Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«2Воробьевская основная общеобразовательная школа »
Золотухинского района Курской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО Протокол № 1 от «28» августа 2017 года Руководитель _____________/ Лепина Е.Д. | «УТВЕРЖДЕНО» на заседании педагогического совета от «30» августа 2017 года протокол № 1 Введено в действие приказом директора от «30» августа 2017 года № 72 Директор _____________/ Денисова Л.С. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 1 - 4 классов
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Автор программы:
Булавинова Светлана Владимировна
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
учитель первой квалификационной категории
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Учебно – методическое обеспечение учебного образовательного процесса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Приложения: календарно – тематическое планирование на текущий учебный год по классам
7.1 Изобразительное искусство 1 класс
7.2 Изобразительное искусство 2 класс
7.3 Изобразительное искусство 3 класс
7.4 Изобразительное искусство 4 класс
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 - 4 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ).
- ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 (с последующими изменениями).
-Федерального перечня учебников.
- Примерной программы начального общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263).
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа» (приказ №56 от 18.06.2016 года).
- Учебного плана МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год (протокол педсовета № 8 от 26.06. 2017г., приказ № 58 от 27 июня 2017 года).
- Авторской программы В.Кузина, Э .Кубышкиной.
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов.
В 1 классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Рисование с натуры
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
2 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
1) рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т. д.);
в) овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);
г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектамикомпозиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «С чего начинается Родина»,
б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.
Лепка
Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б)лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению
г)лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.
Аппликация
Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги.
3 класс
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению оъбектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций , строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Декоративная работа
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью. В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Лепка
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки.
Аппликация
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещение цвета тени.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед: виды изобразительного искусства; наша Родина-Россия; тема труда; действительность и фантастика в произведениях художников; русское народное творчество и др.
4 класс
Рисование с натуры
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях
дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием
орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка
Лепка фигурных сосудов по мотивам посудыг. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок.
Беседы
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 класс
1. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Дрофа, 2017.
2. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.
1 класс. – М.: Дрофа, 2011.
3.Примерная программа начального общего образования.
4.Авторская программ В.С.Кузина.
5.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. — М.: Дрофа
6.Таблицы по изобразительному искусству.
2 класс
1. Примерная программа начального общего образования.
2.Авторская программ В.С.Кузина.
3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Дрофа, 2017.
4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.
2 класс.– М.: Дрофа, 2011
5.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя. — М.: Дрофа
6.Таблицы по изобразительному искусству.
3 класс
1. Примерная программа начального общего образования.
2.Авторская программ В.С.Кузина.
3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Дрофа, 2017.
4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.
3 класс.– М.: Дрофа, 2011
5.Методическое пособие. 3-4 классы. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина –М. : Дрофа, 2011
6.Дидактическое пособие «Художники в начальной школе» - М.: Дрофа,2010
4 класс
1. Примерная программа начального общего образования.
2.Авторская программ В.С.Кузина.
3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Дрофа, 2017.
4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.
