Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
статья на тему
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»
Использование
игровых технологий
на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
Подготовила:
Каркавина О.Н.
учитель нач.классов
Новокузнецк, 2014
| |
Введение.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Сущность и понятие игровых технологий.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. Педагогическая игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующими результатами. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятия решения. Как поступить? Что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих.
К наиболее распространенным сюжетам игр можно отнести дидактические игры. Это игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей. Они требуют от школьника умения расшифровать, распутать, разгадать. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Поэтому они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
Виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательную способность учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умения применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины.
2.Игры-путешествия. Они способствуют осмыслению и закреплению.
3.Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются,разделившись на команды.
4.Игры-предположения. Что было бы,если…Что бы я сделал?
Функции игр:
Функции межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов.
Функция самореализации ученика в игре. Игра вводит учащихся в реальный мир человеческих отношений.
Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью.
Игротерапевтическая функция игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей в общении, в обучении.
Функция коррекции в игре. Игра способна оказать помощь ученикам с отклонениями в поведении, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.
Особенности игровых технологий и организация уроков.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.
При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учеников целям урока
- доступность для учащихся данного возраста
- умеренность в использовании игр на уроке
Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.
Игровая ситуация: «Что на свете одно?».
Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. ( Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.
Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего , это главное бывает в единственном экземпляре. (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).
Рисунок «Звезда мечты».
Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.
Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.
При работе в парах можно предложить следующие задания:
- детям выдаются трафареты рукавичек; надо украсить их так, чтобы они составили пару;
- игра «эскалатор»,где дети первого варианта, двигаясь по колонке назад дают задание второму варианту;
- игра «учитель-ученик».
Вывод: работа детей в этих играх формирует у них умение работать совместно и контролировать действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры способствуют моделированию социальных отношений, разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Использование сюжетно-ролевых игр создает на уроке творческую атмосферу, помогает детям в усвоении материала урока.
Заключение
Дети младшего школьного возраста особенно чувствительны к новым знаниям и наиболее подвержены переживаниям, с доверчивостью впитывая информацию. Это именно тот период, когда можно заложить в душу ребенка зерна доброты, морали, нравственности, заботливости. Проблемно-игровые ситуации дают большой заряд положительных эмоций.
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование игровой технологии на уроках в начальной школе.
Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...
Использование игровой технологии на уроках в начальной школе
Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"
Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...
Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...