Открытый урок русского языка во 2 классе "Разделительный мягкий знак" в технологии критического мышления
план-конспект урока (2 класс)

Ериклинцева Ирина Борисовна

Разделительный ь знак в технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

в технологии критического мышления.

Тип урока:урок открытия нового знания
Цели урока:

Предметные:

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Ход урока.

I.Организационный этап. Слайд1.

- Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

- Чему учимся?(Познаём тайны родного языка.)

II. Актуализация знаний.

1. Определение темы урока.

-Ребята! Недавно мы писали письмо для будущих первоклассников?

- Что мы рассказывали дошколятам? (важно учиться)

- А как вы понимаете значение слова «учиться»? (открывать новые знания)

- Нам пришёл ответ одной будущей первоклассницы. Слайд2.

- Прочитайте её письмо про себя

 - Можно ли его назвать текстом? Почему?

- Есть ли связь между предложениями?

- Какое предложение «лишнее»?Почему?

- Вы заметили, что в письме много орфографических ошибок?

- Эти ошибки нужно исправить.

- Выпишите слова с ошибками правильно, подчеркните орфограммы

- Откройте тетради. Запишите дату и Классная работа.

- Повторите задание. Приступаем к работе.

- Прочитайте слова, которые записали.

- Назовите орфограммы.

- Какая ещё орфограмма есть в слове «хочу»? (чу-щу)

- Какие из этих орфограмм являются проверяемыми?

- Какие являются непроверяемыми? (семья, портфель)

- Остановимся на этих двух словах.

- Можно сказать, что в них орфограмма гласного звука?

- А орфограмма согласного звука? Почему нельзя так сказать? (ь не обозначает звука)

- Это орфограмма мягкого знака.

- А чем он отличается в этих словах? (разделительный и показатель мягкости)

- Так вот тема нашего урока «Разделительный мягкий знак».

- Я вижу, что не все ребята могут найти отличия разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного звука.

2.Постановка цели урока.Слайд3.

- В этом нам поможет «Корзина идей».

- Ответьте на вопрос: Почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?

- Запишите на листочках, лежащих на парте свои идеи. Листочки подпишите.

- Обменяйтесь листочками в группе.Обсудите в команде мнение каждого и выберите верный ответ.

- Сейчас главный в группе должен озвучить, чьё мнение команда отдаёт в «Корзину идей».(Наша команда отдаёт мнение…)

- Обсудим ваши мнения. Ксюша Матвеева считает…(зачитываю все мнения)

- Какую цель мы ставили на уроке?

- На какой вопрос сейчас отвечали?

(Узнать почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?)

- Чьё же мнение ближе к истине?

- Это мы узнаем после того, как откроем новые знания.

- Поэтому «Корзину идей отложим пока в сторону»

III. Работа по теме урока.

1. Исследование

- Ребята! Существует много версий происхождения слова «семья».

- Кто-то считает, что «Семья» - это местоимение «я» и числительное «семь».

- Учёные считают, что это древнерусское слово, означало домочадцев, прислугу.

- Есть версия, что семья образовано от слова «семя», т.е. продолжение рода.

- Давайте разберёмся в этих словах.

- Вам сейчас нужно сделать транскрипцию слов «семя» и «семья».

- У доски выполняет Торшина Настя, остальные в тетрадях.

- Выполним транскрипцию слова «семя».

- Выполним транскрипцию слова «семья».

- К доске Дудина Настя, остальные в тетрадях.

- Назовите второй слог в слове «семя».

- Назовите второй слог в слове «семья».

- Почему в слове «семья» не образуется слог слияние «мя»?

- Что этому помешало? (разд. мяг. знак)

- А как произносятся согласный и гласный звук? (раздельно)

- Так почему «ь» называется разделительный?

- Он указывает на то, что согласный и гласный звук произносятся раздельно.

- А если в слове «семья» убрать мягкий знак, что поменяется? (лексич. значение слова)

- Так почему нужен в словах разд. «ь»?

- Какой звук появился после «ь» ? (й)

- А какая буква обозначает звук «й»? (я)

- А она всегда имеет два звука?

- Т.е. мягкий знак показывает, что буква «я» имеет два звука.

- Так почему он называется разделительным?

- Чьё мнение из «Корзины идей» ближе к истине?

