Самообразование
материал

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую учащихся в проектно – исследовательскую деятельность  обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Индивидуальный план самообразования

учителя начальных классов

на период с 2017-2018 учебного года по 2021-2022 учебный год

                                                                                                      Байгареева Гюзель Наильевна

                                                                         учитель начальных классов

Введение

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую учащихся в проектно – исследовательскую деятельность  обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.

Моя методическая тема по самообразованию:

Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС.

Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи: 

1. Изучить:

- содержание ФГОС;                                                                                                      - содержание основных современных технологий и методик;                                                                - материалы по данной тематике, представленные другими педагогами в рамках распространения собственного опыта.

2. Разработать:

- собственные рабочие программы с включением проектной деятельности;                                                                                                                               - планы различных типов уроков, предусмотренных проектной деятельности; - раздаточный материал к урокам;                                                                                                      - план учебных проектов и задания для учеников к ним;                                                   - тестовые и контрольные задания.

       3. Применять на практике:

- методы и приёмы проектной деятельности;                                                                                      - учебные занятия различных типов;                                                                                                - самоанализ проведенных уроков;                                                                                           - оценивание результативности использования проектной деятельности.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Новизна методической системы

Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей: 

  1. информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),
  2. коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и
  3. компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива

Структура проекта

1. Подготовительный этап и целеполагание.

  1. проблемное введение в тему урока;
  2. постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
  3. совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2.Разработка проекта- учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы:в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями.

3.Выполнение проекта – практическая часть.

В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании.

4.Презентация результатов проекта

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.

5.​ Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.

7.​ Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

​ индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)

​ коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

1.​ исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.​ ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.​ информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.​ творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап: УЧИТЕЛЬ ученик

 2-й и 3-й этапы: учитель УЧЕНИК

Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Практическая часть и результаты работы.

​ Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите:

​ повысить мотивацию школьников к учению;

​ расширить свой творческий потенциал;

​ способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

​ создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

​ способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

​ наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

​ получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.

Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов, где готова учиться и учить.

Таким образом, эффективность представленной методической системы подтверждается:

  • увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектную деятельность
  • конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.

Использование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Планирование

Этап

Сроки

(учебный год)

Содержание работы

Форма представления результатов

1. Диагностический

2. Прогностический

2017-2018

2018-2019

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Система мер для решения проблемы

4. Прогнозирование результатов

5. Изучение литературы

6. Работа с наставником

7. Накопление информации

8. Дискуссии

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли»

Собеседование с руководителем ШМО и зам. директора школы по УВР.

Выступления на заседаниях ШМО

3. Практический

2019-2020

1. Внедрение проектной деятельности в работу

2. Разработка методического

 комплекса (планы уроков, мероприятий, памяток, средств наглядности)

3. Отслеживание текущих результатов

4. Корректировка работы

5. Посещение уроков коллег

Презентация собственного методического комплекса.

Открытые уроки, мероприятия.

Выступления на ШМО и РМО.

Создание информационной базы.

4. Обобщающий

2020-2021

1. Подведение итогов

2. Оформление результатов работы по теме

3. Представление материалов

Открытые уроки мероприятия, мастер-классы, практикумы.

Выступления на заседаниях школьного методического совета и педагогического совета, на районных и зональных семинарах и конференциях

5. Внедренческий

2021-2022

1. Использование полученного опыта в своей дальнейшей работе

2.Распространение опыта

Реферат, творческий проект, публикации на профессиональных Интернет-сайтах. Участие в профессиональных конкурсах, в том числе в Интернете.

Список литературы:

1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - N 2. - C. 36-43. - (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

9. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

10. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.


                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...