Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

 По данной теме предлагаются игровые технологии на уроках математики и русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования игровых технологий 
на уроках  в начальной школе.

       О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра - центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

     Поступая в первый класс, ребёнок попадает в другую среду. Учение для него – это  повседневный труд. Он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания.  Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Отсидеть 40 минут урока требует и физических усилий. Смена деятельности учащихся плюс игра ведёт к эффективному результату урока.

    В своей педагогической практике для  достижения намеченных целей и задач использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, в частности, игровые технологии. На мой взгляд,  они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения.   Игровые  технологии тесно пересекаются и со здоровьесберегающими  технологиями.

    Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. Важно, чтобы в процессе обучения принимал активное участие каждый ученик. Для этого применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой  технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности,

     С помощью игры  можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

     Игра способствует  созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Но игры должно быть в меру. В  моей работе игра как технология проведения урока заняла прочное место, в следствии чего _____ «Обучая – играем, играя – развиваем» .

Предлагаю примеры игр для 1-4 классов. Данные игры  можно использовать как на русском языке, так и на математике.

Игра с мячом ( требует от учащихся внимания, сосредоточенности, реакции, знания предложенного задания)

Эта игра – аналог игре «Вопрос-ответ».

1 класс. «Посчитай со мной» Учитель-«один», ученик – «два», учитель –  

           «три», ученик – «четыре»…..

Другой вариант: дети цепочкой перекидывают мяч друг другу, называя порядковый счёт от 1 до 10 и обратно.

 2 класс.  При устном счёте «Ответь»

   Здесь можно проверять знание таблицы сложения и вычитания в пределах    

  20.

3-4 класс. Проверяется знание таблицы умножения и соответствующие случаи деления

Игра «Ой»

Эта игра проводится , обычно, в 1 классе при изучении ударения. Жизненный опыт подсказывает, что в речи мы произносим слова, растягивая гласный звук: «вот это здо-о-орово!», « ты молоде-е-ец!», « ой, бо-о-ольно».

Детям предлагается поставить ударения в словах, например, поляна, синий. парта. С междометием «ой!» получается: «ой, поля-я-яна, ой, си-и-иний, ой па-а-арта». Продолжительный гласный звук – ударный.

Ученикам нравятся игры соревновательного характера.

«Кто быстрей!», «Доберись до вершины», «Кто больше?», « Цепочка» и т.д.

Например:  класс делится на две команды. Задание: доберись до вершины, определив род имён существительных:

                                                       

                                                       птенец

                                     

                                       колесо                        зима

                                  рябина                               аквариум

                             вертолёт                                     облако

                        кукушка                                                корабль

                     золото                                                          палатка

                                   

«Открыть замок»

Эту игру можно использовать на уроке русского языка при изучении суффиксов   -ик_, -ек-.

-Чтобы попасть во дворец, нам надо открыть замок, но он такой огромный и закрыт на 12 оборотов. Открывать будем ключиками, на которых записаны слова с пропущенными буквами.

-Скажите, какое правило нужно вспомнить? (написание суффиксов  -ик-, -ек-)

Команда 1                                   Команда 2

огурч..к                                         мяч..к

кусоч..к                                        ореш..к

дружоч..к                                     звоноч..к

луч..к                                            цветоч..к

дождич..к                                     птенч..к

листоч..к                                      колокольч..к    

           

Игра «Снежный ком»

Интересно она проходит на уроках русского языка по теме «Предложение».

На доске записаны вопросы, например: какой?, что?, что сделал?, по чему?, что?, учитель определяет тему, например «Зима», раздаёт каждому варианту лист бумаги. Первый ученик записывает слово, отвечающее на вопрос какой?, прячет слово, слегка свернув листок и передаёт следующему игроку, второй участник записывает слово, отвечающее на вопрос что?, сворачивает лист и передаёт дальше и т.д. В конце каждый вариант зачитывает своё предложение, проверяется, правильно ли подобраны слова к вопросам и смысл предложения. Здесь исправляют смысл предложения. Бывает весело, смешно, но, между тем, закрепляется умение подбирать слова к поставленному вопросу, умение работать с предложением.

   Использую в своей практике интеллектуальные игры, которые помогают решать задачи:

-развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;

-обучению детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях;

-привитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;

-обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля своей психофизической  деятельности;

-привитие интереса к познавательной деятельности.

Математика

1 класс:

  • Отгадайте ребусы:   С3Ж,      Р1А,    7Я и др.
  • Решить задачки:

-Заяц вытащил восемь морковок и съел их все, кроме пяти. Сколько морковок осталось?

-три брата: один впереди, а два позади – бегут, бегут, а двое одного догнать не могут. Что это?

-Бывает ли у дождика 4 колеса?

Скажи, как называются такие чудеса?

-Одна машина может перевезти  сразу три бетонных плиты. Сколько надо машин, чтобы перевезти 10 таких плит?

  •  «Лишний»

-Найди в каждом ряду лишнее число и обведи его в кружок.

21     44     8      90     16

40     20     30     33    90

66     12     33     44     55

31     33     35     27     39

9        8       7       4      20

  • «Эстафета»

Класс делится на три команды. Команда выстраивается в колонну перед доской с таблицей. Каждый участник подбегает к доске, взять листочек с примером, решить его и записать под ответом букву со своего листочка. В команде по 7 участников.

