределила материал на 9  уроков, выделила главное, что будет изучаться на 1 уроке, что труднее и нашла формы работы, их сочетание. При подготовке я старалась войти в состояние учеников, мысленно ощутить их действия по отношению к теме, познакомилась с учебником, методической литературой, выделила проблемы, отобрала материал, средства, методы и формы деятельности учеников. Поставила цель урока: познакомить с именем существительным как частью речи, наблюдать  за значением имен существительных, научиться задавать вопросы к именам существительным..

Исходя из цели,  поставила следующие задачи:

1)направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:

  • сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений об имени существительном;
  • формировать умение находить имена существительные по вопросам кто? что?

2)направленные на достижение метапредметных результатов:

  • учиться извлекать информацию из различных источников, дополнять ее собственными наблюдениями и выводами;
  • создать условия для развития у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению;
  • формировать навыки самостоятельной работы, развивать познавательное и творческое мышление, активизировать мыслительную деятельность, обучать приёмам самооценивания;

3) направленные на достижение личностных результатов:

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, память  и мышление учащихся;
  • развивать умения выступать перед аудиторией, коммуникативные качества;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Отобрала оборудование и материалы к уроку.

Обучение я строила, ведя детей от освоения общих способов действий к решению конкретной задачи. В данном случае принцип от общего к частному означает следующую логику и это существенно повысило возможность достижения цели всеми учащимися.

Образовательный объект - это умение отличать имя существительное от других частей речи, что явилось главной проблемой урока.

Уровень учебной подготовки обучающихся  позволяет использовать на   уроке такие технологии, как:

  • технология проблемного обучения;
  • групповая работа;
  • исследовательская работа;
  • игровая, как способ достижения педагогической задачи;
  •  технология формирования  универсальных  учебных действий;
  • здоровьесберегающая;
  • информационно-коммуникационная;
  • рефлексивная;
  • коммуникативная, в основе которой в первую очередь лежит самостоятельное мышление и выражение собственных мыслей обучающихся (когда учитель только ориентирует в заданиях, является проводником по ним).

Привлечение учеников к формулированию темы и  цели урока, к рефлексии, к исследовательской деятельности, к самостоятельной работе над вопросами призвано формировать и развивать универсальные учебные действия. Класс к заданиям такого рода готов, они неоднократно использовались на других уроках. Дети активно включались в работу и сохраняли внимание и работоспособность в течение всего урока, благодаря различному сочетанию и чередованию заданий.

На уроке были использованы приёмы учебного диалога,  проблематизации содержания урока, приёма рефлексивной оценки.

В моём классе 18  учеников: 9девочек и 9 мальчиков. На уроке присутствовало 18  человек.

Данные психолого-педагогической диагностики позволили  осознанно  подойти к вопросу отбора содержания, применения образовательных технологий в 3 классе.

Оценка уровня учебно-познавательного интереса на конец  II полугодия во 2 классе:

  • обобщённый учебно-познавательный интерес (интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала) –  3  человека;
  • устойчивый учебно-познавательный интерес (интерес возникает, но не выходит за пределы изучаемого интереса) – 10  человек;
  • ситуативный учебный интерес (ребёнок включается в процесс, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения интерес исчерпывается) – 5 человек;
  • отсутствие интереса (безразличное отношение к решению любых учебных задач) – 0  человек.

Урок призван вызвать  у учащихся  умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.

Данный урок позволил реализовать триединую дидактическую цель: её познавательный, развивающий и воспитательный аспекты.

Урок  запланирован  как урок фиксации и систематизации нового знания.

 Урок состоял из нескольких этапов.

1 этап . Самоопределение к деятельности (эмоциональный  настрой).

Этап направлен на создание положительного психологического настроя, что способствует положительной мотивации к обучению. Организационное начало показало, что дети к уроку готовы, имеют положительный эмоциональный настрой на него, ждут чего-то нового и интересного.

2 этап . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Этот этап урока  направлен  на  повторение  материала по теме: «Правописание». Для подготовки  к изучению  нового материала использовались ранее полученные  знания об орфограммах корня. Выявление остаточных знаний происходило с опорой на графическое изображение(карточки). Словарная работа на данном этапе была использована для развития у детей орфографической зоркости.  Для стимуляции познавательного интереса словарная работа была представлена в виде игры (отгадывание загадок). Учащиеся активно принимали участие в данном виде работы, выполняя задания  с опорой на уже имеющиеся знания и опыт. Тем самым на уроке была создана ситуация успеха, которая позволила продолжить работу на уроке в положительном эмоциональном русле.  

3 этап.  Постановка учебной задачи.

Для подведения учащихся к формулированию темы и цели урока использовался метод проблемной ситуации. Учащиеся работали в парах,  рассуждали, анализировали, обдумывали и высказывали свои  предположения, показали умение слушать друг друга( в паре), слушать одноклассников, дополнять и  уточнять ответы своих товарищей. На протяжении всего этапа учащиеся работали активно, слажено.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном  этапе активизировалась  мыслительная деятельность  обучающихся. Чтобы обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания об имени существительном был использован приём « Кластер»( кластер будет висеть на доске на протяжении изучения всей темы, постепенно « разрастаясь»). Части кластера открываются постепенно( зелёным выделено то, что уже изучено, красным выделено то, что будет изучаться в дальнейшем). Для активизации мыслительных процессов была организована исследовательская деятельность учащихся, в  результате  которой учащиеся смогли дополнить кластер новыми понятиями. На этом этапе совершенствовались  умения: поиск и  выделение необходимой информации, умение   оформить  свои  мысли в  устной  форме, умение  слушать и  дополнить  ответы  одноклассников. На протяжении всего этапа шла интенсивная и  интересная работа. Учащиеся с удовольствием включались в предложенные виды деятельности.

