Программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (2 класс)

Сухоставская Ирина Александровна

Основная цель программы –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Задачи:

-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

-развитие толерантности в общении обучающихся;

-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;

-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.

 

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, чтение книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности»  составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№ 373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Основная образовательная программа школы начального общего образования на 2019-2020 учебный год

Основная цель программы –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Задачи:

-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

-развитие толерантности в общении обучающихся;

-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;

-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, чтение книг.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. 

Принцип следования нравственному примеру.

 Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Общая характеристика курса .

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Азбука нравственности».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы,  работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Место предмета в учебном плане

  На изучение программы по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю -  34 ч  (34 учебных недель). Данная рабочая программа  разработана в соответствии с утверждённым «Календарным  годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2019-2020уч.год» и рассчитана на 33часа.

2.Содержании программы:

1.«Школьный этикет»( 8 часов)

Что такое школьная дисциплина?

Люби книгу.  Работа в классной библиотеке - ремонт книг.

Люби книгу.   Экскурсия в школьную библиотеку.

Люби книгу.   Экскурсия в сельскую библиотеку.

Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.

Твой класс.  Обязанности в классе.

Твой класс.  Игры на сплочение коллектива.

2. «Правила общения» (8 часов)

Внимательность к окружающим.

Обязательность. Дал слово - держи его.

Разговор по телефону с друзьями.

Доброжелательность в общении.

Поступки твои и других (их оценка).

3. «О трудолюбии. Культура внешнего вида» (10 часов)

«Учусь все делать сам».  Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».

«Учусь все делать сам».   Пришивание пуговиц.

Помогаю своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»

Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры.

4. «Внешкольный этикет»( 7 часов)

Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.

Правила поведения на выставке.

Меня пригласили на день рождения.  Разучивание коллективных подвижных игр.

3.Календарно – тематическое планирование по курсу «Азбука нравственного воспитания».

2 класс

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема  занятия

I четверть.

 «Школьный этикет» 8 часов

1-2

06.09

13.09

2

Что такое школьная дисциплина

3

20.09

1

Люби книгу.  Работа в классной библиотеке - ремонт книг.

4

27.09

1

Люби книгу.   Экскурсия в школьную библиотеку.

5

04.10

1

Люби книгу.   Экскурсия в сельскую библиотеку.

6

11.10

1

Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.

7

18.10

1

Твой класс.  Обязанности в классе.

8

25.10

1

Твой класс.  Игры на сплочение коллектива.

II четверть

«Правила общения» 8часов

1-2

08.11

15.11

2

Внимательность к окружающим.

3-4

22.11

29.11

2

Обязательность. Дал слово - держи его.

5

06.12

1

Разговор по телефону с друзьями.

6-7

13.12

20.12

2

Доброжелательность в общении.

8

27.12

1

Поступки твои и других (их оценка).

III четверть

«О трудолюбии. Культура внешнего вида» 10 часов

1

17.01

1

«Учусь все делать сам».  Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».

2-3

24.01

31.01

2

«Учусь все делать сам».   Пришивание пуговиц.

4-5

07.02

14.02

2

Помогаю своим трудом дома и в школе.

6-7

21.02

28.02

2

Что значит быть бережливым?

8-9

06.03

13.03

2

Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»

10

20.03

1

Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры.

IV четверть

                «Внешкольный этикет» 7 часов

 

1-2

03.04

10.04

2

Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.

3-4

17.04

24.04

2

Правила поведения на выставке.

5-6

08.05

15.05

2

Меня пригласили на день рождения.  Разучивание коллективных подвижных игр.

Резерв

7

22.05

1

Обобщающее повторение.

Список использованной литературы

  • Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  • Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  • Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
  • Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  • Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1994.
  • Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
  • Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
  • Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Заместитель директора по УВР

Методического совета             __________/Ледянкова О.А.

МБОУ Ефремовской СОШ                _____ _____20____года

От___20____года №____

__________/Ледянкова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.

Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые  называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс

Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...