Примерная адаптированная воспитательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру на тему
Примерная адаптированная воспитательная программа для школ 8 вида,для детй с со средней степенью тяжести умственной отсталости,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy1.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная адаптированная воспитательная программа
общего образования умственно отсталых обучающихся
по окружающему миру.
Составила : Воспитатель группы продленного дня
Яковлева Л.Р.
Москва, 2015
Пояснительная записка
. Цель реализации адаптированной основной воспитательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры,обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью
обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладаюют целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между час-тями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключае-
мостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми материала не-
разрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логиче-ские связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи.
Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения;
активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуж-дений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на воспитание этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, ручной труд .
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особые воспитательные потребности
обучающихся с умственной отсталостью.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы воспитания обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом воспитание, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить воспитательные потребности , как общие для всех обучающихся так и специфические.
К общим потребностям относятся:
• выделение пропедевтического периода в воспитании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание воспитательных областей,так и в процессе индивидуальной работы;
• раннее получение специальной помощи средствами воспитания;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение воспитательного пространства,выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью,
характерны следующие специфические потребности-
• увеличение сроков освоения адаптированной программы
• наглядно-действенный характер содержания воспитания;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе ;
• введение умений и навыков, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• обеспечение обязательности профильного трудового образования;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации воспитательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности
в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Принципы и подходы к формированию
основной образовательной программы общего образования
В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихсяс умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической ).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием воспитания.
В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к воспитанию, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков , но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной воспитательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер воспитания, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер воспитания, общедоступность , адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников и др.
― принцип учета типологических и индивидуальных потребностей ;
― принцип коррекционной направленности воспитательного процесса;
― принцип развивающей направленности воспитательного процесса, ориентирующий его на развитие личности воспитанника.
― принцип целостности содержания,
― принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно практической деятельности, способами и приемами познавательной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей .
Цели и задачи воспитательной работы по окружающему миру.
Основная цель воспитательной работы – воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу друг о друге, коллективе, с целью улучшения себя, окружающей жизни;
осознание учениками значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром;
формирование у детей понимания значимости собственного здоровья .
Знакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией;рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Продолжить формирование качеств каждого воспитанника в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики;
Создать условия для формирования навыков культурного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах
Планируемые результаты освоения
обучающимися с умственной отсталостью адаптированной
воспитательной программы по окружающему миру.
Результаты освоения с умственной отсталостью программы
воспитания оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС,
обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП воспитания включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Окружающий мир
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении объектов изучения;
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
выполнять задания под контролем , адекватно оценивать свою
работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице
в условиях реальной или смоделированной педагогом ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на клубном часе,
применять сформированные знания и умения при решении новых
задач,развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
отвечать и задавать вопросы педагога по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные действия.
Календарный план воспитательной работы
с детьми младшего школьного возраста.
Клубный час.
(1ч в неделю)
1 класс.
Окружающий мир.
1 четверть (9ч.)
Растительный мир.
