Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
материал (3 класс)

Михейченкова Марина Анатольевна

Адаптированная основная  общеобразовательная программа начального общего образования  для обучающегося с РАС.

Составлена на основе варианта 8.1. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_3_klass.docx68.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

Принято

педагогическим советом

Протокол № ___от _____2018 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «Школа-лицей» № 3

____________

Приказ №_____от «__»_____2018 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

педагогов инклюзивного образования

Протокол № ____ от _____ 2018 г.

Руководитель МО _______

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

___________

«___» ________ 2018 г.

Адаптированная основная  общеобразовательная программа

начального общего образования

для ученицы 3 — Ж класса

____________________

Составитель: М.А. Михейченкова

Составлена на основе варианта 8.1. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

г. Симферополь

2018 г.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования направлена на:

  • овладение обучающимися учебной деятельностью;
  • формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

АООП начального общего образования обучающихся с РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

Цель программы:  создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; коррекция речевого, познавательного и личностного развития.

Задачи:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе
    духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности;
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС

         РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

        В настоящее время говорят уже не только о  детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем  расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость.

Характеристика ребёнка

     

Ученица обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1).

Способ чтения – преобладает чтение целыми словами; иногда присутствуют элементы выразительного чтения; читает с ошибками, тихо и недостаточно четко. Темп чтения – достаточный. Степень осознания прочитанного примерно 15-20 %. Ученица дает только односложные ответы или повторяет ответ, сказанный учителем (тьютором); продолжить начатое тьютором высказывание не может. Учит стихотворения наизусть только при личном желании. Рассказывает их не на следующий урок чтения, а через урок. Техника чтения в конце 1 полугодия – 42 слова в минуту, в конце 2 полугодия - 61 слово в минуту. При чтении  допускала ошибки в постановке ударения  и произношении слов,  не дочитывала окончания, интонация не соответствовала пунктуации. При проверке степени понимания текста ответила только на один вопрос: назвала главных героев.  

        При списывании допускает ошибки в изученных орфограммах, замену букв а-я, у-ю, и-ы , много исправляет. Пишет под диктовку самостоятельно.  Почерк не соответствует каллиграфическим нормам. На уроках русского языка самостоятельную работу можно наблюдать только при списывании текста.  В остальных видах работ (определение главных членов предложения, частей речи, числа, подбор проверочных слов, выделение слов с изученными орфограммами, работа с деформированными предложениями и текстом, подбор однокоренных слов и выделение корня в них) требуется образец выполнения задания и постоянный контроль. Изученные правила рассказывает частично, применить самостоятельно не может, с дополнительной помощью – все-равно затруднительно. Ударение в словах расставляет с ошибками, особенно в 2-х и 3-хсложных словах. Орфографический режим соблюдает частично, пропускает абзацы, не дописывает рабочие строки в тетради.

           Может устно  складывать двузначные числа по типу 70+14, 13+44;  вычитание двузначных чисел  по типу  65-35 , 83-11возможно; самостоятельное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток затруднительно, выполняет с ошибками.  Письменное сложение двузначных чисел по типу 45+32 выполняет; письменное вычитание и сложение, где требуется занять или запомнить десяток, выполняет с ошибками. Математические диктанты на слух не воспринимает, выполнит только, если задания написаны, но при обязательном контроле. Чтобы выполнить одно задание диктанта, может потребоваться  2-3 дополнительных вопроса.   Самостоятельно задачи  не решает, требуется обязательная помощь учителя (тьютора); задачи на 2 действия и уравнения для Беллы тяжелы даже при дополнительной помощи ;  для чертежа и измерения длины отрезков, геометрических фигур  требуется контроль учителя, так как чаще  чертит не от нуля, а от начала линейки; алгоритм сравнения выражений осознает, но выполняет с ошибками, путает знаки  ˃  и  ˂; в письменной нумерации двузначных чисел допускает ошибки. При работе с именованными числами нужна дополнительная помощь. Математическими терминами владеет частично.  В тестовых работах варианты ответа выбирает наугад, задание самостоятельно не читает. Орфографический режим не соблюдает. Программный  материал по математике усваивает на низком уровне.

       С учетом освоения объема и качества программного материала по АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1), рекомендуется продолжить обучение в 3-м классе по АООП НОО для обучающихся с РАС, вариант 8.2.

На уроках отмечается различное поведение: может вести себя спокойно и сдержанно, воспринимать наглядную информацию, но также и часто отвлекаться, что – то громко говорить или топать  ногами.  На замечания реагирует, но не всегда сразу. Если выполнение задания требует определенных усилий, начитает сильно переживать и нервничать.  Часто отказывается работать по индивидуальным карточкам. На переменах много и быстро бегает по коридорам. В игры с одноклассниками не играет. Желание принимать участие в групповых играх не проявляет. Но, если ее уговорить, то может подражать игровой деятельности детей.

