Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему
Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», я в своей работе применяю очень активно игровые технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад:
« Использование игровых технологий на уроках в начальной школе».
Секция № 6 «Опыт использования современных педагогических практик в образовательной деятельности в школе.
.
МБОУ НОШ № 11, Протасова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
2016 год
Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», я в своей работе применяю очень активно игровые технологии.
Игровые технологии являются неотъемлимой частью педагогических технологий, одной из своеобразных форм обучения, которая позволяет сделать очень интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В жизни каждого ребёнка игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении , я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые на мой взгляд позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. В большей степени они отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.
Используя эту технологию, я выработала определенные принципы ее проведения:
1. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
4. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
5. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
Приведу примеры использования игровых технологий на уроках.
Математика:
При обобщении и повторении блока изученных тем, применяю игры-соревнования: «Самый умный», «Брейн - ринг», «Блиц-турнир». Для проведения этих игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
Вместо традиционного опроса можно устроить «Мозговой штурм», где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
Для формирования навыка устного счёта использую такие игровые задания:
шифровки, математические диктанты, карточки с примерами.
Русский язык:
При изучении темы: “Слова, обозначающие предметы”, можно использовать игровое лото.
Игра «Почтальон» поможет закрепить знания учащихся по подбору проверочных слов.
Игра «Лишнее слово» развивает умение выделять в словах общий признак.
На этапе закрепления изученного материала по теме «Сочетания ча-ща, чу-щу» очень эффективно проходит игра «Одним словом». Предлагаю заменить сочетания слов и предложений одним словом, имеющим эти сочетания.
Литературное чтение:
На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови произведение», «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы» , «Доскажи словечко», « Кто прислал телеграммы».
Вывод:
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование игровой технологии на уроках в начальной школе.
Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А....
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...
Использование игровой технологии на уроках в начальной школе
Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...