Рабочая программа по родному языку 3-4 классы
рабочая программа

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_3-4_klassy.docx81.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»,

утвержденной приказом от 19. 06. 2015 № 64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку 3 – 4  классы

Автор программы:

Булавинова Светлана Владимировна,

(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

__учитель I квалификационной категории  

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

  1. Учебно – методическое   обеспечение учебного образовательного процесса

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  1. Приложения:  календарно – тематическое планирование на текущий учебный год по классам

7.1. Родной язык. 3 класс

7.2. Родной язык 4 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  •  Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
  • Федерального перечня учебников (2019г.);
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности  по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО  в МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»  (приказ №56 от 18.06.2016 года)
  • Учебного плана МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»

   

В учебном плане МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа» предусмотрено на изучение родного языка в 3 классе -34 часа (1 час в неделю), в 4 классе -34 часа (1 час в неделю).

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований,  заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».  Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

•        расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

•        формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

•        совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

•        совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•        совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

•        приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.        

Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использование знаково-символических средств представления информации;

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета  «Родной (русский)  язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский)  язык»

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;

- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные

 Обучающиеся научатся: 

• осознавать слово, предложение как главные средства языка;

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

• вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объѐмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

• производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

 • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объѐме представленного в учебнике материала);

• использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах;

• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

• создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Метапредметные

 Коммуникативные 

Обучающиеся научатся: 

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

• озаглавливать текст;

• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).

Обучающиеся получат возможность научиться: 

• участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

 • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

• понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.

Регулятивные

 Обучающиеся научатся:

• самостоятельно организовывать своѐ рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

• осознавать цели и задачи урока, темы;

• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);  

• адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

• участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними.

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

 • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе; • осознавать способы и приѐмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

 Обучающиеся научатся: 

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

• выделять существенную информацию из читаемых текстов;

• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

• по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определѐнную задачу;

• преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот.

Личностные 

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

• понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

• понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своѐ отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи 5 (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

 • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

 Обучающиеся получат возможность для формирования:

• осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

• восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;

• понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

• стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

• положительной мотивации к созданию собственных текстов;

• положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

• способности к адекватной самооценке.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка  (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

4 класс

 Язык и культура общения

В основу обучения родному (русскому) языку, речи положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку:

а) осознать язык как средство общения, а себя – как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразноформулировать свои мысли, грамотно оформлять из в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью данного блока является его коммуникативная направленность. Обусловлен данный подход тем, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение родного (русского) языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Изучение данного раздела даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого раздела развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, учебной литературы.

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).

Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в предусмотренном объёме).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.

Типология текстов (повествование, описание, рассуждение). Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Освоение умения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления (просьба, пересказ, вежливая оценка, сравнительное высказывание, объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 класс

Тема

Количество

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Русский язык: прошлое и настоящее

12

Приложение 1

2

Язык в действии

22

Приложение 1

4 класс

Тема

Количество

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Язык и культура общения

11

Приложение 2

2

Речь. Речевая деятельность. Текст

23

Приложение 2

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. «Просвещение». 2011 г.

2. Из серии «Школьный словарик».  « Толково- этимологический словарик» Т.В. Шклярова, Москва «ВАКО» 2014г.

3. Из серии «Школьный словарик».  « Словарь трудностей русского языка» Т.В. Шклярова, Москва «ВАКО» 2014г.

4. Из серии «Школьный словарик».  «Фразеологический словарь» Е.И. Рогалева, Т.Г. Никитина,  Москва «ВАКО» 2014г

5. Из серии «Школьный словарик».  «Правила по русскому языку» составитель И.В. Клюхина, Москва «ВАКО» 2014г

6. Школьный орфографический словарь русского языка. Редакторы: Н.А. Славгородская, Е.В. Захаревич, изд. «Виктория плюс»2018г.

7. Л. В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Изд.  РОСТ, 20158

8. М.И. Кузнецова. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. Русский язык. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение», 2015

9. Все виды разбора по русскому языку. Автор Дорофеева Г.В. Издательство ЭСКМО. 2016

10. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. Т.Л. Фёдорова. Издательсво. Москва. ЮНВЕС. 2016 г.

11. Современные перфокарты «Русский язык 3 – 4 классы» автор М.В. Аладышева, изд. «Айрис- пресс» 2014г.

                                                                                                                                                             Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

3 класс                                                                 

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее – 12 ч

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

1

Рассуждать о значении языка и речи, о роли языка в жизни и общении.

Различать устную и письменную речь.

2

Рассказ-беседа на тему «Что это значит- хорошо знать русский язык?»

1

3

Кроссворд. «Кроссворд с картинками».

  1

Правильное употребление  словарных слов в письменной  речи

4

Словарные слова.

1

5

Сокровища родного языка (пословицы ,  поговорки, «крылатые» слова)

1

Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван- на)

 6

Слова – историзмы.

1

Научиться решать логические задачи, отбирать интересные темы для проекта.

 7

Тематические раскраски.

1

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки(парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как приготовиться к письму по памяти».

8

Как правильно составить описание картины (репродукции).

1

Рассматривать репродукцию картины в картинной галерее учебника. Составлять рассказ по репродукции, используя данное начало и опорные слова.

9

 Вот они, родные –   однокоренные.

1

Повторят способы нахождения корня в словах

10

Вот они, родные –   однокоренные.

1

11

 Народные загадки.

1

Различать распространенное и нераспространенное предложения. Составлять нераспространенные и распространенные предложения.

12

Работа со словарями.

1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Восстанавливать деформированные предложение.

Язык в действии – 22 ч

13

Мы рады встрече с частями речи.

1

Правильное употребление  частей речи в письменной  речи

14

Палиндромы (перевертыши).

1

Различать распространенное и нераспространенное предложения. Составлять нераспространенные и распространенные предложения.

15

Конкурсная программа «За волшебным колобком».

1

Уметь преобразовывать слова из одной части речи в другую (хорошо- хороший, хорошеет)

16

Коварная викторина про слова.

1

Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, анализировать, делать выводы.

17

18

Анаграммы.

Анаграммы.

1

1

Распознавать многозначные слова в прямом и переносном смысле. Работать со словарем

19

Ребусы.

1

Владеть способами разгадывания ребусов

20

Ребусы.

1

21

О словах разнообразных, одинаковых и разных.

1

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы, работать со словарем.

22

О словах разнообразных, одинаковых и разных.

1

23

Веселая фонетика.

1

Различать звуки и буквы, распознавать условные обозначения звуков речи. Наблюдать модели слов

24

Веселая фонетика.

1

25

Заимствованные слова.

1

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

26

Слова пришельцы.

1

27

Орфографические головоломки.

1

Исправлять ошибки, применяя знания правила к  каждой орфограмме

28

Орфографические головоломки.

1

29

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Сравнить слова по возможности переноса слов с одной строки на другую(крот, улей, зима) Переносить  слова по слогам. Определять способы

30

Путешествие в царство королевы Грамматики.

1

Правильно применять знания при работе над письмом

31

Распространённые и нераспространенные предложения.

1

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам.

32

Словари – кладовые слов.

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной работы

33

Старые знакомые Ъ и Ь.

1

Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

34

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания, адекватно воспринимать оценку работы. Уметь применять правила на письме.

                                                                                                                                                                                   Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

4 класс 

 п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

План.

Факт.

Язык и культура общения – 11ч

  1

О важности общения в жизни  людей.

1

Приводить примеры важности общения в жизни людей. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

  2

  3

Что мы помним о речевой ситуации.

Твои речевые роли.

1

1

   4

Несловесные средства общения.

1

Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Объяснять роль пауз, логических ударений. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

   5

Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. Темп. Громкость. 

1

   6

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

1

   7

Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Говорим подробно, кратко.

1

  8

Этикетные формулы утешения. 

1

Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения. Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

  9

Какой я слушатель. 

1

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражения. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст. Анализировать несловесные средства, используемые говорящим. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

10

Правильная речь.  

