Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры у детей с ОВЗ"
методическая разработка
В методической разработке представлены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка дидактических игр на развитие памяти, внимания, мышления. | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
на тему
«Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры.
Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления»
(для детей с умеренной степенью умственной отсталости)
Учитель: Переводчикова О.А.
Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является недоразвитие познавательных процессов, поэтому дети практически не испытывают потребность в познании.
Развитие познавательных способностей включает в себя развитие
- памяти
- внимания
- мышления
Развитие познавательных способностей осуществляется, в основном, через дидактические игры, которые включаются в этап урока.
Развитию памяти способствуют такие игры, как
- «Найди нужную картинку» - ребёнок смотрит на картинку и старается запомнить её. Затем он закрывает глаза и в это время педагог добавляет несколько картинок. Ребёнку предлагается найти нужную картинку среди остальных.
Для этой игры подойдут картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
Игра развивает зрительную память.
- «Запомни букву» - педагог называет ребёнку несколько букв и предлагает назвать те, которые удалось запомнить.
Игра развивает кратковременную слуховую память.
- «Кто идёт по лесу» - педагог даёт детям набор картинок с изображением животных леса (картинки в коробке или в непрозрачном мешочке). Ребёнок вытаскивает одну карточку и показывает движениями и жестами, какое животное идёт по лесу. Игра развивает двигательную память.
Развитию внимания способствуют такие игры, как
- «Узнай по голосу» - выбранный ребёнок поворачивается спиной к детям, а педагог жестом указывает на ребёнка, который должен его позвать по имени изменённым голосом.
Игра развивает слуховое внимание.
- «Съедобное – несъедобное» - подбираются картинки с изображением различных предметов, среди них – продукты. Педагог показывает картинки по очереди, а дети хлопают в ладоши (или поднимают руку), если изображено съедобное.
Игра развивает зрительное внимание.
- «Лабиринты» - как пройти ученику в школу?
- что найдут девочка и мальчик, если пойдут по своим
дорожкам?
- покажи медведю тропинку к другу, где можно отдохнуть
на пенёчках
- «Ребусы» (расшифруй слово)
- ДОБЕ – ОБЕД
- УКАР – РУКА
- КАФШ – ШКАФ
Выполнение таких заданий развивает сосредоточение внимания.
Развитию мышления способствуют такие игры, как
- «Что перепутал художник» - например, в рисунке содержится фрагмент из другого времени года. Ребёнку нужно определить, что не так.
Игра развивает умение анализировать.
- «Что лишнее» - среди ряда карточек одна лишняя. Ребёнку нужно её найти и объяснить свой выбор.
Серии карточек могут быть различными:
- среди букв 1 цифра
- среди посуды 1 школьная принадлежность
- среди птиц 1 животное и т.д.
Игра развивает умение сравнивать и обобщать.
- «Повтори узор» - ребёнок рассматривает узор и повторяет точно такой же на листе бумаги в клетку.
Усложнённый вариант – «Графический диктант» (повтор рисунка под диктовку педагога).
Игра развивает пространственное мышление
Развитию речи и познавательных способностей способствуют мнемотаблицы, где каждое слово закодировано в символ. При перекодировке символов в слова у детей получается рассказ.
Мнемотаблицы могут быть на темы
- «Чему учат в школе»
- «Признаки зимы»
- «Признаки весны»
- «Признаки осени»
- «Виды спорта»
Для свободной деятельности большое значение имеют пооперационные карты (алгоритмы), где, перекодировав символы в действие, ребёнок может самостоятельно что – либо делать, например, мыть руки, одеваться на прогулку (если это соответствует его возможностям).
Пооперационные карты (алгоритмы):
- «Как мыть руки»
- «Как одеваться на прогулку»
- «Как есть за столом»
- «Гимнастика для глаз»
- «Режим дня»
Также развитию речи и ПС способствует работа по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха и восприятия речи.
- фонематического слуха
- «Найди отличия» (КОСА – КОЗА, ДРОВА – ТРАВА)
- восприятия речи
- пересказ прочитанных педагогом сказок
- пересказ прочитанных педагогом небольших произведений
- Развитие лексической стороны речи (смысловое значение слов и работа с многозначными словами).
- смысловое значение слов
- объяснение значения слов
- работа с многозначными словами
- КЛЮЧ
^
- КОСА
^
- Развитие устной речи.
- рассказ по
- предметной картинке
- сюжетной картинке
- картинке с последовательно развивающимся сюжетом
- об игрушке
- Логоритмические упражнения
Это упражнения по типу: движение – слово
- пальчиковые игры с текстом
Дидактические игры и работа по развитию речи помогают формировать представления об окружающем, о себе, о предметной и социальной действительности.
Для развития познавательных способностей нужно задействовать различные виды анализаторов.
Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности. Им необходимы частые повторения знакомых упражнений, содержащих новые элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения....
Методическая разработка Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления
Коррекционная педагогика...
Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"
В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...
Методическая разработка. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Цветик-семицветик"
Игра -викторина для дошкольников....
«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры у детей с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...
Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта
Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...