Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе
статья

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

     В   педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, ставится  цель:  обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. Они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

      В практике  работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и имеет  принципы   проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3.      Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

       В любой урок можно внести элементы игры. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

          Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

               Упражнения для устного счёта  предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами.    Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю первоклассникам так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми  либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух.

Цель:

- закрепить знание таблицы сложения.

Задачи:

- повторение нумерации чисел в пределах 20;

- закрепление приёмов устных вычислений;

- развитие логического мышления.

Игра «Хлопки»

 (учитель читает числа или показывает их, дети делают один хлопок – если число однозначное, два хлопка – если число двузначное).

4, 7, 11, 18, 7, 0, 20, 14.

 - Запиши двузначные числа в порядке возрастания.

(11,  14,  18,  20)

- Какое число можно назвать лишним?

(11 – состоит из одинаковых цифр, 20 – в числе 2 десятка и 0 единиц)

2)Вычисли. Какое выражение лишнее и почему?

10 + 4        7+10          4+6

5 + 10        10+9          6+10

(лишнее 4+6, сумма равна 10, а в остальных выражениях сумма больше 10)

2)Вычисли. Расположи полученные ответы в порядке убывания.

5+6  (11)     9+4 (13)     6+9  (15)

7+7   (14)    8+4 (12)     8+9   (17)

(17,  15,  14,  13,  12,  11)

Что интересного заметили в полученном числовом ряду?

(пропущено число 16)

Какое выражение с этим ответом можно добавить?

(8+8,  7+9)

      Игра «Нарисуй карту». Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета. Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.

Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

        Игра «Летает не – летает». Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

       Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

       Игра  «Фотограф», в которой  показывают детям полоску с цифрами, знаками, словами ,а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

       Игра   «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I           рыбка         вьюга         чулок                    II   подъезд         склад         ворона

дубки          варенье         чучело         съемка         град         ворота

гриб          ручьи         чум         подъем         клад         воробей

         Игра «Детектив».  Один из игроков будет свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные игроки – детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов свидетель может отвечать «ДА» и «НЕТ».

       К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе

По данной теме предлагаются игровые технологии на уроках математики и русского языка....