2. Работа в группах.

-Сейчас при помощи приёма «Что? Где? Когда? Почему?» проверим, как вы  это усвоили.

-Вам надо заполнить таблицу «Что? Где? Когда?Почему?»(показ таблицы на партах)

- В колонке «Что?» запишите «Разд. мяг. знак».

-В колонке «Где?» запишите в какой части слова пишется разд. «ь», после какой буквы, перед какими?

- В следующей колонке запишите, «Когда» появляется согласный звук «й»?

- В колонке «Почему» запишите, почему нужен разделит. «ь».

- Работаем в группе, все обсуждают, один человек записывает.

- Когдаработаем в группе не жалеем свои идеи для команды.

- Итак «Что?» - Разделит. мяг. знак.

- «Где?» в какой части слова он пишется.

- После какой буквы?

- Перед какой буквой? (гласной)

- Перед любой гласной? (те, которые обозначают 2 звука)

- Назовите их.

- Когда появляется звук «й»? (Звук [й’]появляется в словах после Ь, перед гласной)

- А почему нужен«ь» ? (чтобы изменить лексическое значение слова)

- Проверим ваши размышления с моими выводами.Слайд 4.

- Прочитайте. (со слайда)

3. Физ. минутка

- А теперь немного отдохнём, встаём.

- Раз мы начали говорить о семье, послушаем песню «Семья».

- Вспоминаем свою семью, улыбаемся и повторяем за Дашей движения.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику. Упр 54

- Отдохнули, а сейчас нужно закрепить наши знания.

- Откройте учебник. Найдите упр 54.  Прочитайте задание.

- Всем задание понятно? Работаем самостоятельно.

- Вставьте в слова пропущенные слоги, запишите их через запятую, с красной строки, орфограмму «разделит. ь» подчеркните.

Проверка.

- Как называется орфограмма? (на доску 3 памятки)

- Место орфограммы в этих словах. Где находится орфограмма, в какой части слова?

- Почему в этих словах ь называется разделительный?

- Я открываю эталон, а вы проверяете.Слайд 5.

- Поднимите руку, у кого всё правильно.

2.  Творческое задание.Слайд 6.

- Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

- У вас на столах лежат кроссворды.

- Замените словосочетание одним словом и запишите его.

- Работаем в группе.

- Итак, домики для пчёл – ульи.

- Снежная буря – вьюга.

- Я пока 3 пропущу, некоторые затрудняются на него ответить.

- Млекопитающее, близкое к человеку – обезьяна.

- И у нас вызвал затруднение – отвар из мяса.

- Это? (бульон.)

- Меня смущает слово «бульон». Почему?

- Какая буква стоит после ь? («о»)

- Получается, я допустила ошибку?

-  Это исключение из правила.

- «Бульон» - это слово иностранное.

- Оно пришло к нам из французского языка.

- А поэтому оно не подчиняется русской орфографии.

-  Запомните, в иностранных словах после «ь» пишется буква «о» после разд. «ь».

3. Самостоятельная работа. Слайд 7.

- А сейчас мы применим знания в незнакомой ситуации.

- Как изменить значение этих слов?

- При помощи какой буквы? (ь)

- Вставьте раздел. мяг. знак. Запишите эти слова с красной строки.(у доски 1 человек)

- Что в них поменялось? (лексич. значение)

- Какой звук появился послераздел. мяг. знака? (й)

V. Рефлексия урока

- Ну и вот мы добрались до стадии Рефлексия.

- Мы её проведём при помощи приёма «Шесть шляп мышления».

- Я вам напоминаю правила. (читаю слайд)

- Какая команда готова, выходит один человек для защиты.

- Подведём итоги урока.

- Большое спасибо, шляпы садитесь.

VI. Итог урока. Слайд 8.

- Запишите Д.З.

- Ребята! Большое спасибо за урок! (выставляю оценки)

- Встали! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак".

Технологическая карта урока русского языка, разработанного для конкурса "Профессионал". Полностью соответствует требованиям ФГОС....

Открытый урок математики в 3 классе с использованием технологии критического мышления

Урок математики проходил в 3 классе по теме "Единицы времени". Тип урока - закрепление. На урокет использовала технологии критического мышления: верные и неверные высказывания, инсерт, пробл...