4 класс.– М.: Дрофа, 2011
5.Методическое пособие. 3-4 классы. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина –М. : Дрофа, 2011
6.Дидактическое пособие «Художники в начальной школе» - М.: Дрофа,2010
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Рисование на тему | 10 | Приложение 1 |
2 | Рисование по памяти и представлению | 2 | Приложение 1 |
3 | Декоративная работа | 9 | Приложение 1 |
4 | Лепка | 3 | Приложение 1 |
5 | Рисование с натуры | 7 | Приложение 1 |
6 | Аппликация | 2 | Приложение 1 |
Итого | 33 |
2 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Мы рисуем осень | 9 | Приложение 2 |
2 | Мы рисуем сказку | 7 | Приложение 2 |
3 | Мои друзья | 9 | Приложение 2 |
4 | С чего начинается Родина | 9 | Приложение 2 |
Итого | 34 |
3 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Мы рисуем осень | 8 | Приложение 3 |
2 | В мире сказок | 8 | Приложение 3 |
3 | Труд и отдых людей зимой и весной | 10 | Приложение 3 |
4 | В каждом рисунке солнце | 8 | Приложение 3 |
Итого | 34 |
4 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 | Приложение 4 |
2 | Рисование на темы (композиция) | 8 | Приложение 4 |
3 | Декоративная работа | 7 | Приложение 4 |
4 | Лепка | 2 | Приложение 4 |
5 | Аппликация | 2 | Приложение 4 |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 3 | Приложение 4 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Приложение 1
Изобразительное искусство 1 класс
№ | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся Ученик научится | Примечания | ||
план | факт | |||||
1 четверть (9 часов) | ||||||
1 | Игра «Цвета радуги» | Правилам работы с акварельными красками. Работать кистью и акварельными красками. | ||||
2 | Викторина «Красивые цепочки» | Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. | ||||
3 | «Красивые цепочки». Экскурсия | Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. | ||||
4 | Волшебные краски осеннего дерева. Экскурсия | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | ||||
5 | Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы. | Приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. | ||||
6 | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев. Экскурсия | Элементам узора Хохломы. Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов. | ||||
7 | «Золотые краски осени». Экскурсия | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | ||||
8 | «Красота формы листьев деревьев». Экскурсия | Правилам работы с пластилином. Лепить листья по памяти и по представлению. | ||||
9 | Игра «Осенние подарки» | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | ||||
2 четверть (7 часов) | ||||||
10 | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | ||||
11 | «Сказка про осень» - рисование на тему | Правилам работы с акварелью. Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | ||||
12 | Декоративная работа. «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы | Правилам и технике выполнения орнамента. Выделять элементы узора в народной вышивке. | ||||
13 | «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Последовательно наклеивать элементы композиции. | ||||
14 | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | ||||
15 | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | Элементарным правилам работы с гуашью. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | ||||
16 | «Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек. | Правилам работы с пластилином. Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению | ||||
3 четверть (9 часов) | ||||||
17 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | Понятию «иллюстрация». Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | ||||
18 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | Понятию «иллюстрация». Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | ||||
19 | «Новогодняя ёлка» - рисование на тему | Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | ||||
20 | Декоративная работа. «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | ||||
21 | Декоративная работа. «Летняя сказка зимой» - выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | ||||
22 | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и представлению зимних деревьев | Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи. Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | ||||
23 | «Красавица зима» - рисование на тему | Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов | ||||
24 | Декоративная работа. «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи | Элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи | ||||
25 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | ||||
4 четверть (8 часов) | ||||||
26 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | ||||
27 | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | ||||
28 | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | ||||
29 | «В мире животных» - лепка птиц и животных | Особенностям работы с пластилином, правилам лепки. Лепить птиц по памяти и представлению. | ||||
30 | Декоративная работа. «Праздничные краски узоров» - рисование элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку | Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки. | ||||
31 | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | ||||
32 | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | ||||
33 | «Мой любимый цветок» - составление композиции – аппликации из цветной бумаги и картона. | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Составлять композицию, последовательно её выполнять. |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел I. Мы рисуем осень (9 ч) | |||||
1 | Моё лето. Рисование на тему. | Овладевать на практике основами цветоведения Научится: - выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, -передавать в рисунке тему, пространственные отношения Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения Уметь высказывать простейшие суждения о картинах; Формулировать собственное мнение и позицию; Оформлять свою мысль в рисунках | |||