Для первой команды:

13-6+8=…(а)                            4+7+6=….(т)

19-4-9=…(д)                             2+9+1=    (ь)

8+8-3=…..(о)                            7+7-9=….(с)

17-8+2=…(р)                               Ответ:  радость

11

15

6

13

5

17

12

Для второй команды:

13-6+8=…..(я)                   4+7+6=…..(р)

19-4-9=….(ё)                     2+9+1=….(п)

8+8 - 3=….(а)                    7+7-9=…(к)

17-8+2=….(т)                                   ответ: пятёрка

12

15

11

6

17

5

13

Для третьей команды:

13-6+8=…(е)                     4+7+6=….(р)

19-4-9=….(ф)                    2+9+1=….(ь)

8+8-3=….(а)                      7+7-9=….(л)

17-8+2=….(в)                               ответ: февраль

6

15

11

17

13

5

12

               

2 класс

  • Эстафета

Для 2 класса нужно поменять числа в выражениях для других слов. Например: молодец, отлично, умничка. Условия те же, семь участников.

  • Сколько?

Сколько прямоугольников  на чертеже?

  • «Шуточный»

-Двое мальчиков играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?

-Горели три электрические лампочки. Одну погасили. Сколько лампочек осталось?

-Два человека стоят на расстоянии 10см и не могут дотронуться друг до друга. Как такое может быть?  ( между ними дверь)

- Знак вычитания?

3 класс

  • «Три задания»
  1. Расставьте буквы a, b, c, d  так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и по диагонали буквы не повторялись.

  1. Расставьте между числами 9999 знаки арифметического действий так, чтобы получилось 100.      (99+9:9)
  2. Умножили два числа. Получилось 60. Какие числа умножали? Запишите все пары таких чисел.

( 30х2,  20х3,  10х6,  60х1, 5х12,  15х4)

4 класс

  • «Закономерность»

-Продолжите числовой ряд еще на два числа, предварительно выяснив закономерность построения этого ряда:

                                                                     

 Ответы:        

1)  10,9,8,7,6,5, …, …4, 3

2)  5,10,15,20,25, …, …30, 35

3)  6,9,12,15,18,21, …, …24, 27

4)  3,7,11,15,19,23, …, …27, 31

5)  9,1,7,1,5,1, …, …3, 1

6)  4,5,8,9,12,13, …, …16, 17

7)  21,18,16,13,11,8, …, …   6, 3

8)  12,14,13,15,14,16, …,  …15, 17

9)  16,12,15,11,14,16, …, …13, 9

10)  25,24,22,21,19,18, …, …16, 15

11)  3,4,6,9,13,18, …, …24, 31

12)  1,4,9,16,29,36, …, …49, 64

13)  15,16,14,17,13,18, …, …12, 19

Русский  язык

1 класс.

  • «Звуковой»

-Добавьте к словам один звук, чтобы получилось новое слово и запишите его:

точка -________________    стол-_______________лещ-____________

утка-_________________     лен-_______________  оса-_____________

дочка-________________     лень-_______________пол-____________

  • «Угадай звук»

Учитель даёт характеристику звуку, ученики угадывают сам звук. Например: « Это звук согласный, бывает только мягким, у него нет парного звука, в алфавите занимает 25 место». Можно добавлять, изменять.

2 класс

  • «Не подведи?»

Класс делится на три команды ( это обычно три ряда). Первым ученикам  даётся листок,  записывают по одному слову. И передают следующему. Можно на время.

Задание: запишите как можно больше слов, состоящих из 4 букв с мягким знаком на конце. Например: день, ночь, лень, моль и т.д.

  • «Словострой»

Запишите пропущенные буквы:

С

Е

С

Е

С

Е

С

Е

С

Е

Примерные ответы:  село, серп, сено, сера, семя

или

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

 

 

 

   

   

 

 

 

 

   

 

 Примерные ответы: мост, рост, пост, тост, лист, куст, жест, аист

3 класс

  • «Самый-самый»

- Добавьте в таблицу по одной ноте, чтобы получилось слово

Ф

Г

А

О

Н

А

П

Ы

Й

З

О

Р

Х

И

К

Л

И

М

Ответы:  фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа

  • «Эстафета»

-Запишите антонимы к предложенным словам:

жарко-_________________    враг-________________________

высокий-_______________тьма-__________________________

тусклый-_______________ кричать-_______________________

          широкая-_______________глубже-_______________________

выход-_________________острый-________________________

4 класс

  • «Собери слово»

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

  • «Словострой»

Подберите слова на букву А, чтобы клетки были заполнены:

А

  • «Поиск»

Вставьте слово, которое служило бы началом других слов

…ник                    …кА

…кА                      …лада

…нворд                 …алайка

…хана                   ..аган

Ответы:  чай,   бал

       Игра влияет на многие сферы жизни (как будущие, так и настоящие): развитие памяти, внимания, детская индивидуальность, рефлексия, коммуникативные навыки, уровень самоорганизации.

     Следует отметить, что по данной теме можно найти большое количество научной литературы, в которой подробно излагаются практически все возможные вопросы.  Достаточно обширный материал посвящен и новейшим тенденциям игры. Для творчески работающего учителя – это большая кладезь, да и сами учителя создают  игры для работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе...