Программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (2 класс)
Основная цель программы –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Задачи:
-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
-развитие толерантности в общении обучающихся;
-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;
-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;
-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, чтение книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№ 373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основная образовательная программа школы начального общего образования на 2019-2020 учебный год
Основная цель программы –создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Задачи:
-образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
-формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
-развитие толерантности в общении обучающихся;
-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» ;
-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;
-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов, чтение книг.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Общая характеристика курса .
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Азбука нравственности».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
- Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Место предмета в учебном плане
На изучение программы по внеурочной деятельности «Азбука нравственности» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю - 34 ч (34 учебных недель). Данная рабочая программа разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2019-2020уч.год» и рассчитана на 33часа.
2.Содержании программы:
1.«Школьный этикет»( 8 часов)
Что такое школьная дисциплина?
Люби книгу. Работа в классной библиотеке - ремонт книг.
Люби книгу. Экскурсия в школьную библиотеку.
Люби книгу. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни.
Твой класс. Обязанности в классе.
Твой класс. Игры на сплочение коллектива.
2. «Правила общения» (8 часов)
Внимательность к окружающим.
Обязательность. Дал слово - держи его.
Разговор по телефону с друзьями.
Доброжелательность в общении.
Поступки твои и других (их оценка).
3. «О трудолюбии. Культура внешнего вида» (10 часов)
«Учусь все делать сам». Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».
«Учусь все делать сам». Пришивание пуговиц.
Помогаю своим трудом дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе»
Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры.
4. «Внешкольный этикет»( 7 часов)
Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя.
Правила поведения на выставке.
Меня пригласили на день рождения. Разучивание коллективных подвижных игр.
3.Календарно – тематическое планирование по курсу «Азбука нравственного воспитания».
2 класс
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия |
I четверть. «Школьный этикет» 8 часов | |||
1-2 | 06.09 13.09 | 2 | Что такое школьная дисциплина |
3 | 20.09 | 1 | Люби книгу. Работа в классной библиотеке - ремонт книг. |
4 | 27.09 | 1 | Люби книгу. Экскурсия в школьную библиотеку. |
5 | 04.10 | 1 | Люби книгу. Экскурсия в сельскую библиотеку. |
6 | 11.10 | 1 | Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни. |
7 | 18.10 | 1 | Твой класс. Обязанности в классе. |
8 | 25.10 | 1 | Твой класс. Игры на сплочение коллектива. |
II четверть «Правила общения» 8часов | |||
1-2 | 08.11 15.11 | 2 | Внимательность к окружающим. |
3-4 | 22.11 29.11 | 2 | Обязательность. Дал слово - держи его. |
5 | 06.12 | 1 | Разговор по телефону с друзьями. |
6-7 | 13.12 20.12 | 2 | Доброжелательность в общении. |
8 | 27.12 | 1 | Поступки твои и других (их оценка). |
III четверть «О трудолюбии. Культура внешнего вида» 10 часов | |||
1 | 17.01 | 1 | «Учусь все делать сам». Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка». |
2-3 | 24.01 31.01 | 2 | «Учусь все делать сам». Пришивание пуговиц. |
4-5 | 07.02 14.02 | 2 | Помогаю своим трудом дома и в школе. |
6-7 | 21.02 28.02 | 2 | Что значит быть бережливым? |
8-9 | 06.03 13.03 | 2 | Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе» |
10 | 20.03 | 1 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры. |
IV четверть «Внешкольный этикет» 7 часов
| |||
1-2 | 03.04 10.04 | 2 | Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя. |
3-4 | 17.04 24.04 | 2 | Правила поведения на выставке. |
5-6 | 08.05 15.05 | 2 | Меня пригласили на день рождения. Разучивание коллективных подвижных игр. |
Резерв | |||
7 | 22.05 | 1 | Обобщающее повторение. |
Список использованной литературы
- Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
- Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
- Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1994.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
- Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
- Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________/Ледянкова О.А.
МБОУ Ефремовской СОШ _____ _____20____года
От___20____года №____
__________/Ледянкова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-188574-1538646448.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.
Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803224-1469512575.jpg)
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971225-1510303063.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс
Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1409511-1666617252.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...