2 | И снова осень к нам пришла. Рисование с натуры. | Использовать контраст для усиления эмоционально - образного звучания работы Научится: - видеть гармоничные цветовые сочетания; аккуратно выполнять рисунок красками Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать творческие работы одноклассников | |||
3 | «Сыплются с дерева листья поблёкшие…». Рисование с натуры | Изображать природу с натуры Научится: -правильно работать акварельными красками; -рисовать с натуры осенние листья (передавать форму и колорит) Эстетическое восприятие окружающего мира, понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках | |||
4 | Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников» | Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников Научится: -определять этапы создания картины: замысел, эскизы, этюды, рисунки, наброски; -высказывать суждения о картинах и выражать своё отношение к ним Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства» понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека Уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственное | |||
5 | Осень. Музыка дождя. Рисование на тему. | Использовать выразительные возможности для передачи замысла Научится: -выполнять в цвете композицию Развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру; самостоятельность в поиске решения творческих задач Уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о дизайне | |||
6 | Осенние подарки природы. Лепка. | Моделировать с помощью трансформации природных форм образ овощей и фруктов в объеме Научится: - лепить несложные по форме овощи и фрукты Овладение приёмами и техниками изобразительной деятельности; развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач Уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений | |||
7 | Осенний натюрморт. Рисование с натуры. | Рисовать овощи и фрукты в разных техниках Научится: - передавать в рисунке форму, объём, фактуру и цвет предметов Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Участвовать в обсуждении художественных произведений; анализировать и обсуждать результаты творческой деятельности | |||
8 | Мы рисуем сказочную ветку. Декоративное рисование. | Обобщать в рисунке природные формы Научится: - выполнять элементы росписи; используя приёмы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка Формирование уважительного отношения к культуре своего народа Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства | |||
9 | Красота обычных вещей. Цилиндр. Художественное конструирование и дизайн. | Создавать простые изделия Научится: -превращать обычную банку в вазу для цветов; -декорировать согласно своему замыслу Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ, умение моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов народного письма Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства | |||
Раздел II. Мы рисуем сказку (7 ч) | |||||
10 | Веселые узоры. Декоративная работа. Лепка. | Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов Научится: -выполнять элементы филимоновских узоров; -лепить и расписывать игрушку Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект Наблюдать | |||
11 | Сказка про осень. Рисование по памяти. | Рисовать на заданную тему Научится: - выполнять разные по характеру линии, работать тушью и перьями учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Формулировать собственное мнение и позицию; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |||
12 | Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование по памяти | Рисование по памяти Научится: - передавать в рисунке смысловую связь элементов композиции; - работать акварельными красками Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе; Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок Высказывать своё мнение, выслушивать мнение своих товарищей | |||
13 | Мы рисуем сказку. Иллюстрирование. | Использовать подходящие художественные материалы для воплощения замысла автора Изображать графическими средствами сказочных птиц Научится: - использовать в рисунке пары цветовых контрастов Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |||
14 | Мы рисуем сказочную птицу. Декоративная работа | ||||
15 | Рождественский пряник. Лепка. | Конструировать из пластилина Научится: - выделять характерные особенности народных промыслов Выражать эмоционально - эстетическое отношение к произведениям мастеров ; чувство гордости за свой край, уважение к его истории Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное | |||
16 | Готовим ся к встрече сказки – празднику Нового года. Художественное конструирование и дизайн. | Конструировать из пластилина Научится: -работать в технике бумажной пластики Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное | |||
Раздел III. Мои друзья (9 ч) | |||||
17 | Зимние развлечения с друзьями. Рисование на тему. | Выполнение эскизов композиции Научится: - рисовать фигуры человека Доброжелательно относиться к окружающим Формирование монологической речи учащихся; умение адекватно воспринимать устную речь | |||
18 | Богородская игрушка. Лепка. | Узнавать оттельные выдающиеся отечественные произведения искусства Научится: - лепить игрушку по примеру богородской Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ Совершенствование диалогической речи учащихся, умение устно описывать объект Наблюдать. | |||
19 | Наши друзья – животные. Рисование по памяти. | Изображать характер линий для создания эмоциональных образов в рисунке Научится: -выполнять наброски рыбок; - изображать форму, пропорции, цвет Нормы и правила охранно-бережного отношения к природе Высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей | |||
20 | Любимые сказки моих друзей. Рисование. | Научится: -выполнять характерные силуэты героев сказки; - рисовать сплошным черным пятном Развитие творческого воображения и художественных навыков; эстетическое и эмоциональное восприятие произведений искусств Уметь адекватно воспринимать устную речь | |||
21 | Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед. | Выполнение силуэтов сказки Научится: - передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников | |||
22 | Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Конус. | Создавать простые предметы для украшения интерьера Научится: - передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников | |||
23 | Защитники земли русской. Рисование на тему. | Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества Научится: -«прочитать» в портрете героя картины характер, яркий образ объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект Наблюдать | |||
24 | Моя семья - забота и любовь. Рисование на тему. | Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета Научится: - последовательно выполнять портрет, - передавать в рисунке характерные особенности лица человека Обладать способностью к творческому развитию, проявление авторского стиля в рисунке Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |||
25 | Мои друзья - птицы. Рисование по памяти. | Выполнение набросков простым карандашом, рисование красками Научится -рисовать птицу акварельными красками с предварительным построением в карандаше Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |||
Раздел IV. С чего начинается родина… (9 ч) | |||||
26 | Весенний солнечный день. Рисование на тему. | Продумывать и выстраивать композицию рисунка Научится: - строить рисунок в карандаше; -работать акварельными красками на белой или тонированной бумаге Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать её историю Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |||
27 | «Главные художественные музеи мира» | Узнавать выдающиеся музеи мира Научится: -называть произведения выдающихся русских художников, -названия художественных музеев России -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками Уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственное | |||
28 | Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование с натуры. | Дополнение набросков индивидуальными чертами Научится: - изображать линию горизонта, применять приёмы загораживания в рисунке Способность к творческому развитию; активное восприятие произведений живописи, описывающих городской пейзаж Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках | |||
29 | Мы рисуем русскую народную сказку. Иллюстрирование. | Выполнение эскизов, композиции Научится: - выражать в рисунке свои мысли, чувства; -изображать форму, пропорции, цвет Формирование уважительного отношения к культуре своего народа Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; слушать и понимать высказывания собеседника | |||
30 | Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование с натуры | Вычленять основные формы и использовать их в рисунке Научится -рисовать линию симметрии и симметрично расположенный узор на крыльях бабочки Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира Уметь оценивать свои учебные действия и своих одноклассников | |||
31 | Цветы нашей Родины. Рисование с натуры. | Рисование с натуры любимых цветов Научится: - рисовать с натуры различные по форме цветы Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира Уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственное | |||
32 | Художественное конструирование и дизайн. Проект детской площадки. | Моделировать детскую площадку Выполнять макет Научится: - на основе проекта выполнить макет детской площадки Стремление выполнять значимую и оцениваемую деятельность Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |||
33 | С чего начинается Родина. Рисование на тему. | Понимать собственную ответственность за свою Родину Научится: - выполнять наброски по памяти и представлению различных объектов действительности Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать её историю Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы | |||
34 | С чего начинается Родина. Рисование на тему. |
Приложение 3
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство 3 класс
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | |||||||
план | факт | Знания | Умения | Универсальные учебные действия | |||||||
1 четверть (9ч) | |||||||||||
Мы рисуем осень - 8ч | |||||||||||
1. | «Прощаемся с теплым летом» | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж | Уметь отражать в рисунке природные явления | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | |||||||
2. | Рисование с натуры осенних листьев сложной формы | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура ) | Уметь анализировать форму, цвет | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев. | |||||||
3. | Рисование с натуры веток с осенней окраской | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет) | Уметь анализировать форму, цвет. | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев | |||||||
4. | Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки. | Знать форму изображения круга | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов | Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению | |||||||
5. | Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе» | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | |||||||
6. | Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» (акварель) | Знать правила смешения основных красок | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции | Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком | |||||||
7. | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» | Знать о цветовом контрасте | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – понимать «язык» украшений. | Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой | |||||||
