Примерная адаптированная воспитательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру на тему
Примерная адаптированная воспитательная программа для школ 8 вида,для детй с со средней степенью тяжести умственной отсталости,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная адаптированная воспитательная программа
общего образования умственно отсталых обучающихся
по окружающему миру.
Составила : Воспитатель группы продленного дня
Яковлева Л.Р.
Москва, 2015
Пояснительная записка
. Цель реализации адаптированной основной воспитательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры,обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью
обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладаюют целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между час-тями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключае-
мостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми материала не-
разрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логиче-ские связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи.
Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения;
активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуж-дений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на воспитание этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, ручной труд .
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особые воспитательные потребности
обучающихся с умственной отсталостью.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы воспитания обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом воспитание, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить воспитательные потребности , как общие для всех обучающихся так и специфические.
К общим потребностям относятся:
• выделение пропедевтического периода в воспитании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание воспитательных областей,так и в процессе индивидуальной работы;
• раннее получение специальной помощи средствами воспитания;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение воспитательного пространства,выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью,
характерны следующие специфические потребности-
• увеличение сроков освоения адаптированной программы
• наглядно-действенный характер содержания воспитания;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе ;
• введение умений и навыков, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• обеспечение обязательности профильного трудового образования;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации воспитательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности
в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Принципы и подходы к формированию
основной образовательной программы общего образования
В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихсяс умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической ).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием воспитания.
В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к воспитанию, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков , но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной воспитательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер воспитания, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер воспитания, общедоступность , адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников и др.
― принцип учета типологических и индивидуальных потребностей ;
― принцип коррекционной направленности воспитательного процесса;
― принцип развивающей направленности воспитательного процесса, ориентирующий его на развитие личности воспитанника.
― принцип целостности содержания,
― принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно практической деятельности, способами и приемами познавательной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей .
Цели и задачи воспитательной работы по окружающему миру.
Основная цель воспитательной работы – воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу друг о друге, коллективе, с целью улучшения себя, окружающей жизни;
осознание учениками значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром;
формирование у детей понимания значимости собственного здоровья .
Знакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией;рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Продолжить формирование качеств каждого воспитанника в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики;
Создать условия для формирования навыков культурного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах
Планируемые результаты освоения
обучающимися с умственной отсталостью адаптированной
воспитательной программы по окружающему миру.
Результаты освоения с умственной отсталостью программы
воспитания оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС,
обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП воспитания включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Окружающий мир
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении объектов изучения;
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
выполнять задания под контролем , адекватно оценивать свою
работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице
в условиях реальной или смоделированной педагогом ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на клубном часе,
применять сформированные знания и умения при решении новых
задач,развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
отвечать и задавать вопросы педагога по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные действия.
Календарный план воспитательной работы
с детьми младшего школьного возраста.
Клубный час.
(1ч в неделю)
1 класс.
Окружающий мир.
1 четверть (9ч.)
Растительный мир.
Месяц | Тема | Коррекционно-образовательные задачи | Словарь |
сентябрь | Путешествие по школе | Моделируются различные формы поведения в школьных помещениях.Коррекция памяти. | Учебные кабинеты.Правила поведения. |
сентябрь | Многообразие растений | Где можно наблюдать растения.Чем они отличаются.Развитие словесно-логической памяти. | Растение,среда обитания.питательные вещества. |
сентябрь | Строение растений | Какие части есть у большинства растений.Чем могут различаться .Коррекция памяти. | Корень,стебель,лист,цветок, плод.Береза. |
сентябрь | Деревья,их строение | Чем деревья отличаются от других растений.Какой главный признак этой группы.Коррекция памяти. | Корни ,ствол,крона,ветви.Ель. |
октябрь | Лиственные деревья | Чем различаются листья деревьев.Изменения деревьев в разные времена года.Коррекция памяти. | Листовая пластинка,черешок,листопад. Липа |
октябрь | Хвойные деревья | Какие деревья называются хвойными.Где созревают их семена.Чем отличаются.Коррекция памяти. | Хвоя,хвойное дерево,шишка. Елка |
октябрь | Ягодные растения | Какое значение имеют ягодные растения в жизни человека.Коррекция памяти. | Ягодное травянистое растение,ягод ный кустарник.Малина. |
октябрь | Культурные растения | Какие растения называются культурными.Чем они отличаются от дикорастущих.Где их выращивают.Коррекция памяти. | Культурное растение,сорняк,поле,огород, рассада.Капуста. |
октябрь | Сбор урожая. | Какие растения можно назвать" урожаем."Как собирают их , где хранят и как перерабатывают. Коррекция памяти. | Урожай,гузовик,комбайн,элева тор.Картофель. |
2четверть (7 ч.) Животный мир | |||
ноябрь | Разнообразие животных | Среда обитания животных.Способы питания и защиты животных.Разнообразие видов.Коррекция внимания. | Среда обитания,способы защиты,спосо бы питания.Заяц. |
ноябрь | Хищные животные | Признаки объединения животных в группы.Отличительные способности.Сходство и различие.Коррекция внимания. | Хищники,едят мясо.Волк.Сани тар леса. |
ноябрь | Травоядные животные | Размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Едят траву. Корова. |
декабрь | Морские обитатели | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Дельфин.Плав ники,море. |
декабрь | Речные обитатели | Основной признак.Их многообразие.Размеры,способы питания.Коррекция внимания. | Река,рыбки,за мерзает.Лещ. |
декабрь | Птицы. | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Зимующие,кор мушки.Снегирь. |
декабрь | Животные зимой | Какие животные обитают зимой.Чем питаются.Коррекция внимания. | Впадают в спячку.Медведь |
3 четверть(10ч) Мир вокруг тебя. | |||
январь | Что такое Родина? | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | Место где родился. |
январь | Народы России | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | русские |
январь | Моя Москва | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | столица России |
февраль | Родной край | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | Зеленоград |
февраль | Памятники культуры | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | Памятник войнам ВОВ |
февраль | Правила безопасности | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | безопасность, угроза жизни |
февраль | Электричество | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания | электрический ток |
март | Моя семья | Представления о родственных отношениях.Коррекция внимания. | родственники, кровные. |
март | Бытовая техника | Ознакомление с понятием.Основной признак. Коррекция внимания. | пылесос,утюг. |
март | Закрепление | Повторение полученых знаний.Коррекция внимания. | Игры. |
4 четверть (5ч.) Охрана здоровья. | |||
апрель | Что такое здоровье? | Представления о собственном организме.Основные признаки.Коррекция мышления. | Здоровье,тело,организм. |
апрель | Мой режим дня | Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых.Систематизация и контроль за критериями здоровья.Коррекция мышления. | Режим дня |
апрель | Одежда по сезону. | Представление о правильном подборе одежды в холодную погоду.Коррекция мышления. | Сезон,темпера тура.погода. |
апрель | Моем руки. | Представление о профилактике заболеваний.Коррекция мышления. | Гигиена, болезнь грязных рук. |
май | Делаем зарядку | Представление о гимнастике пробуждения.Совершенствовать культуру души и тела.Коррекция мышления. | Утренняя гимнастика |
май | Закрепление | Подведение итогов . | Игры |
Окружающий мир
2 класс.
1 четверть (9ч.)
Растительный мир.
