Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
рабочая программа

Содержит все необходимые разделы и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1-4_klass.doc547.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«2Воробьевская основная общеобразовательная школа »

Золотухинского района Курской области

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № 1  от  «28» августа    2017 года

Руководитель _____________/  Лепина Е.Д.

«УТВЕРЖДЕНО»  

на заседании педагогического совета

от  «30»  августа 2017 года

протокол № 1  

Введено  в действие приказом директора  

от «30» августа  2017 года  № 72

Директор _____________/   Денисова Л.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для  1 - 4  классов

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Автор программы:

Булавинова Светлана Владимировна

(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

учитель первой квалификационной категории

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

4. Содержание учебного предмета

5. Учебно – методическое   обеспечение учебного образовательного процесса

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Приложения:  календарно – тематическое планирование на текущий учебный год по классам

          7.1 Изобразительное искусство 1 класс

          7.2 Изобразительное искусство 2 класс

          7.3 Изобразительное искусство 3 класс

          7.4 Изобразительное искусство 4 класс

                                                                                                 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 1 - 4 классов составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ).

- ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 (с последующими изменениями).

-Федерального перечня учебников.

- Примерной   программы   начального общего образования  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263).

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности  по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО  в МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»  (приказ №56 от 18.06.2016 года).

- Учебного плана МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год (протокол педсовета № 8 от 26.06. 2017г.,  приказ № 58 от 27 июня  2017 года).

- Авторской программы В.Кузина, Э .Кубышкиной.  

 

На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов.

В 1 классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Рисование с натуры

Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

     

2 класс

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания:

1) рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;        

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня,  сирень),  цветов (тюльпан,   ромашка,  фиалка   и  т.  д.);

в)  овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);

г) игрушек   на   елку  (шары,   рыбки,   хлопушки,   гирлянды);

Рисование на темы

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектамикомпозиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а)        рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «С чего начинается Родина»,

б)        иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок

 Декоративная работа

 Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на  уроках труда.

Лепка

Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б)лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению

г)лепка  по мотивам народных игрушек несложной формы.

Аппликация

Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги.

3 класс

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению оъбектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций , строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Рисование на темы

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения  к изображаемым событиям.

Декоративная работа

Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью. В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Народное орнаментальное искусство  отражает представления его создателей о прекрасном.

Лепка

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

 Использование пластического и конструктивного способов лепки.

Аппликация

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещение цвета тени.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед: виды изобразительного искусства; наша Родина-Россия; тема труда; действительность и фантастика  в произведениях художников; русское народное творчество и др.

4 класс

Рисование с натуры

Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях

дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.

Декоративная работа

Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием

орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.

Лепка

Лепка фигурных сосудов по мотивам посудыг. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок.

Беседы

Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1 класс

1. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Дрофа, 2017.

2. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.

1 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3.Примерная программа начального общего образования.

4.Авторская программ В.С.Кузина.

5.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. — М.: Дрофа

6.Таблицы по изобразительному искусству.

2 класс

1. Примерная программа начального общего образования.

2.Авторская программ В.С.Кузина.

3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Дрофа, 2017.

4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.

2 класс.– М.: Дрофа, 2011

5.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя. — М.: Дрофа

6.Таблицы по изобразительному искусству.

3 класс

1. Примерная программа начального общего образования.

2.Авторская программ В.С.Кузина.

3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Дрофа, 2017.

4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.

3 класс.– М.: Дрофа, 2011

5.Методическое пособие. 3-4 классы. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина –М. : Дрофа, 2011

6.Дидактическое пособие «Художники в начальной школе» - М.: Дрофа,2010

4 класс

1. Примерная программа начального общего образования.

2.Авторская программ В.С.Кузина.

3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Дрофа, 2017.

4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.

4 класс.– М.: Дрофа, 2011

5.Методическое пособие. 3-4 классы. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина –М. : Дрофа, 2011

6.Дидактическое пособие «Художники в начальной школе» - М.: Дрофа,2010

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Раздел

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Рисование на тему

10

Приложение 1

2

Рисование по памяти и представлению

2

Приложение 1

3

Декоративная работа

9

Приложение 1

4

Лепка

3

Приложение 1

5

Рисование с натуры

7

Приложение 1

6

Аппликация

2

Приложение 1

Итого

33

2 класс

Раздел

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1

Мы рисуем осень

9

Приложение 2

2

Мы рисуем сказку

7

Приложение 2

3

Мои друзья  

9

Приложение 2

4

С чего начинается Родина  

9

Приложение 2

Итого

34

3 класс

Раздел

Кол-во

   часов

Основные виды учебной деятельности

1

Мы рисуем осень

8

Приложение 3

2

В мире сказок

8

Приложение 3

3

Труд и отдых людей зимой и весной

10

Приложение 3

4

В каждом рисунке солнце

8

Приложение 3

Итого

34

4 класс

Раздел

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

Приложение 4

2

Рисование на темы (композиция)

8

Приложение 4

3

Декоративная работа

7

Приложение 4

4

Лепка

2

Приложение 4

5

Аппликация

2

Приложение 4

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3

Приложение 4

Итого

34

                                                                   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                   Приложение 1              

                                                                                       Изобразительное искусство 1 класс

   

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Ученик научится

Примечания

план

факт

1 четверть (9 часов)

1

Игра «Цвета радуги»

Правилам  работы  с  акварельными  красками. Работать  кистью  и  акварельными  красками.

2

Викторина  «Красивые цепочки»

Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

3

 «Красивые цепочки». Экскурсия

Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

4

Волшебные краски осеннего дерева. Экскурсия

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать  силуэтное  изображение  дерева  с  толстыми  и  тонкими  ветками, осеннюю  окраску  листьев.

5

Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы.

Приёмам  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства. Выполнять  кистью простейшие  элементы  растительного  узора.

6

 «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев. Экскурсия

Элементам  узора  Хохломы. Выполнять  узор  в  полосе, используя  линии, мазки, точки, как  приёмы  рисования  кистью  декоративных  элементов.

7

«Золотые краски осени». Экскурсия

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать  силуэтное  изображение  дерева  с  толстыми  и  тонкими  ветками, осеннюю  окраску  листьев.

8

«Красота формы листьев деревьев». Экскурсия

Правилам  работы  с  пластилином. Лепить листья по памяти и по представлению.

9

Игра «Осенние подарки»

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты

2 четверть (7 часов)

10

«Осенние подарки» - рисование  с натуры овощей и фруктов

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты

11

«Сказка про осень» - рисование на тему

Правилам работы с акварелью. Самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

12

Декоративная работа. «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы

Правилам  и  технике  выполнения  орнамента. Выделять  элементы  узора  в  народной  вышивке.

13

«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона.

Технике безопасности при  работе  с  ножницами. Технике  выполнения  аппликации. Последовательно  наклеивать  элементы  композиции.

14

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов;  изображать  форму, общее  пространственное  расположение, пропорции, цвет.

15

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

Элементарным правилам работы с гуашью. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

16

«Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек.

Правилам  работы  с  пластилином. Лепить  ёлочные игрушки по памяти и по представлению

3 четверть (9 часов)

17

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Понятию «иллюстрация».  Самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

18

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Понятию «иллюстрация».  Самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

19

«Новогодняя ёлка» - рисование на тему

Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать  свои  чувства, настроение  с  помощью  цвета, насыщенности  оттенков.

20

Декоративная работа. «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора

Элементам  цветочного  узора, украшающего  изделия  мастеров  из  Городца. Выполнять  Городецкий  узор  различными  приёмами  рисования: всей  кистью, концом  кисти, примакиванием, приёмом  тычка.

21

Декоративная работа. «Летняя сказка зимой» - выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи

Элементам  цветочного  узора, украшающего  изделия  мастеров  из  Городца. Выполнять  Городецкий  узор  различными  приёмами  рисования: всей  кистью, концом  кисти, примакиванием, приёмом  тычка.

22

«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и представлению зимних деревьев

Пониманию  линии  и  пятна  как  художественно – выразительных  средствах  живописи. Изображать  внешнее  строение  деревьев, красиво  располагать  деревья  на  листе  бумаги.

23

«Красавица зима» - рисование на тему

Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов

24

Декоративная работа. «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи

Элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать  кистью  декоративные  элементы  цветочного узора в хохломской росписи

25

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

Самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

4 четверть (8 часов)

26

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

Самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

27

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

Передавать  свои  наблюдения  и  переживания  в  рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

28

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

Передавать  свои  наблюдения  и  переживания  в  рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

29

«В мире животных» - лепка птиц и животных

Особенностям  работы  с  пластилином, правилам лепки. Лепить  птиц  по  памяти  и  представлению.

30

Декоративная работа. «Праздничные краски узоров» - рисование элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

Элементам  геометрического  узора, украшающего  дымковскую  игрушку. Выделять  характерные  особенности  росписи  дымковской  игрушки, рисовать  кистью  элементы  узора  дымковской  игрушки.

31

«Красота вокруг нас» - рисование  с натуры простых по форме цветов.

Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать  с  натуры  разнообразные  цветы.

32

«Красота вокруг нас» - рисование  с натуры простых по форме цветов.

Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать  с  натуры  разнообразные  цветы.

33

«Мой любимый цветок» - составление композиции – аппликации из цветной бумаги и картона.

Технике безопасности  при  работе  с  ножницами. Технике  выполнения  аппликации. Составлять  композицию, последовательно  её  выполнять.

                                                                                                                                                                                                     Приложение 2

                                                                      КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                     

                                                                                       Изобразительное искусство 2 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

план

факт

Раздел I. Мы рисуем осень (9 ч)

1

Моё лето. Рисование на тему.

Овладевать на практике основами цветоведения

Научится:

- выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, -передавать в рисунке  тему, пространственные отношения

Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения

Уметь высказывать простейшие суждения о картинах;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Оформлять свою мысль в рисунках

2

И снова осень к нам пришла. Рисование с натуры.

Использовать контраст для усиления эмоционально - образного звучания работы

Научится:

-  видеть гармоничные цветовые сочетания; аккуратно выполнять рисунок красками

Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать творческие работы одноклассников

3

«Сыплются с дерева листья поблёкшие…». Рисование с натуры

Изображать природу с натуры

Научится:  

-правильно работать акварельными красками;

-рисовать с натуры осенние листья (передавать форму и колорит)

Эстетическое восприятие окружающего мира,  понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках

4

Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников»

Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников

Научится:

-определять этапы создания картины:  замысел,  эскизы, этюды, рисунки,  наброски;

  -высказывать суждения о картинах и выражать своё отношение к ним

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства»  понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека

Уметь учитывать разные мнения и обосновывать  собственное

5

Осень. Музыка дождя. Рисование на тему.

Использовать выразительные возможности для передачи замысла

Научится:

-выполнять в цвете композицию

Развивать способности  эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру; самостоятельность в поиске решения творческих задач

Уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о дизайне

6

Осенние подарки природы. Лепка.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образ овощей и фруктов в объеме

Научится:

- лепить несложные по форме овощи и фрукты

Овладение приёмами и техниками изобразительной деятельности; развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач

Уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений

7

Осенний натюрморт. Рисование с натуры.

Рисовать овощи и фрукты в разных техниках

Научится:

-  передавать в рисунке форму, объём, фактуру и цвет предметов

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Участвовать в обсуждении художественных произведений; анализировать и обсуждать результаты творческой деятельности

8

Мы рисуем сказочную ветку. Декоративное рисование.

Обобщать в рисунке природные формы

Научится:

-  выполнять  элементы росписи;  используя приёмы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа

Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства

9

Красота обычных вещей. Цилиндр. Художественное конструирование и дизайн.

Создавать простые изделия

Научится:

-превращать обычную банку  в вазу для цветов;

-декорировать  согласно своему замыслу

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ, умение моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов народного письма

Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства

Раздел II. Мы рисуем сказку (7 ч)

10

Веселые узоры. Декоративная работа. Лепка.

Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов

Научится:

-выполнять элементы филимоновских узоров;

-лепить и расписывать игрушку

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками

Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект

Наблюдать

11

Сказка про осень. Рисование по памяти.

Рисовать на заданную тему

Научится:

- выполнять разные по характеру линии, работать тушью и перьями

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Формулировать собственное мнение и позицию;

Задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

12

Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование по памяти

Рисование по памяти

Научится:

-  передавать в рисунке смысловую связь элементов композиции;

- работать акварельными красками

Выражение своего отношения  к произведению изобразительного искусства в рассказе;

Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок

Высказывать своё мнение, выслушивать мнение своих товарищей

13

Мы рисуем сказку. Иллюстрирование.

Использовать подходящие художественные материалы для воплощения замысла автора

Изображать графическими средствами сказочных птиц

Научится:

-  использовать в рисунке пары цветовых контрастов

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ

Задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

14

Мы рисуем сказочную птицу. Декоративная  работа  

15

Рождественский пряник. Лепка.

Конструировать из пластилина

Научится:

- выделять характерные особенности народных промыслов

Выражать эмоционально - эстетическое  отношение к произведениям мастеров ;  чувство гордости за свой край, уважение  к  его истории

Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное

16

Готовим

ся к встрече сказки – празднику Нового года. Художественное конструирование и дизайн.

Конструировать из пластилина

Научится:

-работать в технике бумажной пластики

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное

Раздел III. Мои друзья (9 ч)

17

Зимние развлечения с друзьями. Рисование на тему.

Выполнение эскизов композиции

Научится:

- рисовать фигуры человека

Доброжелательно относиться к окружающим

Формирование монологической речи учащихся; умение адекватно воспринимать устную речь

18

Богородская игрушка. Лепка.

Узнавать оттельные выдающиеся отечественные произведения искусства

Научится:

- лепить игрушку по примеру богородской

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ

Совершенствование диалогической речи учащихся, умение устно описывать объект

Наблюдать.

19

Наши друзья – животные. Рисование по памяти.

Изображать характер линий для создания эмоциональных образов в рисунке

Научится:

-выполнять наброски рыбок;

- изображать форму, пропорции, цвет

Нормы и правила охранно-бережного отношения к природе

Высказывать своё мнение, выслушивать мнения  своих товарищей

20

Любимые сказки моих друзей. Рисование.

Научится:

-выполнять характерные силуэты героев сказки;

- рисовать сплошным черным пятном

Развитие творческого воображения и художественных навыков; эстетическое и эмоциональное восприятие произведений искусств

Уметь адекватно воспринимать устную речь

21

Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед.

Выполнение силуэтов сказки

Научится:

- передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы

Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников

22

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Конус.

Создавать простые предметы для украшения интерьера

Научится:

- передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы

Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников

23

Защитники земли русской. Рисование на тему.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества

Научится:  

-«прочитать» в портрете героя картины характер, яркий образ

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками

Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект

Наблюдать

24

Моя семья - забота и любовь. Рисование на тему.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета

Научится:

- последовательно выполнять портрет,

- передавать в рисунке характерные особенности лица человека

Обладать способностью к творческому развитию, проявление авторского стиля в рисунке

Задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

25

Мои друзья  - птицы. Рисование по памяти.

Выполнение набросков простым карандашом, рисование красками

Научится

-рисовать птицу акварельными красками с предварительным  построением в карандаше

Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира

Задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Раздел IV. С чего начинается родина… (9 ч)

26

Весенний солнечный день. Рисование на тему.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

Научится:

- строить рисунок  в карандаше;

-работать акварельными красками на белой или тонированной   бумаге

Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать  её историю

Задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

27

«Главные художественные музеи мира»

Узнавать выдающиеся музеи мира

Научится:

-называть  произведения выдающихся русских художников,

-названия художественных музеев России

 -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками

Уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственное

28

Мы готовимся к рисованию сказки. Рисование с натуры.

