Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе
учебно-методический материал
По данной теме предлагаются игровые технологии на уроках математики и русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования игровых технологий
на уроках в начальной школе.
О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра - центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.
Поступая в первый класс, ребёнок попадает в другую среду. Учение для него – это повседневный труд. Он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Отсидеть 40 минут урока требует и физических усилий. Смена деятельности учащихся плюс игра ведёт к эффективному результату урока.
В своей педагогической практике для достижения намеченных целей и задач использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения. Игровые технологии тесно пересекаются и со здоровьесберегающими технологиями.
Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. Важно, чтобы в процессе обучения принимал активное участие каждый ученик. Для этого применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности,
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Но игры должно быть в меру. В моей работе игра как технология проведения урока заняла прочное место, в следствии чего _____ «Обучая – играем, играя – развиваем» .
Предлагаю примеры игр для 1-4 классов. Данные игры можно использовать как на русском языке, так и на математике.
Игра с мячом ( требует от учащихся внимания, сосредоточенности, реакции, знания предложенного задания)
Эта игра – аналог игре «Вопрос-ответ».
1 класс. «Посчитай со мной» Учитель-«один», ученик – «два», учитель –
«три», ученик – «четыре»…..
Другой вариант: дети цепочкой перекидывают мяч друг другу, называя порядковый счёт от 1 до 10 и обратно.
2 класс. При устном счёте «Ответь»
Здесь можно проверять знание таблицы сложения и вычитания в пределах
20.
3-4 класс. Проверяется знание таблицы умножения и соответствующие случаи деления
Игра «Ой»
Эта игра проводится , обычно, в 1 классе при изучении ударения. Жизненный опыт подсказывает, что в речи мы произносим слова, растягивая гласный звук: «вот это здо-о-орово!», « ты молоде-е-ец!», « ой, бо-о-ольно».
Детям предлагается поставить ударения в словах, например, поляна, синий. парта. С междометием «ой!» получается: «ой, поля-я-яна, ой, си-и-иний, ой па-а-арта». Продолжительный гласный звук – ударный.
Ученикам нравятся игры соревновательного характера.
«Кто быстрей!», «Доберись до вершины», «Кто больше?», « Цепочка» и т.д.
Например: класс делится на две команды. Задание: доберись до вершины, определив род имён существительных:
птенец
колесо зима
рябина аквариум
вертолёт облако
кукушка корабль
золото палатка
«Открыть замок»
Эту игру можно использовать на уроке русского языка при изучении суффиксов -ик_, -ек-.
-Чтобы попасть во дворец, нам надо открыть замок, но он такой огромный и закрыт на 12 оборотов. Открывать будем ключиками, на которых записаны слова с пропущенными буквами.
-Скажите, какое правило нужно вспомнить? (написание суффиксов -ик-, -ек-)
Команда 1 Команда 2
огурч..к мяч..к
кусоч..к ореш..к
дружоч..к звоноч..к
луч..к цветоч..к
дождич..к птенч..к
листоч..к колокольч..к
Игра «Снежный ком»
Интересно она проходит на уроках русского языка по теме «Предложение».
На доске записаны вопросы, например: какой?, что?, что сделал?, по чему?, что?, учитель определяет тему, например «Зима», раздаёт каждому варианту лист бумаги. Первый ученик записывает слово, отвечающее на вопрос какой?, прячет слово, слегка свернув листок и передаёт следующему игроку, второй участник записывает слово, отвечающее на вопрос что?, сворачивает лист и передаёт дальше и т.д. В конце каждый вариант зачитывает своё предложение, проверяется, правильно ли подобраны слова к вопросам и смысл предложения. Здесь исправляют смысл предложения. Бывает весело, смешно, но, между тем, закрепляется умение подбирать слова к поставленному вопросу, умение работать с предложением.
Использую в своей практике интеллектуальные игры, которые помогают решать задачи:
-развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
-обучению детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях;
-привитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;
-обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;
-привитие интереса к познавательной деятельности.
Математика
1 класс:
- Отгадайте ребусы: С3Ж, Р1А, 7Я и др.
