Открытый урок русского языка во 2 классе "Разделительный мягкий знак" в технологии критического мышления
план-конспект урока (2 класс)
Разделительный ь знак в технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку 2 класс | 714.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»
в технологии критического мышления.
Тип урока:урок открытия нового знания
Цели урока:
Предметные:
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Ход урока.
I.Организационный этап. Слайд1.
- Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:
Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.
- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?
- Чему учимся?(Познаём тайны родного языка.)
II. Актуализация знаний.
1. Определение темы урока.
-Ребята! Недавно мы писали письмо для будущих первоклассников?
- Что мы рассказывали дошколятам? (важно учиться)
- А как вы понимаете значение слова «учиться»? (открывать новые знания)
- Нам пришёл ответ одной будущей первоклассницы. Слайд2.
- Прочитайте её письмо про себя
- Можно ли его назвать текстом? Почему?
- Есть ли связь между предложениями?
- Какое предложение «лишнее»?Почему?
- Вы заметили, что в письме много орфографических ошибок?
- Эти ошибки нужно исправить.
- Выпишите слова с ошибками правильно, подчеркните орфограммы
- Откройте тетради. Запишите дату и Классная работа.
- Повторите задание. Приступаем к работе.
- Прочитайте слова, которые записали.
- Назовите орфограммы.
- Какая ещё орфограмма есть в слове «хочу»? (чу-щу)
- Какие из этих орфограмм являются проверяемыми?
- Какие являются непроверяемыми? (семья, портфель)
- Остановимся на этих двух словах.
- Можно сказать, что в них орфограмма гласного звука?
- А орфограмма согласного звука? Почему нельзя так сказать? (ь не обозначает звука)
- Это орфограмма мягкого знака.
- А чем он отличается в этих словах? (разделительный и показатель мягкости)
- Так вот тема нашего урока «Разделительный мягкий знак».
- Я вижу, что не все ребята могут найти отличия разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного звука.
2.Постановка цели урока.Слайд3.
- В этом нам поможет «Корзина идей».
- Ответьте на вопрос: Почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?
- Запишите на листочках, лежащих на парте свои идеи. Листочки подпишите.
- Обменяйтесь листочками в группе.Обсудите в команде мнение каждого и выберите верный ответ.
- Сейчас главный в группе должен озвучить, чьё мнение команда отдаёт в «Корзину идей».(Наша команда отдаёт мнение…)
- Обсудим ваши мнения. Ксюша Матвеева считает…(зачитываю все мнения)
- Какую цель мы ставили на уроке?
- На какой вопрос сейчас отвечали?
(Узнать почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?)
- Чьё же мнение ближе к истине?
- Это мы узнаем после того, как откроем новые знания.
- Поэтому «Корзину идей отложим пока в сторону»
III. Работа по теме урока.
1. Исследование
- Ребята! Существует много версий происхождения слова «семья».
- Кто-то считает, что «Семья» - это местоимение «я» и числительное «семь».
- Учёные считают, что это древнерусское слово, означало домочадцев, прислугу.
- Есть версия, что семья образовано от слова «семя», т.е. продолжение рода.
- Давайте разберёмся в этих словах.
- Вам сейчас нужно сделать транскрипцию слов «семя» и «семья».
- У доски выполняет Торшина Настя, остальные в тетрадях.
- Выполним транскрипцию слова «семя».
- Выполним транскрипцию слова «семья».
- К доске Дудина Настя, остальные в тетрадях.
- Назовите второй слог в слове «семя».
- Назовите второй слог в слове «семья».
- Почему в слове «семья» не образуется слог слияние «мя»?
- Что этому помешало? (разд. мяг. знак)
- А как произносятся согласный и гласный звук? (раздельно)
- Так почему «ь» называется разделительный?
- Он указывает на то, что согласный и гласный звук произносятся раздельно.
- А если в слове «семья» убрать мягкий знак, что поменяется? (лексич. значение слова)
- Так почему нужен в словах разд. «ь»?
- Какой звук появился после «ь» ? (й)
- А какая буква обозначает звук «й»? (я)
- А она всегда имеет два звука?
- Т.е. мягкий знак показывает, что буква «я» имеет два звука.
- Так почему он называется разделительным?
- Чьё мнение из «Корзины идей» ближе к истине?
2. Работа в группах.
-Сейчас при помощи приёма «Что? Где? Когда? Почему?» проверим, как вы это усвоили.
-Вам надо заполнить таблицу «Что? Где? Когда?Почему?»(показ таблицы на партах)
- В колонке «Что?» запишите «Разд. мяг. знак».
-В колонке «Где?» запишите в какой части слова пишется разд. «ь», после какой буквы, перед какими?
- В следующей колонке запишите, «Когда» появляется согласный звук «й»?
- В колонке «Почему» запишите, почему нужен разделит. «ь».
- Работаем в группе, все обсуждают, один человек записывает.
- Когдаработаем в группе не жалеем свои идеи для команды.
- Итак «Что?» - Разделит. мяг. знак.
- «Где?» в какой части слова он пишется.
- После какой буквы?
- Перед какой буквой? (гласной)
- Перед любой гласной? (те, которые обозначают 2 звука)
- Назовите их.
- Когда появляется звук «й»? (Звук [й’]появляется в словах после Ь, перед гласной)
- А почему нужен«ь» ? (чтобы изменить лексическое значение слова)
- Проверим ваши размышления с моими выводами.Слайд 4.
- Прочитайте. (со слайда)
3. Физ. минутка
- А теперь немного отдохнём, встаём.
- Раз мы начали говорить о семье, послушаем песню «Семья».
- Вспоминаем свою семью, улыбаемся и повторяем за Дашей движения.
IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику. Упр 54
- Отдохнули, а сейчас нужно закрепить наши знания.
- Откройте учебник. Найдите упр 54. Прочитайте задание.
- Всем задание понятно? Работаем самостоятельно.
- Вставьте в слова пропущенные слоги, запишите их через запятую, с красной строки, орфограмму «разделит. ь» подчеркните.
Проверка.
- Как называется орфограмма? (на доску 3 памятки)
- Место орфограммы в этих словах. Где находится орфограмма, в какой части слова?
- Почему в этих словах ь называется разделительный?
- Я открываю эталон, а вы проверяете.Слайд 5.
- Поднимите руку, у кого всё правильно.
2. Творческое задание.Слайд 6.
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание.
- У вас на столах лежат кроссворды.
- Замените словосочетание одним словом и запишите его.
- Работаем в группе.
- Итак, домики для пчёл – ульи.
- Снежная буря – вьюга.
- Я пока 3 пропущу, некоторые затрудняются на него ответить.
- Млекопитающее, близкое к человеку – обезьяна.
- И у нас вызвал затруднение – отвар из мяса.
- Это? (бульон.)
- Меня смущает слово «бульон». Почему?
- Какая буква стоит после ь? («о»)
- Получается, я допустила ошибку?
- Это исключение из правила.
- «Бульон» - это слово иностранное.
- Оно пришло к нам из французского языка.
- А поэтому оно не подчиняется русской орфографии.
- Запомните, в иностранных словах после «ь» пишется буква «о» после разд. «ь».
3. Самостоятельная работа. Слайд 7.
- А сейчас мы применим знания в незнакомой ситуации.
- Как изменить значение этих слов?
- При помощи какой буквы? (ь)
- Вставьте раздел. мяг. знак. Запишите эти слова с красной строки.(у доски 1 человек)
- Что в них поменялось? (лексич. значение)
- Какой звук появился послераздел. мяг. знака? (й)
V. Рефлексия урока
- Ну и вот мы добрались до стадии Рефлексия.
- Мы её проведём при помощи приёма «Шесть шляп мышления».
- Я вам напоминаю правила. (читаю слайд)
- Какая команда готова, выходит один человек для защиты.
- Подведём итоги урока.
- Большое спасибо, шляпы садитесь.
VI. Итог урока. Слайд 8.
- Запишите Д.З.
- Ребята! Большое спасибо за урок! (выставляю оценки)
- Встали! Урок закончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак".
Технологическая карта урока русского языка, разработанного для конкурса "Профессионал". Полностью соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока окружающий мир, 2 класс, с использованием технологии критического мышления, с презентацией
Тема урока: "Наша лесная аптека"...
Открытый урок математики в 3 классе с использованием технологии критического мышления
Урок математики проходил в 3 классе по теме "Единицы времени". Тип урока - закрепление. На урокет использовала технологии критического мышления: верные и неверные высказывания, инсерт, пробл...