Представление педагогического опыта
статья
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со времене, поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для формирования универсальных учебных действий необходимы новые технологии и методы. К таким технологиям можно отнести кейс- технологии, метод case-study.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Представление педагогического опыта
Сase- study- как средство формирования УУД у младших школьников
Скворцова Л.А. МОУ «Средняя школа №37» учитель начальных классов
Актуальность
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Для формирования универсальных учебных действий необходимы новые технологии и методы. К таким технологиям можно отнести кейс- технологии.
Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
Основная идея
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к кейс- технологиям. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Основными понятиями являются кейс, «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Сами по себе эти понятия очень неоднозначно понимаются разными специалистами.
Кейс (case) содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься:
- описание реальной ситуации
- « кусочек реальной жизни»
- события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
- «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».
Цель данного метода – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать представленную ситуацию (ситуацию приближенную к жизненной или взятую из жизни), разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества;
Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности
Подводя итог можно сказать, что кейс- это не просто правдивое описание событий, а единый комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Наличие теоретической базы опыта
Метод case-study (или , как писали в двадцатые годы, « метод казусов») был известен преподавателями экономических дисциплин в нашей стране в 20-е годы. Но повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
В настоящее время существуют две классические школы case-study-
Гарвардская( американская) и Манчестерская( европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая- предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объёму (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5- 2 раза короче.
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес- образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов и школьников навыкам решения типичных проблем. Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика.
Новизна
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Учитель начальных классов понимает, что приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Педагогический потенциал развития УУД школьников при использовании метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. При использовании этого метода реализуются принципы проблемного обучения: получение навыков, решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
- Получение навыков работы в команде
- Выработка навыков простейших обобщений
- Выработка навыков ведения презентаций. пресс-конференций, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Технология опыта
Определение цели данного опыта: является развитие у обучающихся аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, презентационных умений, умение анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Постановка задач, способствующих достижению данной цели:
- Создаю кейсы на основе ситуаций, приближенных к жизненным
- Учу работе в паре, группе
- Способствую созданию ситуации успеха для каждого обучающегося в к классе или группе
- Сочетаю данный метод с другими различными методами, в том числе входящими в кейс- технологии
- Использую данный метод в урочной и внеурочной деятельности
- Учу «развернутости в будущее» - перспективному видению учащимися своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях
- Учу делать личностный выбор и отстаивать собственную позицию
Отличительными чертами данного метода являются:
- Обязательная исследовательская стадия процесса
- Коллективное обучение или работа в группе
- Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
- Специфическая разновидность проектной технологии
- Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Важной особенностью метода кейс - стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В качестве основных методов, приемлемых для учащихся начальных классов, и являющихся наиболее эффективными при работе с кейсами, я использую такие: методы групповой дискуссии, игровые методы, метод «Мозгового штурма», метод «Торнадо», метод «Принятия решения», « Пустой стул», метод ситуационного анализа, проблемный метод, моделирование.
Когда я только знакомилась с данным методом, то столкнулась с тем, что в высших учебных заведениях, не говоря о школе, данный метод применяют неохотно, только потому, что это колоссальная работа преподавателя. Пришлось перечитать массу литературы, прежде чем для себя я составила вот такую примерную схему работы по кейс- методу:
Примерная схема работы по кейс- методу
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1.До начала занятий |
|
1. Знакомство с творчеством автора. 2.Знакомство с текстом. 3.Деление текста на смысловые части. Озаглавливание частей |
2. Во время занятий |
(до обсуждения содержания кейса) 1.Краткое знакомство с творчеством автора (презентация) 2.Выявление отношения детей к произведению, с целью активизации интереса к данной проблеме. (Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об этом рассказе. Можно начать со слов: Я думаю… Мне понравилось… Мне не понравилось… Я был впечатлен… Меня возмутило… У меня возник вопрос…
-организация итогового обсуждения | Работа в группах 1.Работа с кейсом (составление таблиц, ответы на вопросы, нахождение решения данной проблемы) 2. Представление и защита своего варианта решения задания 3.Выслушивание точек зрения других участников |
3. После занятий |
|
|
Порядок работы с кейсом
№ | Наименование этапа | Время этапа урока |
1. | 1.Подготовка к занятию педагоги и учащегося | Домашнее задание |
2. | 2.Организационная часть. Выдача кейса | 5 минут |
3. | 3. Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с кейсом . Получение дополнительной информации. | 5-7 минут |
4. | Р 4.Работа учащихся в микрогруппах. | 20минут |
5. | З 5.Защита работ (дискуссия) | 10 минут |
6. | П 6.Подведение итогов | 2-3минуты |
Данный метод я применяю в 3-4 классе на уроках окружающего мира, литературного чтения, когда дети повзрослее, и у них есть хоть немного жизненного опыта. Использование кейс- стадии на классных часах также способствует расширению мировоззрения обучающихся.