Месяц | Тема | Коррекционно-образовательные задачи | Словарь |
сентябрь | Путешествие по школе | Моделируются различные формы поведения в школьных помещениях.Коррекция памяти. | Учебные кабинеты.Правила поведения. |
сентябрь | Многообразие растений | Где можно наблюдать растения.Чем они отличаются.Развитие словесно-логической памяти. | Растение,среда обитания.питательные вещества. |
сентябрь | Строение растений | Какие части есть у большинства растений.Чем могут различаться .Коррекция памяти. | Корень,стебель,лист,цветок, плод.Береза. |
сентябрь | Деревья,их строение | Чем деревья отличаются от других растений.Какой главный признак этой группы.Коррекция памяти. | Корни ,ствол,крона,ветви.Ель. |
октябрь | Лиственные деревья | Чем различаются листья деревьев.Изменения деревьев в разные времена года.Коррекция памяти. | Листовая пластинка,черешок,листопад. Липа |
октябрь | Хвойные деревья | Какие деревья называются хвойными.Где созревают их семена.Чем отличаются.Коррекция памяти. | Хвоя,хвойное дерево,шишка. Елка |
октябрь | Ягодные растения | Какое значение имеют ягодные растения в жизни человека.Коррекция памяти. | Ягодное травянистое растение,ягод ный кустарник.Малина. |
октябрь | Культурные растения | Какие растения называются культурными.Чем они отличаются от дикорастущих.Где их выращивают.Коррекция памяти. | Культурное растение,сорняк,поле,огород, рассада.Капуста. |
октябрь | Сбор урожая. | Какие растения можно назвать" урожаем."Как собирают их , где хранят и как перерабатывают. Коррекция памяти. | Урожай,гузовик,комбайн,элева тор.Картофель. |
2четверть (7 ч.) Животный мир | |||
ноябрь | Разнообразие животных | Среда обитания животных.Способы питания и защиты животных.Разнообразие видов.Коррекция внимания. | Среда обитания,способы защиты,спосо бы питания.Заяц. |
ноябрь | Хищные животные | Признаки объединения животных в группы.Отличительные способности.Сходство и различие.Коррекция внимания. | Хищники,едят мясо.Волк.Сани тар леса. |
ноябрь | Травоядные животные | Размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Едят траву. Корова. |
декабрь | Морские обитатели | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Дельфин.Плав ники,море. |
декабрь | Речные обитатели | Основной признак.Их многообразие.Размеры,способы питания.Коррекция внимания. | Река,рыбки,за мерзает.Лещ. |
декабрь | Птицы. | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Зимующие,кор мушки.Снегирь. |
декабрь | Животные зимой | Какие животные обитают зимой.Чем питаются.Коррекция внимания. | Впадают в спячку.Медведь |
3 четверть(10ч) Мир вокруг тебя. | |||
январь | Что такое Родина? | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | Место где родился. |
январь | Народы России | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | русские |
январь | Моя Москва | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | столица России |
февраль | Родной край | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | Зеленоград |
февраль | Памятники культуры | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | Памятник войнам ВОВ |
февраль | Правила безопасности | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | безопасность, угроза жизни |
февраль | Электричество | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | электрический ток |
март | Моя семья | Представления о родственных отношениях.Коррекция внимания. | родственники, кровные. |
март | Бытовая техника | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | пылесос,утюг. |
март | Закрепление | Повторение полученых знаний.Коррекция внимания. | Игры. |
4 четверть (5ч.) Охрана здоровья. | |||
апрель | Что такое здоровье? | Представления о собственном организме.Основные признаки.Коррекция мышления. | Здоровье,тело,организм. |
апрель | Мой режим дня | Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.Систематизация и контроль за критериями здоровья.Коррекция мышления. | Режим дня |
апрель | Одежда по сезону. | Представление о правильном подборе одежды в холодную погоду.Коррекция мышления. | Сезон,темпера тура.погода. |
апрель | Моем руки. | Представление о профилактике заболеваний.Коррекция мышления. | Гигиена, болезнь грязных рук. |
май | Делаем зарядку | Представление о гимнастике пробуждения.Совершенствовать культуру души и тела.Коррекция мышления. | Утренняя гимнастика |
май | Закрепление | Подведение итогов . | Игры |
Окружающий мир
2 класс.
1 четверть (9ч.)
Растительный мир.