1

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению. Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

11

Стили речи.

1

Речь. Речевая деятельность. Текст – 23 ч

12

Признаки текста.

1

Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. Оценивать себя как слушателя. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Называть признаки текста. Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.

13

Связь между предложениями в тексте. 

1

14

Абзацные отступы, завершающий абзац.

1

15

Диалог и монолог.

1

16

Опорные слова и ключевые предложения.

1

Озаглавливать тексты и его части. Осмысливать понятие «план», анализировать готовые образцы планов и составлять свои. Наблюдать за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносить тексты и иллюстрациидополнять (при наличии задания) тексты своими суждениями. Воспроизводить повествовательные тексты, накапливають опыт построения таких

17

План. Виды плана. 

1

18

Обучение составлению плана текста, детализации действий. 

1

19

Создание текстов изобразительного характера (рассказ по картинкам).

1

текстов, обсуждають способ действия при составлении плана. Планировать и создавать свои тексты-зарисовки, проверять их.

20

Типы текста.

1

Воспроизводить повествовательные, описательные тексты, накапливають опыт построения таких текстов. Анализировать предложения со значением оценки, сравнивать их; предполагать типы текстов, для которых они предназначены. Читать тексты, характеризовать их, выбирать для них предложения со значением оценки, обсуждать и обосновывать решения. Выявлять основную мысль каждого текста, соотность её с конкретным предложением, делать умозаключение о назначении предложений со значением оценки.

21

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

1

      22

Объявление. Знакомство с особенностями построения объявлений.

1

Знакомиться с жанром объявления и его особенностями. Рассматривать рисунки и оставлять за персонажей полное и точное объявление. Анализироватьдругие объявления, выявлять недостатки и исправлять их. Составлять и писать объявления для различных ситуаций, обсуждать их и улучшать.

       23

       24

       25

Выборочное изложение. 

Подробное изложение.

Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица).

1

1

1

Читать и анализировать текст, соотносить словесную информацию с изобразительной; выявлять часть текста по заданному заголовку.  

Знакомяться с информацией, обсуждают необходимые изменения текста. Наблюдать за отбором сведений, за построением предложений, за их связью, за выбором слов; конструировать начало и конец текста.

Планировать свои действия при написании изложения; письменно пересказывать текст, осуществлять самоконтроль по ходу письма и самопроверку.

      26

Знакомство с построением рассуждения. 

1

Анализировать тексты, сравнивать их, выявлять сходство. Читать информацию в учебнике, выделять новые сведения, использовать их для объяснения результатов анализа; систематизировать признаки рассуждения. Читать тексты, находить в них рассуждения, обозначать их условными знаками; черпать из учебника информацию, дополнять ею наблюдения выводы. Преобразовывать предложения, сравнивать их, строить рассуждения разных видов, формулировать аргументы. Завершатьрассуждения, выписывать их из текстов. Размышлять над смыслом названия «объяснительная записка», предполагать особенности, проверять предположения, анализировать структуру образца, составлять и писать записку.

      27

Конструирование текста-рассуждения.

1

      28

Объяснительная записка. 

1

      29

      30

Сочинение. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и ее первичное освоение.

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок.

1

1

Пользуясь памяткой, обдумывать текст, анализировать его. Познакомиться с термином «сочинение». Планировать текст, устанавливать характер событий и их последовательность, обсуждать варианты построения предложений, выбирать слова. Составлять рассказы, слушать друг друга, помогать улучшить тексты. Писать свои рассказы (сочиненя), проверять и редактировать их.

      31

Служба новостей, что такое информация.

1

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.

      32

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

1

Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.

      33

Информационные жанры: хроника, заметка.

1

      34

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Проверить и оценить изученное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку для 3 класса.

Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....

Рабочая программа по родному языку для 1 класса

Эш программасы   түбәндәге   документларга  нигезләнеп   төзелде:           1.06.10.2009 елда РФ Мәгариф министрлыг...

рабочая программа по родному языку. ФГОС 3 класс.

Программа предназначана  по родному языку для 3 класса ....

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...