Рабочие программы по предметам учебного плана 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Рабочие программы для 1 класса МКОУ Вознесеновская СОШ разработаны на основании следующих нормативных документов:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- примерной программы;
- авторской программы;
- основной образовательной программы НОО ОУ на 2019-2020 уч. г.;
- учебного плана МКОУ Вознесеновская СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Положения МКОУ Вознесеновской СОШ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, модулям, внеурочной деятельности МКОУ Вознесеновская СОШ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_1_klass.rar | 182.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (предметная область «Русский язык и литературное чтение») для 1 класса МКОУ Вознесеновская СОШ разработана на основании следующих нормативных документов:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык»;
- программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
- основной образовательной программы НОО ОУ на 2019-2020 уч. г.;
- учебного плана МКОУ Вознесеновская СОШ на 2019-2020 учебный год;
- положения МКОУ Вознесеновской СОШ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, модулям, внеурочной деятельности МКОУ Вознесеновская СОШ».
Цель курса
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
-познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
-развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачам и условиями общения;
-обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты - описания и тексты - повествования небольшого объема;
-воспитывать у учеников позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико - орфографическая пропедевтика.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Ниже представлена программа систематического курса русского языка, разработанная на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занков
На предмет «Русский язык» в 1 классе учебным планом начального общего образования отводится 165 часов (5 часов в неделю; 33 учебных недели), из них 115 ч. (23 учебные недели) отводится урокам обучение грамоте (письмо) и 50 ч. (10 учебных недель) — урокам русского языка. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о русском языке как средстве межнационального общения;
- представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
- составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- устанавливать число и последовательность звуков в слове;
- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;
- определять звонкие и глухие непарные согласные;
- определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные;
- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
- определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;
- различать звуки и буквы:
- различать буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме звук [й];
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
- использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
- находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета;
- опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение и слово;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
- находить границы предложения;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;
- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять правила правописания:
раздельное написание слов;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Содержание учебного предмета
Развитие речи. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи; общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.
Устная речь (слушание, говорение). Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чём можно просить и о чём нельзя. Инсценировки.
Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.
Письменная речь (чтение, письмо). Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзац, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки, Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Фонетика . Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.
Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Графика. Различение звука и буквы, буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ь,ъ). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; опасные места при записи слов. Буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Непарные твердые согласные (ж,ш,ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Ознакомление с клавиатурным письмом.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознание чтения слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами)
Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из заданных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с произношением. Орфографическое чтение и проговаривание - как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Ознакомление с клавиатурным письмом.
Упражнение психофизических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем предложения и предложений под диктовку и пр.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.
Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.
Различие предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания. Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (. ! ?) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации ( логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенное введение союзов и предлогов). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Блок «Русский язык. 1 класс (50ч)
Слово и предложение 4ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Слово и предложение
Как получается предложение. Нахождение главных членов предложения.
Звуки и буквы -9 ч
Различение звуков и букв. Различение звуков и букв . Деление слов на слоги. Различение гласных звуков. Различение гласных звуков. Согласные звуки. Перенос слов
Ударение - 2ч
Ударение
Большая буква в именах собственных - 3ч.
Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Прописная буква в кличках животных, названии городов, рек. Прописная буква в кличках животных, названии городов, рек.
Русская азбука, или Алфавит - 2ч.
Русская азбука или алфавит. Алфавитный порядок слов
Правописание согласных - 11ч.
Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Шипящие согласные звуки . Буквосочетание жи-ши.. Шипящие согласные звуки Буквосочетания чу-щу. Буквосочетания чк, чн, щн. Различение глухих и звонких согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные в конце слова
Грамматика. Части речи - 5 ч.
Части речи. Общее понятие. Части речи. Имя существительное. Части речи. Имя прилагательное . Глагол. Части речи. Предлог
Предложение и текст 5 ч.
Различение предложений. Различение предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Особенности речевого этикета. Текст. Признаки текста. Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность абзацев в тексте.
Родственные слова. Корень слова - 9ч.
Понятие о родственных словах. Корень слова.
Контрольная работа – 3
Проект – 1
Проверочная (самостоятельная) работа – 4
Контрольное списывание– 2
Комплексная работа – 1
Развитие речи - 3
Словарный диктант - 3
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | Вид контроля | ||||||||
КР (диктант) | С/д | Проверочная | К/С | Тест | р/р | Проект | Комплексная | ||||
1 | Слово и предложение | 4 | |||||||||
2 | Звуки и буквы | 9 | 1 | 1 | 1 | ||||||
3 | Ударение | 2 | |||||||||
4 | Большая буква в именах собственных | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||||
5 | Русская азбука, или Алфавит | 2 | 1 | ||||||||
6 | Правописание согласных | 11 | 3 | 1 | |||||||
7 | Грамматика. Части речи | 5 | 1 | ||||||||
8 | Предложение и текст | 5 | 1 | ||||||||
9 | Родственные слова. Корень слова | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Всего за год: | 50 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам учебного плана 4 класс
Рабочая программа по предметам учебного плана 4 класс...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому
Данная рабочая программа индивидуального обучения соответствует целям и задачам образовательной организации, и основным требованиям федерального образовательного стандартаобразования для обучающихся с...
Анализ реализации рабочей программы по предметам учебного плана за 2017– 2018 уч. г.
При реализации программы используются следующие общепедагогические и коррекционные методы:- Словесный (беседа, рассказ)- Наглядный (демонстрация наглядности, использование ИКТ)- Практический (ведение ...
Рабочая программа по предмету «Математика», 1 класс,УМК "Перспективная начальная школа", 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовате...
Рабочая программа по предмету «Технология», 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа", 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому
Программа 7 класса...
Рабочие программы по предметам учебного плана 2 класса
Рабочие программы по предметем УП 2 класса...