        У ребенка сформированы навыки самообслуживания. Занятия  пропускает только по болезни. Сидит за первой партой вместе с тьютором и подругой.

Ученица  посещает различные кружки, занимается музыкой. Родители уделяют достаточное внимание развитию и учебе ребенка, посещают родительские собрания, контактируют с классным руководителем.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП

В соответствии с вариантом стандарта 8.1. для детей с ОВЗ АООП предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с  принятыми этическими нормами, сформированность мотивации к обучению и познанию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Предметные результаты: освоение обучающимся в ходе изучения того или иного учебного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний; освоение опыта по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.        

Метапредметные результаты: освоенные обучающимися  универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, положительное  отношение  к  учению,  к познавательной  деятельности,  желание  приобретать  новые  знания,  умения, совершенствовать  имеющиеся,  осознавать  свои  трудности  и  стремиться  к  их преодолению,  осваивать  новые  виды  деятельности,  участвовать  в  творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена  общества,  признание  для  себя  общепринятых  морально-этических  норм, способность  к  самооценке  своих  действий,  поступков;  осознание  себя  как гражданина,интерес  и  уважение  к  другим  народам; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающийся овладеет всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научиться использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся приобретет умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, тьютором и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с РАС в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с РАС оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

       Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы включает педагогических и медицинских работников, которые хорошо знают ученика.  Следует учитывать и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

         В первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с РАС предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с РАС необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

  1. Программа формирования универсальных учебных действий.

       Основная цель реализации программы формирования УУД состоит в формировании школьника с РАС как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

―формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

―овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

―развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с опорой  на организационную помощь педагога.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с расстройствами аутистического спектра определяется на момент завершения обучения школе.

       На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

       Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

        Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

        Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

        Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика УУД

Личностные учебные действия

      Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

      Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

       Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);  работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные учебные действия:

        К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;

выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

       В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп УУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Также это объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

  1. Программа отдельных учебных предметов и курсов

РУССКИЙ ЯЗЫК

 Повторение

Словосочетание. Связь слов в предложении. Предложения из одного слова и из нескольких слов. Главные члены предложения.   Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Части речи. Их употребление в предложении. Звуки речи. Звуки и буквы.

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.

Состав слова

Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание суффиксов.  Правописание приставок. Приставка и предлог. Сложные слова.

Имя существительное

Лексическое значение. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам. Понятие о склонении  существительных.

Имя прилагательное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Число и род прилагательных. Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам.

Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных.

Употребление имени прилагательного в речи.

 Глагол и личные местоимения

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Время, лицо, число глаголов. Понятие о личных окончаниях глаголов.

Правописание не с глаголами. Употребление глагола в речи.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Самое великое чудо на свете

 Рукописные книги древней Руси.  Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

 Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;  М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь  

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;  И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

М. Горький. «Случай с Евсейкой»;  К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;  А. И. Куприн. «Слон».

Люби живое  

М. М. Пришвин. «Моя Родина»;  И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»;  В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь )

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»;  Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;  А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;  Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература

«Храбрый Персей».
 Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

УСТНАЯ РЕЧЬ

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.

Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.

Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

МАТЕМАТИКА

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление (продолжение)

      Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
      Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
      Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
      Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
      Решение уравнений вида 58 – 
х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70.
      Решение подбором уравнений вида
х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
      Площадь прямоугольника (квадрата).
      Обозначение геометрических фигур буквами.  Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
      Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
      Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Внетабличное умножение и деление 

      Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
      Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
      Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
      Выражения с двумя переменными вида
а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
      Уравнения вида
х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000

Нумерация

Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

Сложение и вычитание

      Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
      Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
      Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Умножение и деление

      Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
      Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
      Единицы массы: грамм, килограмм.
      Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
      Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

     

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Как устроен мир

Что такое природа? Человек. Общество. Природа в опасности.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Как разрушаются камни? Что такое почва?  Разнообразие растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов.

Мы  и наше здоровье

Организм человека  Органы чувств. Надежная защита организма.   Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. О молниях, змеях, собаках.

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика? Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет.

Путешествие по городам и странам

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Что такое Бенилюкс? Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Искусство в твоем доме и на улицах твоего города. Художник и зрелище. Художник и музей.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Знания о физической культуре. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая нагрузка и её влияние на повышение  частоты сердечных сокращений. Коррекционно-развивающие упражнения.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Восприятие музыки. Хоровое пение. Элементы музыкальной грамоты.

ТЕХНОЛОГИЯ

Работа с пластилином, природным материалом. Работа с бумагой. Разметка бумаги. Вырезание ножницами из бумаги. Конструирование из бумаги и картона. Соединение деталей изделия. Комбинированные работы с разными материалами.