- Решить задачки:
-Заяц вытащил восемь морковок и съел их все, кроме пяти. Сколько морковок осталось?
-три брата: один впереди, а два позади – бегут, бегут, а двое одного догнать не могут. Что это?
-Бывает ли у дождика 4 колеса?
Скажи, как называются такие чудеса?
-Одна машина может перевезти сразу три бетонных плиты. Сколько надо машин, чтобы перевезти 10 таких плит?
- «Лишний»
-Найди в каждом ряду лишнее число и обведи его в кружок.
21 44 8 90 16
40 20 30 33 90
66 12 33 44 55
31 33 35 27 39
9 8 7 4 20
- «Эстафета»
Класс делится на три команды. Команда выстраивается в колонну перед доской с таблицей. Каждый участник подбегает к доске, взять листочек с примером, решить его и записать под ответом букву со своего листочка. В команде по 7 участников.
Для первой команды:
13-6+8=…(а) 4+7+6=….(т)
19-4-9=…(д) 2+9+1= (ь)
8+8-3=…..(о) 7+7-9=….(с)
17-8+2=…(р) Ответ: радость
11 | 15 | 6 | 13 | 5 | 17 | 12 |
Для второй команды:
13-6+8=…..(я) 4+7+6=…..(р)
19-4-9=….(ё) 2+9+1=….(п)
8+8 - 3=….(а) 7+7-9=…(к)
17-8+2=….(т) ответ: пятёрка
12 | 15 | 11 | 6 | 17 | 5 | 13 |
Для третьей команды:
13-6+8=…(е) 4+7+6=….(р)
19-4-9=….(ф) 2+9+1=….(ь)
8+8-3=….(а) 7+7-9=….(л)
17-8+2=….(в) ответ: февраль
6 | 15 | 11 | 17 | 13 | 5 | 12 |
2 класс
- Эстафета
Для 2 класса нужно поменять числа в выражениях для других слов. Например: молодец, отлично, умничка. Условия те же, семь участников.
- Сколько?
Сколько прямоугольников на чертеже?
- «Шуточный»
-Двое мальчиков играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
-Горели три электрические лампочки. Одну погасили. Сколько лампочек осталось?
-Два человека стоят на расстоянии 10см и не могут дотронуться друг до друга. Как такое может быть? ( между ними дверь)
- Знак вычитания?
3 класс
- «Три задания»
- Расставьте буквы a, b, c, d так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и по диагонали буквы не повторялись.
- Расставьте между числами 9999 знаки арифметического действий так, чтобы получилось 100. (99+9:9)
- Умножили два числа. Получилось 60. Какие числа умножали? Запишите все пары таких чисел.
( 30х2, 20х3, 10х6, 60х1, 5х12, 15х4)
4 класс
- «Закономерность»
-Продолжите числовой ряд еще на два числа, предварительно выяснив закономерность построения этого ряда:
Ответы:
Ответы: фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа
- «Эстафета»
-Запишите антонимы к предложенным словам:
жарко-_________________ враг-________________________
высокий-_______________тьма-__________________________
тусклый-_______________ кричать-_______________________
широкая-_______________глубже-_______________________
выход-_________________острый-________________________
4 класс
- «Собери слово»
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ
- «Словострой»
Подберите слова на букву А, чтобы клетки были заполнены:
А | |||
- «Поиск»
Вставьте слово, которое служило бы началом других слов
…ник …кА
…кА …лада
…нворд …алайка
…хана ..аган
Ответы: чай, бал
Игра влияет на многие сферы жизни (как будущие, так и настоящие): развитие памяти, внимания, детская индивидуальность, рефлексия, коммуникативные навыки, уровень самоорганизации.
Следует отметить, что по данной теме можно найти большое количество научной литературы, в которой подробно излагаются практически все возможные вопросы. Достаточно обширный материал посвящен и новейшим тенденциям игры. Для творчески работающего учителя – это большая кладезь, да и сами учителя создают игры для работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование игровой технологии на уроках в начальной школе.
Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...
Использование игровой технологии на уроках в начальной школе
Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...
Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"
Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе...