Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир загадок" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Бродулева Нина Валерьевна

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности по программе С. И. Гин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zagadok.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мир загадок»

социального направления

для 1 класса

Составитель

Бродулева Нина Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

Исходными документами для составления рабочей программы курса внеурочной деятельности  в 1-4 классах являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373(с изменениями – Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 года № 1576)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» на 2019-2024 г.г.;
  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», утвержденное приказом директора от 27.05.2016 года №164/1;
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»;
  • Авторская  программа   внеурочной деятельности  в начальной школе С. И. Гин «Мир загадок» (программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 1 класса/ Школа креативного мышления; Светлана Гин. – М.; ВИТА-ПРЕСС, 2014.)

Программный материал рассчитан на учебную нагрузку один час в неделю, всего 33 часа в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ  И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЛОГИКИ»

В результате изучения данного курса «Мир загадок» в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность   в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
  • овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
  • формирование культуры мышления и поведения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Ученик получит возможность научиться:

  • способам решения проблем поискового характера;
  • формам познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД

Ученик научится: 

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • организовывать учебно-познавательную деятельность;

Ученик получит возможность научиться:

  • приёмам действий в нестандартных ситуациях;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • навыкам работы в группе;
  • владеть различными социальными ролями в коллективе;
  • навыкам задать вопрос, вести дискуссию и др.; 
  • способности вступать в общение с целью быть понятым.

будут сформированны следующие умения:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
  • расширение кругозора;
  • повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях.

Ученик получит возможность научиться:

  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;

К концу 1 класса:

У воспитанников будут сформированы:

- цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;

- признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

воспитанники получат возможность для формирования:

описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;

- понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению                             с чем?»);

- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»;

- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Путешествие в Страну загадок (1 ч)

Знакомство со Страной загадок

Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).

Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)

Улица «Цвет». Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают «цветные» загадки?

Изменение цвета в природе. Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков.

Цвет в рукотворном мире. Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».

Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)

Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур.

Изменение формы. Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изменяться форма предмета?

Замок похожестей-непохожестей. Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».

Геометрические головоломки. Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.

Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)

Улица «Размер». Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы?

Относительность размера. Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким?

Противоречия в размере. Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)

Улица «Вещество». Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов.

Агрегатное состояние вещества. Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений.

Вещества в изобретательских ситуациях. Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным.

Сочинение загадок. Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».

Город пяти чувств (5 ч)

Улица «Зрение». Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Улица «Вкус».Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.

Город загадочных частей (4 ч)

 Знакомство с Городом загадочных частей. Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем.

Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Придумывание необычных предметов. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

8. Город загадочных мест (4 ч)

Знакомство с Городом загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие».

Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек». Придумывание метафор.

9. Путешествие на машине времени (3 ч)

Путешествие в прошлое. Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета.

Путешествие в будущее. Фантазирование: какими будут объекты в будущем?

Путешествие в Город загадочных дел. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

10. Подведение итогов обучения (2 ч)

Защита творческой работы. Презентация и защита творческих работ.

Праздник «Прощание со Страной загадок». Обобщение знаний и умений в игровой форме.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО КУРСУ «МИР ЗАГАДОК»

1 класс

Номера занятий

по порядку

№ занятий

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения  материала

Фактические сроки изучения материала

Путешествие в Страну загадок 1ч.

1.

Знакомство со Страной загадок.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет» 3ч.

1.

Город самых простых загадок.

Улица Цвет.

2.

Изменение цвета в природе.

3.

Цвет в рукотворном мире.

Город самых простых загадок. Улица «Форма» 4ч.

1.

Улица Форма.

2.

Изменение формы.

3.

Замок похожестей-непохожестей.

4.

Геометрические головоломки.

Город самых простых загадок. Улица «Размер» 3ч.

1.

Улица Размер.

2.

Относительность размера.

3.

Противоречия в размере.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество» 4ч.

1.

Улица Вещество.

2.

Агрегатное состояние вещества.

3.

Моделирование « маленькими человечками».

4.

Составление загадок.

Город пяти чувств 5ч.

1.

Город пяти чувств. Улица Зрения.

2.

Улица Слух.

3.

Улица Осязание.

4.

Улица Обоняние. Улица Вкус.

5.

Решение задач.

Город загадочных частей 4ч.

1.

Город загадочных частей.

2.

Сочинение загадок про подсистемы.

3.

Игры и упражнения со словами.

4.

Любимая игрушка.

Город загадочных мест 4ч.

1.

Морфологический анализ.

2.

Портрет моей семьи.

3.

Город загадочных мест.

4.

Сочинение загадок про надсистемы.

Путешествие на машине времени 3ч.

1.

Путешествие на машине времени (в прошлое).

2.

Путешествие на машине времени (в будущее).

3.

Город загадочных дел.

Подведение итогов обучения 2ч.

1.

Проект «Загадочный город».

2.

Праздник «Прощание со Страной загадок».

Лист корректировки учебно-тематического планирования

№ п/п

Дата внесения

изменений

Содержание внесённых изменений

Подпись лица,

внёсшего запись об изменениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...