Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир загадок" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности по программе С. И. Гин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zagadok.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир загадок»
социального направления
для 1 класса
Составитель
Бродулева Нина Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
Исходными документами для составления рабочей программы курса внеурочной деятельности в 1-4 классах являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373(с изменениями – Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 года № 1576)
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» на 2019-2024 г.г.;
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», утвержденное приказом директора от 27.05.2016 года №164/1;
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»;
- Авторская программа внеурочной деятельности в начальной школе С. И. Гин «Мир загадок» (программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 1 класса/ Школа креативного мышления; Светлана Гин. – М.; ВИТА-ПРЕСС, 2014.)
Программный материал рассчитан на учебную нагрузку один час в неделю, всего 33 часа в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЛОГИКИ»
В результате изучения данного курса «Мир загадок» в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
- овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
- формирование культуры мышления и поведения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Ученик получит возможность научиться:
- способам решения проблем поискового характера;
- формам познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- осознанно строить речевое высказывание;
- организовывать учебно-познавательную деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- приёмам действий в нестандартных ситуациях;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- навыкам работы в группе;
- владеть различными социальными ролями в коллективе;
- навыкам задать вопрос, вести дискуссию и др.;
- способности вступать в общение с целью быть понятым.
будут сформированны следующие умения:
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
- расширение кругозора;
- повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать мотивацию к работе на результат;
- конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
К концу 1 класса:
У воспитанников будут сформированы:
- цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;
- признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
воспитанники получат возможность для формирования:
- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;
- понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»);
- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»;
- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Путешествие в Страну загадок (1 ч)
Знакомство со Страной загадок
Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).
Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)
Улица «Цвет». Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают «цветные» загадки?
Изменение цвета в природе. Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков.
Цвет в рукотворном мире. Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».
Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)
Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур.
Изменение формы. Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изменяться форма предмета?
Замок похожестей-непохожестей. Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».
Геометрические головоломки. Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.
Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)
Улица «Размер». Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы?
Относительность размера. Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким?
Противоречия в размере. Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.
Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)
Улица «Вещество». Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов.
Агрегатное состояние вещества. Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений.
Вещества в изобретательских ситуациях. Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным.
Сочинение загадок. Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».
Город пяти чувств (5 ч)
Улица «Зрение». Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Улица «Вкус».Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.
Город загадочных частей (4 ч)
Знакомство с Городом загадочных частей. Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем.
Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Придумывание необычных предметов. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
8. Город загадочных мест (4 ч)
Знакомство с Городом загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие».
Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек». Придумывание метафор.
9. Путешествие на машине времени (3 ч)
Путешествие в прошлое. Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета.
Путешествие в будущее. Фантазирование: какими будут объекты в будущем?
Путешествие в Город загадочных дел. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
10. Подведение итогов обучения (2 ч)
Защита творческой работы. Презентация и защита творческих работ.
Праздник «Прощание со Страной загадок». Обобщение знаний и умений в игровой форме.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО КУРСУ «МИР ЗАГАДОК»
1 класс
Номера занятий по порядку | № занятий в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки изучения материала | Фактические сроки изучения материала |
Путешествие в Страну загадок 1ч. | ||||
1. | Знакомство со Страной загадок. | |||
Город самых простых загадок. Улица «Цвет» 3ч. | ||||
1. | Город самых простых загадок. Улица Цвет. | |||
2. | Изменение цвета в природе. | |||
3. | Цвет в рукотворном мире. | |||
Город самых простых загадок. Улица «Форма» 4ч. | ||||
1. | Улица Форма. | |||
2. | Изменение формы. | |||
3. | Замок похожестей-непохожестей. | |||
4. | Геометрические головоломки. | |||
Город самых простых загадок. Улица «Размер» 3ч. | ||||
1. | Улица Размер. | |||
2. | Относительность размера. | |||
3. | Противоречия в размере. | |||
Город самых простых загадок. Улица «Вещество» 4ч. | ||||
1. | Улица Вещество. | |||
2. | Агрегатное состояние вещества. | |||
3. | Моделирование « маленькими человечками». | |||
4. | Составление загадок. | |||
Город пяти чувств 5ч. | ||||
1. | Город пяти чувств. Улица Зрения. | |||
2. | Улица Слух. | |||
3. | Улица Осязание. | |||
4. | Улица Обоняние. Улица Вкус. | |||
5. | Решение задач. | |||
Город загадочных частей 4ч. | ||||
1. | Город загадочных частей. | |||
2. | Сочинение загадок про подсистемы. | |||
3. | Игры и упражнения со словами. | |||
4. | Любимая игрушка. | |||
Город загадочных мест 4ч. | ||||
1. | Морфологический анализ. | |||
2. | Портрет моей семьи. | |||
3. | Город загадочных мест. | |||
4. | Сочинение загадок про надсистемы. | |||
Путешествие на машине времени 3ч. | ||||
1. | Путешествие на машине времени (в прошлое). | |||
2. | Путешествие на машине времени (в будущее). | |||
3. | Город загадочных дел. | |||
Подведение итогов обучения 2ч. | ||||
1. | Проект «Загадочный город». | |||
2. | Праздник «Прощание со Страной загадок». |
Лист корректировки учебно-тематического планирования
№ п/п | Дата внесения изменений | Содержание внесённых изменений | Подпись лица, внёсшего запись об изменениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...