8. | Беседа «Сказка в произведениях русских худож- | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства | Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-офор- мительской графике | |||||||
В мире сказок – 8ч | |||||||||||
9. | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Знать понятие «иллюстрация». | Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Развитие навыков композиционного мышления и воображения. | |||||||
2 четверть (7ч) | |||||||||||
10 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); | Развитие навыков рисования по воображению. | |||||||
11 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – анализировать произведения изобразительного искусства; – самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности | Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству | |||||||
12 | Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» | Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру | |||||||
13 | Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков. | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов, фигурок | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам | |||||||
14 | Декоративная работа «Сказочный букет» | Знать что такое «композиция» | Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | |||||||
15 | Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки» | Знать о различных предметы народного орнаментального искусства | Уметь: – объяснять последовательность выполнения рисунка; – выполнить самосто-ятельно эскизы елочных игрушек-украшений | Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас | |||||||
16 | Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. | Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | |||||||
3 четверть (10ч) | |||||||||||
Труд и отдых людей зимой и весной – 10ч | |||||||||||
17 | Рисование с натуры по памяти и по представлению«Труд людей зимой и весной» | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – составлять композицию; – обсуждать композиции рисунков; – правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений | Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине | |||||||
18 | Декоративное рисование «Орнамент в круге» | Знать как пользоваться различными художественными материалами (мелки, фломастеры) | Уметь: – последовательно работать над декоративным рисунком; – выбирать растительный сюжет для узора. | Формирование у детей навыков последователь- ной работы над орнаментом. | |||||||
19 | Рисование с натуры «Орудия труда человека» | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | |||||||
20 | Рисование с натуры «Веселые игрушки» | Знать: – произведения декоративно-прикладного искусства; – традиции народного творчества. | Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. | |||||||
21 | Лепка фигурок по мотивам народных сказок |
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | |||||||
22 | Беседа на тему «Красота в умелых руках» | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка | Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | |||||||
23 | Лепка «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» | Знать особенности композиции узора в квадрате. | Уметь: – показывать общее и разное в образных решениях; – заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. | |||||||
24 | Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные | Знать: – особенности изображения жизни домашних животных; – художников-анималистов и их произведения | Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное | Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным | |||||||
25 | Лепка животных с натуры и по памяти | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | |||||||
26 | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | Знать цветовую окраску предметов. | Уметь: – видеть сюжет; – построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; – детально прорисовать деда Мазая и зайцев | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе | |||||||
4 четверть (8ч) | |||||||||||
В каждом рисунке солнце – 8ч | |||||||||||
27 | Беседа на тему: «Большое космическое путешествие» | Знать о космосе; – зрительном образе космоса; – об освоении космоса. | Уметь: – работать командами (экипажами) над композициями космического пространства; – выполнять работу в контрастном колорите | Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов. Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания | |||||||
28 | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов | |||||||
29 | Рисование с натуры «Ветка вербы» | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске веточки вербы | Уметь: – передавать пространственное положение ветки вербы; | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы | |||||||
30 | Декоративное рисование «Цветочный хоровод» | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные | Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | |||||||
31 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Знать стихи о весне | Уметь: – наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; – анализировать свои впечатления; – высказывать свое восхищение красотой родной природы | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | |||||||
32 | Рисование с натуры весенних цветов | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы) | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | |||||||
33 | Весенняя сказка цветов Аппликация | Знать особенности работы в технике . | Уметь: – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; – анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | . Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | |||||||
34 | Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета | Уметь: – составлять композиции; – анализировать репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Приложение 4
Изобразительное искусство 4 класс
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | «Летние впечатления». Тематическое рисование. | Анализ произведения, рисование по памяти, передача впечатлений, полученных в жизни | |||