Дополнение набросков индивидуальными чертами

Научится:

- изображать линию горизонта, применять приёмы загораживания в рисунке

Способность к творческому развитию; активное восприятие произведений живописи, описывающих городской пейзаж

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках

29

Мы рисуем русскую народную сказку.  Иллюстрирование.

Выполнение эскизов, композиции

Научится:

- выражать в рисунке свои мысли, чувства;

-изображать форму, пропорции, цвет

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; слушать и понимать высказывания собеседника

30

Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование с натуры

Вычленять основные формы и использовать их в рисунке

Научится

-рисовать линию симметрии и симметрично расположенный узор на крыльях бабочки

Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира

Уметь оценивать свои учебные действия и своих одноклассников

31

Цветы нашей Родины. Рисование с натуры.

Рисование с натуры любимых цветов

Научится:

- рисовать с натуры различные по форме цветы

Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира

Уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственное

32

Художественное конструирование и дизайн.

Проект детской площадки.

Моделировать детскую площадку

Выполнять макет

Научится:

- на основе проекта выполнить макет детской площадки

Стремление выполнять значимую и оцениваемую деятельность

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

33

С чего начинается Родина. Рисование на тему.

Понимать собственную ответственность за свою Родину

Научится:

-  выполнять наброски  по памяти и представлению различных объектов действительности

Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать  её историю

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

34

С чего начинается Родина. Рисование на тему.

                                                                                                                                                                           Приложение 3    

                                                                 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                                                                                                     

Изобразительное искусство  3 класс

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

план

факт

Знания

Умения

Универсальные учебные действия

1 четверть (9ч)

Мы рисуем осень - 8ч

1.

 «Прощаемся с теплым летом»

Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж

Уметь отражать в рисунке природные явления 

Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

2.

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура )

Уметь анализировать форму, цвет

Развитие  навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев.

3.

Рисование с натуры веток с осенней окраской

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет)

Уметь анализировать форму, цвет.

Развитие  навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев

4.

Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки.

Знать форму изображения круга

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов

Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению

5.

Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе»

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов

Уметь:

– использовать художественные материалы (гуашь);

– организовать рабочее место.

Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления

6.

Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

(акварель)

Знать правила смешения основных красок

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком

7.

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме»

Знать о цветовом контрасте

Уметь: 

– использовать художественные материалы (гуашь);

– понимать «язык» украшений.

Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой

8.

Беседа «Сказка

в произведениях русских худож-
ников
»

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства

Уметь:

– высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;

– рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-офор-

мительской графике

В мире сказок – 8ч

9.

Иллюстрирование «Сказки  о царе Салтане» А. С. Пушкина

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).

Развитие навыков композиционного мышления и воображения.

2 четверть (7ч)

10

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь: 

– использовать художественные материалы (гуашь);

Развитие навыков рисования по воображению.

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов

Уметь:

– анализировать произведения изобразительного искусства;

– самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности

Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

12

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета

Уметь:

– сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими;

– анализировать произведение изобразитель-

ного искусства;

– объяснить последовательность выполнения рисунка

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру

13

Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков.

Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов, фигурок

Уметь:

– сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими;

– анализировать произведение изобразитель-

ного искусства;

– объяснить последовательность выполнения рисунка

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам

14

Декоративная работа «Сказочный букет»

Знать что такое «композиция»

Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса

Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев

15

Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки»

Знать о различных предметы народного орнаментального искусства

Уметь:

– объяснять последовательность выполнения рисунка;

– выполнить самосто-ятельно эскизы елочных игрушек-украшений

Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас

16

Декоративная работа «Мы готовимся

к встрече Нового

года – праздника

радости сказок»

Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением.

Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски

Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

3 четверть (10ч)

Труд и отдых людей зимой и весной – 10ч

17

Рисование с натуры  по памяти и по представлению«Труд людей зимой и весной»

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь:

– составлять композицию;

– обсуждать композиции рисунков;

– правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений

Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви

к Родине

18

Декоративное рисование «Орнамент в круге»

Знать как пользоваться различными  

художественными материалами (мелки, фломастеры)

Уметь:

– последовательно работать над декоративным рисунком;

– выбирать растительный  сюжет для узора.

Формирование у детей навыков последователь-

ной работы над  орнаментом.

19

Рисование с натуры «Орудия труда человека»

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Знать:

– понятие и сущность светотени и ее градаций;

– орудия труда человека

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности

20

Рисование с натуры «Веселые игрушки»

Знать:

– произведения декоративно-прикладного искусства;

– традиции народного творчества.

Уметь выполнить самостоятельно рисунок

с изображением богородской игрушки

Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву.

21

Лепка фигурок по мотивам народных сказок

 

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

22

Беседа на тему «Красота в умелых руках»

Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка

Уметь:

– выполнять элементы

хохломской росписи;

– передавать форму

и пропорции, объем предмета

 Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства

23

Лепка

 «Красота

в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке»

Знать особенности композиции узора

в квадрате.

Уметь:

– показывать общее

и разное в образных решениях;

– заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.  Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета.

24

Рисование с натуры и  по памяти. Домашние животные

Знать:

– особенности изображения жизни домашних животных;

– художников-анималистов и их произведения

Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное

Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности

и внимания. Воспитание любви к животным

25

Лепка животных с натуры и по памяти

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь использовать художественные материалы (пластилин)

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

26

Иллюстрирование стихотворения

Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай

и зайцы»

Знать цветовую окраску предметов.

Уметь:

– видеть сюжет;

– построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом;

– детально прорисовать деда Мазая и зайцев

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

4 четверть (8ч)

В каждом рисунке солнце – 8ч

27

Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»

 Знать                 о космосе;

– зрительном образе

космоса;

– об освоении космоса.

Уметь:

– работать командами (экипажами) над композициями космического пространства;

– выполнять работу

в контрастном колорите

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.   Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания

28

Тематическое

рисование «Полет на другую планету»

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

29

Рисование с натуры «Ветка вербы»

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске

веточки вербы

Уметь:

– передавать пространственное положение ветки вербы;

Развитие способностей

выражать чувство восхищения от красоты родной природы

30

Декоративное рисование «Цветочный хоровод»

Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные

Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и

в колорите

Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству

31

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

Знать стихи о весне

Уметь:

– наблюдать, замечать

в природе прекрасное,

сравнивать с изображенным на полотнах живописцев;

– анализировать свои

впечатления;

– высказывать свое восхищение красотой родной природы

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

32

Рисование с натуры весенних цветов

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы)

Знать о пропорциях

 Очертания,

и о цветовой  окраске весенних цветов

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

33

Весенняя сказка цветов

Аппликация

Знать особенности работы

в технике .

Уметь:

– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами;

– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.

. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

34

Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета

Уметь:

– составлять композиции;

– анализировать репродукции;

– выполнять рисунок

карандашом и в цвете

Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою

                                                                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                    Приложение 4

Изобразительное искусство 4 класс

Дата

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Примечания

план

факт

1

«Летние впечатления». Тематическое рисование.

Анализ произведения, рисование по памяти, передача впечатлений, полученных в жизни

2

Рисунок 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке.

Рисование с натуры.

Изображение акварелью листьев дерева с натуры, передача наблюдений в рисунке, восприятие красоты осенней природы, эстетическое отношение к окружающей действительности

3

Натюрморт из фруктов и овощей (разной окраски). Рисование с натуры.

Уметь анализировать форму, цвет предметов и их пространственное расположение

4

Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморт из яблок и кувшина.

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение. Знать понятие «натюрморт»

5

Натюрморт из яблок и кувшина (работа в цвете).

Уметь образно передать задуманную композицию, наблюдать за окружающим миром. Уметь определять тень, полутень, свет, изображать объем предметов

6

Узор в круге из растительных, природных форм. Декоративное рисование с образца.

Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь использовать художественные материалы (акварель)

7

«Осень во дворе». Тематическое рисование.

