Программа по шашкам, 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Регулятивные результата:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Познавательные результаты:
- Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание нового;
- Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- Сознание правил и норм взаимодействия со сверстниками;
- Способность работать с моделями изучаемых объектов;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные результаты:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы .
- Знать шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, основные стадии партии.
- Правильно расставлять фигуры перед игрой.
- Уметь ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Соблюдать правила игры: «тронул - ходи», «бить- обязательно».
Содержание разделов программы
Шашечная игра и фигуры.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Ресурсное обеспечение
№ | Наименование | Количество | |
в наличии | необходимо | ||
1 | Шашечный комплект | 12 | 12 |
2 | Металлическая настенная доска | 1 | 1 |
3 | Демонстрационный комплект | 1 | 1 |
4 | Мультимедиа проектор | 1 | 1 |
Список используемой литературы для детей
- Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
- Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
- Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
- Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
- Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
- Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Количество часов |
1 | Шашечный кодекс. | Исторический обзор развития шашек. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Изучение правил игры в шашки. Соблюдение техники безопасности на занятиях по шашкам. | 2 |
2 | Ходы и взятие шашек. | 1. Анализ коротких партий – ловушек; 2. Изучение простых комбинаций; 3. Изучение основ дебюта; 4. Изучение основ эндшпиля. | 4 |
3 | Цель и результат шашечной партии. | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | 4 |
4 | Общие принципы разыгрывание партии. | Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. | 6 |
5 | Особенности хода «дамки». | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Треугольник Петрова. | 2 |
6 | Тактические приемы и особенности их применения. | Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. | 8 |
7 | Шашечный турнир. | Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся. | 2 |
8 | Игра «уголки». | Анализ учебных партий, игровая практика. | 2 |
9 | Игра «поддавки». | Анализ учебных партий, игровая практика. | 2 |
10 | Подведение итогов года. | Вручение грамот лучшим игрокам в шашки | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество уроков | Дата | |
Факт | План | |||
Шашечный кодекс. | 1 | 06.09 | ||
Шашечный кодекс. | 1 | 13.09 | ||
Ходы и взятие шашек. | 1 | 20.09 | ||
Ходы и взятие шашек. | 1 | 27.09 | ||
Ходы и взятие шашек. | 1 | 04.10 | ||
Ходы и взятие шашек. | 1 | 11.10 | ||
Цель и результат шашечной партии | 1 | 18.10 | ||
Цель и результат шашечной партии | 1 | 25.10 | ||
Цель и результат шашечной партии | 1 | 26.10 | ||
Цель и результат шашечной партии | 1 | 09.11 | ||
Общие принципы разыгрывание партии | 1 | 16.11 | ||
Общие принципы разыгрывание партии | 1 | 23.11 | ||
Общие принципы разыгрывание партии | 1 | 30.11 | ||
Общие принципы разыгрывание партии | 1 | 07.12 | ||
Общие принципы разыгрывание партии | 1 | 14.12 | ||
Общие принципы разыгрывание партии. | 1 | 21.12 | ||
Особенности хода «дамки» | 1 | 11.01 | ||
Особенности хода «дамки» | 1 | 18.01 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 25.01 | ||
Тактические приемы и особенности их применения. | 1 | 01.02 | ||
Тактические приемы и особенности их применения. | 1 | 08.02 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 15.02 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 01.03 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 15.03 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 22.03 | ||
Тактические приемы и особенности их применения | 1 | 05.04 | ||
Шашечный турнир | 1 | 12.04 | ||
Шашечный турнир | 1 | 19.04 | ||
Игра «уголки» | 1 | 26.04 | ||
Игра «уголки» | 1 | 03.05 | ||
Игра «поддавки» | 1 | 10.05 | ||
Игра «поддавки» | 1 | 17.05 | ||
Подведение итогов года | 1 | 24.05 |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа "Весёлые шашки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые шашки начальная школа...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Дополнительная образовательная программа по шашкам
Шашки- это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Данная игра предназначена для игры в шашки в школьном общеобразовательном учрежд...
Программа по шашкам
Программа по шашкам для 2 класса...