Результативность опыта
Реализовать метод кейс- стадии в полном объёме не представляется возможным в силу возраста моих учеников, их жизненного опыта, но даже и включение в работу элементов данного метода формирует у обучающихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, грамотно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу. Работая в составе группы, дети учатся самостоятельно анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и демонстрировать различные позиции и точки зрения, приобретая при этом жизненный опыт.
Результатом моей работы по данному направлению считаю достижения моих учеников в конкурсах различных уровней, где необходимы исследовательские, коммуникативные, презентационные умения, а также умения принимать решения в нестандартных ситуациях.
2015-2016 учебный год ( обучающиеся 3 классов)
- II Городской детский конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук» (категория 1-4)- 1 победитель, 1 призёр;
- XVРеспубликанский конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» в номинации « Конкурс презентаций и видеороликов в профессиях»- 1 призёр;
- Региональный конкурс творческих работ « Война в истории моей семьи» в номинации
« Трудовой подвиг и жизнь в тылу в годы Великой Отечественной войны- 1 призёр;
- XIIМежрегиональный экономический фестиваль школьников « Сибириада. Шаг в мечту» в номинации экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается»- 1 призёр
- Всероссийский конкурс проектно- исследовательских работ учащихся и студентов
« Юный исследователь»-- 6 призёров
2016-2017 учебный год (обучающиеся 4 класса)
- Городская олимпиада по школьному краеведению « Историко- культурное и природное наследие родного края в номинации « Родословие. Земляки»-призер;
- Городская олимпиада по школьному краеведению « Историко- культурное и природное наследие родного края в номинации « Летопись родного края»-призер;
- Муниципальный этап республиканского конкурса сочинений» Подвиг героев», посвящённого 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.П. Девятаева – победитель
- III Городской детский конкурс исследовательских работ « Бабушкин сундук»
( категория 1-4)- победителель
- Конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» в секции
« Национальная культура»- призёр
- Конкурс проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» в секции
« История»- призёр;
- Республиканский конкурс сочинений, посвящённого 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.П. Девятаева – призёр
2017-2018учебный год, 2018-2019 учебный год (обучающиеся 1-2 классов)
- IV Городской детский конкурс исследовательских работ « Бабушкин сундук» ( категория 1-4)- призер;
- V Городской детский конкурс исследовательских работ « Бабушкин сундук» ( категория 1-4)- победитель
Своим опытом по формированию универсальных учебных действий при помощи метода кейс - стадии делюсь с коллегами:
Выступление на педсовете «Условия эффективности профессионального роста развития педагога в условиях введения и реализации ФГОС ООО» по теме: « Кейс- стади как средство формирования УУД»
Выступление в ГБУ ДПО МРИО на республиканском семинаре «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» по теме «Case- study-как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников»
Участие в городском конкурсе: «Учитель- мастер». где проводила мастер- класс использованию кейсов на уроках в начальной школе.
Кроме этого публикую разработки кейс- уроков, занятий в сети интернет.
- Конспект кейс-урока «Богатыри русские на страже Отечества»-
- Конспект кейс-занятия «Ещё есть надежда, и надо спешить»
В результате своей работы я пришла к выводу, что при использовании case- study в начальной школе у детей происходит:
- Развитие навыков анализа и критического мышления;
- Формирование умения выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и демонстрировать различные позиции и точки зрения;
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- Приобретение экспертных умений и навыков;
- Развитие презентационных умений
То есть, как показывает практика, в результате применения метода case- study у школьников формируются универсальные учебные действия, что является составляющей фундаментального ядра содержания образования младших школьников.
Список литературы
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., и др.Практическая педагогика: Учебно- методическое пособие на основе метода case- study.- Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009.-188с.
3.Гришакина О.П. Метод case- study (разбор конкретных ситуаций): как один из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий
http://www.pedagogie.ru›stati…case-study…konkretnyh-situacii…
4.Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
5.Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс- метод как современная технология личностно- ориентированного обучения. http://www. uchportal.ru
6. Иванова В.Е., учитель начальных классов. Применение кейс-технологий в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
http://www. nsportal.ru
7. Калачикова О.Н. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади»
http://www. umu.utmn.ru/files/case.doc
8. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
9. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
10. Метод кейс решений(case- study)- создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема//http://www.cases.ru/, май 2005.
11. Метод кейс- стадии в образовании. http://www. otherreferats.allbest.ru
12. Новикова Е.Н. .Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения.http://www.nsportal.ru›Школа›Технология›aktivizaciya
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред.Е.С. Полат.-М.,2003.
14. Панфилова А.П. и др. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс- технологиям. 1-е издание. –СП.: Питер, 2004.
15. Прокофьева Е.Использование кейс- метода в начальной школе.
http://www.zavuch.info›methodlib/62/54298/
16. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
17. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
18. Юлдашев З.Ю.,. Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: Особенности кейс- стадии метода обучения и пути его практического использования/ Ташкент.» IQTISOD-MOLIYA, 2006.88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...
Представление педагогического опыта
Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....
Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)
В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...
Представление педагогического опыта
Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...