Уметь использовать различные художественные материалы (акварель, фломастеры, гелевые ручки). Знать понятие «пейзаж». Знать законы перспективы

8

Дерево. Рисование с натуры, по памяти реальных объектов.

Уметь анализировать изображаемые предметы. Знать о законах линейной перспективы и цветовых оттенках

9

Основные жанры изобразительного искусства: пейзаж; портрет; натюрморт.

Знать понятие«пейзаж», «портрет», «натюрморт». Уметь оценивать о описывать художественное полотно

10

Рисование сельского пейзажа.

Уметь изображать в рисунке предметы, расположенные впереди и позади, и деревья, стоящие впереди и вдали.

11

Рисование с натуры фигуры человека.

Знать пропорции фигуры. Уметь их анализировать

12

Рисование с натуры фигуры человека.

Уметь выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека

13

Люди труда в изобразительном искусстве. «Все работы хороши - выбирай на вкус». Тематическое рисование, рисование по памяти.

Знать пропорции фигуры человека, характерное соотношение частей фигуры человека

14

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении.

Лепка по памяти и с натуры.

Знать пропорции фигуры человека, характерное соотношение частей фигуры человека, как они передаются в скульптуре малой формы

15

Иллюстрация к сказке с фигурой человека. Тематическое рисование.

Уметь использовать элементы композиции, закреплять графические навыки. Знать художников-сказочников

16

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников.

Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства

17

Зимние мотивы в творчестве композиторов и художников.

Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства. Уметь использовать художественные материалы

18

Расскажи свою любимую сказку. Рисунок-иллюстрация.

Уметь передать в рисунке отдельный, наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки

19

Сюжетная аппликация по мотивам русских народных сказок. Тематическое рисование. Аппликация.

Уметь выполнять аппликацию (плоская или объемно-плоская, с использованием техники оригами). Уметь передавать динамику событий, действия героев посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

20

Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия (заготовки). Декоративное рисование.

Знать произведения народно-прикладного искусства. Уметь работать в коллективе

21

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти.

Уметь выполнять линейный рисунок, соблюдать пропорции, прорабатывать детали

22

Рисование интерьера своей комнаты.

Уметь сравнивать изображения и модель интерьера. Знать о законах линейной перспективы

23

Эскиз открытки к празднику «8 марта». Декоративное конструирование.

Уметь работать с бумагой, ножницами, клеем, соблюдать порядок на рабочем листе, технику безопасности при работе с клеем, ножницами

24

Рисунок птицы (ворона, голубь, петух и др.). Рисование с натуры по памяти.

Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы

25

Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки).

Уметь рисовать с передачей пропорций, объемной фигуры, цветовых оттенков.

26

Иллюстрирование басен И. А. Крылова «Журавль и лисица», «Волк и журавль», «Чиж и голубь». Рисование по теме.

Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его

27

Рисование с натуры. Коробка и мяч (карандаш).

Освоить изображения объемных предметов простейших геометрических тел

28

Круг в перспективе (относительно уровня горизонта): рисование кружки, ведра, стакана, бидона с натуры.

Уметь рисовать с натуры отдельных предметов цилиндрической формы, с попыткой передачи объема. Понимать конструктивное строение предметов

29

Рисование с натуры лопаты.

Уметь рисовать предметы симметричной формы

30

Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (куб и конус; призма и шар).

Рисование с натуры.

Уметь анализировать форму предметов быта и окружающего мира. Иметь начальные сведения о светотени, знакомство с зависимостью освещенности предмета от силы удаленности источника освещения

31

Рисование с натуры. Стрекоза.

Уметь видеть и передавать сходство предмета живой природы. Уметь рисовать предметы симметричной формы

32

Рисование на тему «Закат солнца».

Уметь выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон, эмоционально воспринимать образ природы

33

Рисование на тему «Закат солнца».

34

Искусствоведческая викторина. Итоги года.

Уметь выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству, участвовать в дидактических играх и конкурсах, выступать с сообщениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...