2 | Рисунок 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке. Рисование с натуры. | Изображение акварелью листьев дерева с натуры, передача наблюдений в рисунке, восприятие красоты осенней природы, эстетическое отношение к окружающей действительности | |||
3 | Натюрморт из фруктов и овощей (разной окраски). Рисование с натуры. | Уметь анализировать форму, цвет предметов и их пространственное расположение | |||
4 | Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморт из яблок и кувшина. | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение. Знать понятие «натюрморт» | |||
5 | Натюрморт из яблок и кувшина (работа в цвете). | Уметь образно передать задуманную композицию, наблюдать за окружающим миром. Уметь определять тень, полутень, свет, изображать объем предметов | |||
6 | Узор в круге из растительных, природных форм. Декоративное рисование с образца. | Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь использовать художественные материалы (акварель) | |||
7 | «Осень во дворе». Тематическое рисование. | Уметь использовать различные художественные материалы (акварель, фломастеры, гелевые ручки). Знать понятие «пейзаж». Знать законы перспективы | |||
8 | Дерево. Рисование с натуры, по памяти реальных объектов. | Уметь анализировать изображаемые предметы. Знать о законах линейной перспективы и цветовых оттенках | |||
9 | Основные жанры изобразительного искусства: пейзаж; портрет; натюрморт. | Знать понятие«пейзаж», «портрет», «натюрморт». Уметь оценивать о описывать художественное полотно | |||
10 | Рисование сельского пейзажа. | Уметь изображать в рисунке предметы, расположенные впереди и позади, и деревья, стоящие впереди и вдали. | |||
11 | Рисование с натуры фигуры человека. | Знать пропорции фигуры. Уметь их анализировать | |||
12 | Рисование с натуры фигуры человека. | Уметь выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека | |||
13 | Люди труда в изобразительном искусстве. «Все работы хороши - выбирай на вкус». Тематическое рисование, рисование по памяти. | Знать пропорции фигуры человека, характерное соотношение частей фигуры человека | |||
14 | Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры. | Знать пропорции фигуры человека, характерное соотношение частей фигуры человека, как они передаются в скульптуре малой формы | |||
15 | Иллюстрация к сказке с фигурой человека. Тематическое рисование. | Уметь использовать элементы композиции, закреплять графические навыки. Знать художников-сказочников | |||
16 | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников. | Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства | |||
17 | Зимние мотивы в творчестве композиторов и художников. | Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства. Уметь использовать художественные материалы | |||
18 | Расскажи свою любимую сказку. Рисунок-иллюстрация. | Уметь передать в рисунке отдельный, наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки | |||
19 | Сюжетная аппликация по мотивам русских народных сказок. Тематическое рисование. Аппликация. | Уметь выполнять аппликацию (плоская или объемно-плоская, с использованием техники оригами). Уметь передавать динамику событий, действия героев посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги | |||
20 | Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия (заготовки). Декоративное рисование. | Знать произведения народно-прикладного искусства. Уметь работать в коллективе | |||
21 | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти. | Уметь выполнять линейный рисунок, соблюдать пропорции, прорабатывать детали | |||
22 | Рисование интерьера своей комнаты. | Уметь сравнивать изображения и модель интерьера. Знать о законах линейной перспективы | |||
23 | Эскиз открытки к празднику «8 марта». Декоративное конструирование. | Уметь работать с бумагой, ножницами, клеем, соблюдать порядок на рабочем листе, технику безопасности при работе с клеем, ножницами | |||
24 | Рисунок птицы (ворона, голубь, петух и др.). Рисование с натуры по памяти. | Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы | |||
25 | Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки). | Уметь рисовать с передачей пропорций, объемной фигуры, цветовых оттенков. | |||
26 | Иллюстрирование басен И. А. Крылова «Журавль и лисица», «Волк и журавль», «Чиж и голубь». Рисование по теме. | Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его | |||
27 | Рисование с натуры. Коробка и мяч (карандаш). | Освоить изображения объемных предметов простейших геометрических тел | |||
28 | Круг в перспективе (относительно уровня горизонта): рисование кружки, ведра, стакана, бидона с натуры. | Уметь рисовать с натуры отдельных предметов цилиндрической формы, с попыткой передачи объема. Понимать конструктивное строение предметов | |||
29 | Рисование с натуры лопаты. | Уметь рисовать предметы симметричной формы | |||
30 | Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (куб и конус; призма и шар). Рисование с натуры. | Уметь анализировать форму предметов быта и окружающего мира. Иметь начальные сведения о светотени, знакомство с зависимостью освещенности предмета от силы удаленности источника освещения | |||
31 | Рисование с натуры. Стрекоза. | Уметь видеть и передавать сходство предмета живой природы. Уметь рисовать предметы симметричной формы | |||
32 | Рисование на тему «Закат солнца». | Уметь выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон, эмоционально воспринимать образ природы | |||
33 | Рисование на тему «Закат солнца». | ||||
34 | Искусствоведческая викторина. Итоги года. | Уметь выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству, участвовать в дидактических играх и конкурсах, выступать с сообщениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой
Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...