5 этап . Динамическая пауза(физкультминутка).

 Данный этап позволил снизить степень утомления на глаза , активизировать внимание и повысить способность к восприятию учебного материала.

6 этап. Первичное закрепление во внешней речи.

Данный этап явился логическим продолжением предыдущего, так как  игровая форма узнавания имени существительного сопровождалась физической активностью, что позволило не только закрепить умения отличать имена существительные от других частей речи, но и снизить уровень физической нагрузки, чередуя статические формы работы(за партой) с подвижной деятельностью(игра). Далее  продолжилась работа по дополнению кластера новыми сведениями, отрабатывалось умение работать с учебником и извлекать из текста необходимую информацию,  развивались умения классифицировать объекты, делать выводы. На протяжении всего этапа учащиеся работали активно,  с энтузиазмом откликаясь на каждое предложенное задание.

7 этап . Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 

Этап был направлен на активизацию умственной деятельности. Учащимся была предложена самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Особенность данного вида работы была в том, что учащимся был предоставлено право  выбора, так как самостоятельная работа содержала задания дифференцированного характера.  Эта работа была направлена нам выявление границ применимости нового знания без проговаривания во внешней речи(формируемый прием «про себя»),т к. способность действовать в уме очень важна для детей. Отрабатывались умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать, сравнивать, классифицировать предложенные для наблюдения слова.    В заключении данного этапа для формирования адекватной самооценки  учащимся было предложено оценить свою деятельность с помощью сигнальных фишек.  Данный этап прошёл познавательно и эффективно.

7 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

Этап был направлен на обобщение и систематизацию полученных на уроке знаний. Учащимся было предложено вспомнить, какую цель они поставили перед собой в начале урока. Поэтому логичным итогом  урока было формулирование самими учащимися определения имени существительного ( по плану), используя кластер, висящий на доске. Таким образом отрабатывались умения сопоставлять, обобщать полученную информацию, развивалась устная монологическая речь учащихся, развивались умения выступать перед аудиторией.

Рефлексия позволила получить обратную связь от детей. Учащиеся учатся анализировать свою деятельность и оценивать её. Задание на рефлексию позволило оценить уровень объективной самооценки учащихся.

8 этап. Домашнее задание.

Домашнее задание было  предложено на выбор, что способствовало развитию  адекватной самооценке каждого ученика.

Все этапы были взаимосвязаны, каждый этап был продолжением следующего.

Эффективность продуктивного обучения зависела от общего психологического фона, эмоционального настроя учителя и детей.

Была создана деловая, спокойная обстановка, направленная на коммуникативное развитие детей.

Моля роль на уроке была направляющей, помогающей найти правильный путь для достижения цели.

1. На уроке всё понятно, знаю, как выполнить задание – 9 уч. – 50 %  

2. Лишь кое-что неясно – 6 уч. – 33 %

3. Ещё придётся потрудиться – 3  уч. – 17  %

Привлечение обучающихся к формулированию цели урока, к рефлексии, к самостоятельной, исследовательской видам работы  над вопросами призвано формировать и развивать универсальные учебные действия. Класс к заданиям такого рода готов, они неоднократно использовались на других уроках. Дети активно включались в работу и сохраняли внимание и работоспособность в течение всего урока, благодаря различному сочетанию и чередованию заданий.

     На уроке осуществлялись межпредметные связи:

  • русский язык  – литературное чтение - окружающий мир(лексическая работа);
  • русский язык-математика(графика)

Опора на собственный детский опыт, построение ассоциативных рядов , позволяет говорить о метапредметной направленности урока, о выходе на уровень личностных смыслов. Дети применяли некоторые универсальные учебные действия: анализ, группировка, доказательство, контроль, самоконтроль. Знания не давались в готовом виде, а преподносились,  как проблемная ситуация, которая трансформировалась в учебную. Данный подход к  мыслительной деятельности – развивающий.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, что обусловлено стилем общения детей, выработанным за два года, подбором заданий.

Активность детей на уроке – 100%.

Контроль знаний на уроке выражен был в педагогическом наблюдении за тем, как дети работают, и в качественной оценке их труда на уроке.

Проведённый урок соответствовал предъявляемым программой требованиям к организации работы по усвоению новых знаний.

Мне кажется, что форма урока, технологические приёмы и методы, выбранные мной, соответствовали содержанию урока, способностям детей и служили реализации поставленных цели и задач.

Урок  вызвал интерес у учащихся, был посильным и стал для них личностно - значимым – об этом свидетельствует высокая активность детей в течение всего урока.

Во время урока использовались диалоговые формы общения, давалась возможность индивидуально выполнить задание, ответить на вопрос, задать вопрос – включение в учебную работу было максимальным.

Мне кажется, что форма урока, технологические приёмы и методы, выбранные мной, соответствовали содержанию урока, способностям детей и служили реализации поставленных цели и задач.

Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит важная задача-создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно.

 Педагогические эффекты:

  • повышается интерес к учёбе;
  • обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
  • отсутствие переутомления на уроке;
  • создание атмосферы сотрудничества учителя - ученика, ученика-ученика;
  • развитие речи, логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предметам;
  • вырабатывается активная жизненная позиция детей.

 Поставленные на уроке задачи были выполнены в полной мере. По возрастающей познавательной активности обучающихся к концу урока можно сказать о положительной мотивации на данном уроке, способности осваивать учебный материал в заданном объёме и темпе, а также формирующихся учебных компетенциях работать с учебником,  отвечать на поставленные вопросы и проверять ответы товарищей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.

Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

урок математики (информационная карта и самоанализ урока)

Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...

Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»

В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...