  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС

Программа призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихсяс РАС в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Задачи нравственного развития обучающихся с РАС в области формирования личностной культуры:

-  формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —«становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

-  формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

-  формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;

- формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры

- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

-  формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;

-  развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-  укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры ― формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшими младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Организация нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

-  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-   воспитание нравственных чувств, этического сознания и нравственного поведения.воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

-  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Для обучающихся с РАС слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют     нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество нравственного развития детей.

Родители (законные представители), также как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося  с РАС.

  1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с РАС знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья  ребёнка.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы: формирование представлений об основах экологической культуры;  формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;  формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,  развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и  безопасного образа жизни в МБОУ «Школа-лицей» № 3 организована по следующим направлениям:

1.Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры МБОУ «Школа-лицей» № 3.

2.Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

3.Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

4.Работа с родителями (законными представителями).

5.Просветительская и методическая работа со специалистами МБОУ «Школа-лицей» № 3.

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих

мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье . Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные секции, встречи во спортсменами, тренерами, урок физической культуры.

Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок с необходимым оборудование и инвентарём (медицинским, спортивным, игровым).

Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися

Рациональная организация образовательного процесса

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию). Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований олимпиад, походов и т.п.)

Реализация дополнительных образовательных программ

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и

т.п.

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Консультации  по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

  1. . Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет  до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

2.6 Программа коррекционной работы

Направления коррекционно-развивающей деятельности:

- диагностическая работа заключается в проведении комплексного обследования обучающегося с РАС, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающегося с РАС в условиях общеобразовательного учреждения;  способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося;

- информационно-просветительская работа направлена на просветительскую деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса обучающегося с РАС, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Планируемые результаты коррекционной работы

Результатом коррекции развития обучающихся с РАС может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам коррекционой работы

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи – это нормально и необходимо. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения

Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Извините, я забыл, не понял. Повторите. )

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Продвижение в навыках самообслуживания.

Развитие представлений об устройстве домашней жизни.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Развитие представлений об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, попросить о помощи в случае затруднения, ориентироваться в расписании занятий.

Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство

достижения цели.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Умение

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Основная форма осуществления непосредственной образовательной деятельности – классно-урочная.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Продолжительность урока в 3 классе 40 минут.

Продолжительность учебного года 34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03).

Учебный план

для I-IV классов на 2018/2019 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю но классам

Всего часов

1

2

3

4

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

-

 -

-

-

-

Литературное чтение на родном языке

-

-

     -

-

-

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и

естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

ИТОГО

21

23

23

23

90

Часть,            формируемая участниками образовательных    отношений    при 5-дневной учебной неделе

-

-

-

-

-

Максимальная         допустимая недельная образовательная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

Всего финансируется

31

33

33

33

Обзательные индивидуальные коррекционные занятия

На обязательные индивидуальные коррекционные занятия отводится 45 минут учебного времени.

Обязательные индивидуальные коррекционные занятия

Логопедические занятия

1

Занятия с педагогом психологом

1

                

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АООП

Кадровое обеспечение.

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответсвующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы.

Педагогические работники школы имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации  образовательного и реабилитационного процесса.

Кадровый состав

ФИО учителя

Учитель начальных классов

Тьютор

Учитель физической культуры

Учитель музыки

Учитель английского языка

Учитель – логопед

Педагог - психолог

Организация учебного места (образовательного процесса) обучающегося

       При организации рабочего места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка.

       Организация рабочего пространства ребенка осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.

Информационно-методическое обеспечение

         Информационно-методическое обеспечение направлено на реализацию адаптированной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает широкий, постоянный и устойчивый доступ всех участников образовательного процесса к любой информации, вязанной с реализацией адаптированной образовательной программы (АОП).

        Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с РАС направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

  • Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с РАС;
  • Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
  • Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
  • Возможность размещения материалов и работ в информационной среде общеобразовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).

Специальный учебный и дидактический материал отвечает особым образовательным потребностям детей с РАС

        Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков и др.);

- таблица умножения;

- тематические плакаты;

- электронные средства (ноутбук с выводом информации на экран телевизора);

Вышеперечисленные и другие средства используются для развития вербальной (речевой) коммуникации обучающегося.

Учет особых образовательных потребностей обучающихся по данному варианту АООП НОО обусловливает необходимость использования индивидуальных заданий, соответствующих уровню их интеллектуального развития. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе (по окружающему миру). Особые образовательные потребности обучающихся с РАС обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

        Механизмы реализации программы. Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Примерная адаптированная воспитательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся по окружающему миру

Примерная адаптированная воспитательная программа для школ 8 вида,для детй с со средней степенью тяжести умственной отсталости,...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР

Адаптированная рабочая  программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все  обучающиеся  с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...

рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....

рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса

Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса....

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....