Месяц | Тема | Коррекционно-образовательные задачи | Словарь |
сентябрь | Что общего у разных растений. | Общие части растений.Коррекция памяти. | Корень,стебель,лист,цветок, плод. |
сентябрь | Что растет на грядке? | Где можно наблюдать растения.Чем они отличаются.Развитие словесно-логической памяти. | Растение,среда обитания.питательные вещества,грядка лук. |
сентябрь | Что растет на подоконнике. | классификация комнатных растений .Коррекция памяти. | Фиалка. |
сентябрь | Что растет на клумбе. | .Какой главный признак этой группы.Коррекция памяти. | Корни ,клумба |
октябрь | Что это за листья | Чем различаются листья деревьев.Изменения деревьев в разные времена года.Коррекция памяти. | Листовая пластинка,черешок,листопад. Клен,береза. |
октябрь | Что такое хвоинки. | Какие деревья называются хвойными.Где созревают их семена.Чем отличаются.Коррекция памяти. | Хвоя,хвойное дерево,шишка. |
октябрь | Что такое ягоды | Какое значение имеют ягодные растения в жизни человека.Коррекция памяти. | Ягодное травянистое растение,ягод ный кустарник. Клубника,шиповник. |
октябрь | Что такое овощи | Какие растения называются культурными.Чем они отличаются от дикорастущих.Где их выращивают.Коррекция памяти. | Культурное растение,сорняк,поле,огород, рассада. Морковь и огурец |
октябрь | Закрепление. | Какие растения можно назвать" урожаем."Как собирают их , где хранят и как перерабатывают.Коррекция памяти. | Урожай,гузовик,комбайн,элева тор.Помидоры, кабачки. |
2 четверть (7 ч.) Животный мир | |||
ноябрь | Как живут животные | Среда обитания животных.Способы питания и защиты животных.Разнообразие видов.Коррекция внимания. | Лес,степь,дикие,домашние.Лось тигр. |
ноябрь | Кто такие звери | Признаки объединения животных в группы.Отличительные способности.Сходство и различие.Коррекция внимания. | Звери,ондатра, косуля. |
ноябрь | Московский зоопарк | Размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Загон,редкие животные |
декабрь | Кто такие насекомые | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Жук,бабочки. |
декабрь | Кто такие рыбы | Основной признак.Их многообразие.Размеры,способы питания.Коррекция внимания. | Река,рыбки,за мерзает.Сом, осетр. |
декабрь | Кто такие птицы | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Зимующие,кор мушки.Кукушка,клест. |
декабрь | Закрепление | Какие животные обитают зимой.Чем питаются.Коррекция внимания. | Викторина. |
3 четверть(10ч) Мир вокруг тебя. | |||
январь | Что окружает нас дома | Представление о безопасном поведении в доме,квартире.Коррекция внимания. | Мебель,элект роприборы,по суда. |
январь | Что умеет компьютер | Представление о безопасном поведении в доме,квартире.Коррекция внимания. | Системный блок,монитор ,клавиатура |
январь | Как правильно переходить дорогу | Представление о безопасном поведении на пешеходном переходе.Коррекция внимания. | Светофор,дорожные знаки,пешеходный переход. |
февраль | Откуда в наш дом приходит вода | Представление о безопасном поведении в туалете .Коррекция внимания. | Река,очистные сооружения,загрязнение. |
февраль | Куда текут реки. | Представление о безопасном поведении на реке.Коррекция внимания. | Исток,устье, ручьи |
февраль | Откуда берутся снег и лед. | Представление о безопасном поведении на улице в мороз.Коррекция внимания. | Мороз,травма |
февраль | Как зимой помочь птицам. | Представление о безопасном поведении при кормлении птиц .Коррекция внимания. | Корм,кормушка |
март | Откуда берется шоколад. | Представление о изготовлении и потреблении шоколада.Коррекция внимания. | Горький,молоч ный ,кондитерская плитка |
март | Откуда берется и куда девается мусор. | Представление о поведении детей на улице,в общественных местах .Коррекция внимания. | Мусор,мусорка, бумажный,стеклянный,пласти ковый. |
март | Закрепление | Основные понятия. | |
4 четверть (5ч.) Охрана здоровья. | |||
апрель | Правила питания | Представление об основных питательных веществах.Коррекция мышления. | Витамины,минералы,белки,жиры. |
апрель | Движение-это жизнь | Представление об основных двигательных функциях.Коррекция мышления | Бег,игры,прыж ки,плаванье. |
апрель | Гигиена-это да | Представление о том как правильно за собой ухаживать .Коррекция мышления | Мыть руки,ноги. Менять носки,трусы. |
апрель | Вода-друг или враг | Представление о том для чего нужна вода. .Коррекция мышления | Воду пьем,моем,ва рим |
май | Как чистить зубы | Представление о том как правильно ухаживать за зубами.Коррекция мышления | Зубная щетка,нить, паста |
май | Закрепление | Вспомнить основные термины.Коррекция мышления | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером ор...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с НОДА и УО по предмету "Чтение" 4 класс
Рабочая программа разработана для детей с НОДА и УО на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования (вариант 7.2) по окружающему миру 3класс
Рабочая программа направлена на формирование следующих навков и умений: понимание учебной задачи, планирование последовательности операций на отдельных этапах урока,оценивание правильности выполнения ...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека»
Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по курсу «Мир природы и человека» для 1 класса...