Месяц | Тема | Коррекционно-образовательные задачи | Словарь |
сентябрь | Что общего у разных растений. | Общие части растений.Коррекция памяти. | Корень,стебель,лист,цветок, плод. |
сентябрь | Что растет на грядке? | Где можно наблюдать растения.Чем они отличаются.Развитие словесно-логической памяти. | Растение,среда обитания.питательные вещества,грядка лук. |
сентябрь | Что растет на подоконнике. | классификация комнатных растений .Коррекция памяти. | Фиалка. |
сентябрь | Что растет на клумбе. | .Какой главный признак этой группы.Коррекция памяти. | Корни ,клумба |
октябрь | Что это за листья | Чем различаются листья деревьев.Изменения деревьев в разные времена года.Коррекция памяти. | Листовая пластинка,черешок,листопад. Клен,береза. |
октябрь | Что такое хвоинки. | Какие деревья называются хвойными.Где созревают их семена.Чем отличаются.Коррекция памяти. | Хвоя,хвойное дерево,шишка. |
октябрь | Что такое ягоды | Какое значение имеют ягодные растения в жизни человека.Коррекция памяти. | Ягодное травянистое растение,ягод ный кустарник. Клубника,шиповник. |
октябрь | Что такое овощи | Какие растения называются культурными.Чем они отличаются от дикорастущих.Где их выращивают.Коррекция памяти. | Культурное растение,сорняк,поле,огород, рассада. Морковь и огурец |
октябрь | Закрепление. | Какие растения можно назвать" урожаем."Как собирают их , где хранят и как перерабатывают.Коррекция памяти. | Урожай,гузовик,комбайн,элева тор.Помидоры, кабачки. |
2 четверть (7 ч.) Животный мир | |||
ноябрь | Как живут животные | Среда обитания животных.Способы питания и защиты животных.Разнообразие видов.Коррекция внимания. | Лес,степь,дикие,домашние.Лось тигр. |
ноябрь | Кто такие звери | Признаки объединения животных в группы.Отличительные способности.Сходство и различие.Коррекция внимания. | Звери,ондатра, косуля. |
ноябрь | Московский зоопарк | Размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Загон,редкие животные |
декабрь | Кто такие насекомые | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Жук,бабочки. |
декабрь | Кто такие рыбы | Основной признак.Их многообразие.Размеры,способы питания.Коррекция внимания. | Река,рыбки,за мерзает.Сом, осетр. |
декабрь | Кто такие птицы | Основной признак .Их размеры,форма,способы питания.Коррекция внимания. | Зимующие,кор мушки.Кукушка,клест. |
декабрь | Закрепление | Какие животные обитают зимой.Чем питаются.Коррекция внимания. | Викторина. |
3 четверть(10ч) Мир вокруг тебя. | |||
январь | Что окружает нас дома | Представление о безопасном поведении в доме,квартире.Коррекция внимания. | Мебель,элект роприборы,по суда. |
январь | Что умеет компьютер | Представление о безопасном поведении в доме,квартире.Коррекция внимания. | Системный блок,монитор ,клавиатура |
январь | Как правильно переходить дорогу | Представление о безопасном поведении на пешеходном переходе.Коррекция внимания. | Светофор,дорожные знаки,пешеходный переход. |
февраль | Откуда в наш дом приходит вода | Представление о безопасном поведении в туалете .Коррекция внимания. | Река,очистные сооружения,загрязнение. |
февраль | Куда текут реки. | Представление о безопасном поведении на реке.Коррекция внимания. | Исток,устье, ручьи |
февраль | Откуда берутся снег и лед. | Представление о безопасном поведении на улице в мороз.Коррекция внимания. | Мороз,травма |
февраль | Как зимой помочь птицам. | Представление о безопасном поведении при кормлении птиц .Коррекция внимания. | Корм,кормушка |
март | Откуда берется шоколад. | Представление о изготовлении и потреблении шоколада.Коррекция внимания. | Горький,молоч ный ,кондитерская плитка |
март | Откуда берется и куда девается мусор. | Представление о поведении детей на улице,в общественных местах .Коррекция внимания. | Мусор,мусорка, бумажный,стеклянный,пласти ковый. |
март | Закрепление | Основные понятия. | |
4 четверть (5ч.) Охрана здоровья. | |||
апрель | Правила питания | Представление об основных питательных веществах.Коррекция мышления. | Витамины,минералы,белки,жиры. |
апрель | Движение-это жизнь | Представление об основных двигательных функциях.Коррекция мышления | Бег,игры,прыж ки,плаванье. |
апрель | Гигиена-это да | Представление о том как правильно за собой ухаживать .Коррекция мышления | Мыть руки,ноги. Менять носки,трусы. |
апрель | Вода-друг или враг | Представление о том для чего нужна вода. .Коррекция мышления | Воду пьем,моем,ва рим |
май | Как чистить зубы | Представление о том как правильно ухаживать за зубами.Коррекция мышления | Зубная щетка,нить, паста |
май | Закрепление | Вспомнить основные термины.Коррекция мышления | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером ор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-531462-1565083373.jpg)
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с НОДА и УО по предмету "Чтение" 4 класс
Рабочая программа разработана для детей с НОДА и УО на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-1187533-1575193271.jpg)
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071325-1539853601.jpg)
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-610378-1698934133.jpg)
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования (вариант 7.2) по окружающему миру 3класс
Рабочая программа направлена на формирование следующих навков и умений: понимание учебной задачи, планирование последовательности операций на отдельных этапах урока,оценивание правильности выполнения ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-308560-1381083984.jpg)
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека»
Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по курсу «Мир природы и человека» для 1 класса...