Рабочая программа "Весёлые шашки"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые шашки начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_shashki.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Середняковская средняя общеобразовательная школа»

Костромского района Костромской области

Рассмотрено на заседании ШМО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО

ЗУВР школы:

Приказ№

«____»___________2017г.

Директор школы:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Проектная деятельность «Весёлые шашки»

3 класс

Автор программы:

Крыкова В.А., учитель начальных классов

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

  • Данная программа спортивно-оздоровительного направления.

   Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или объединениях. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса. Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего школьного возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки». Программа «Весёлые шашки» создана в соответствии с Законом об образовании.

 Нормативно-правовой и документальной  базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (приказ Минздрава от 28.11.20 02) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999  № 52-Ф3  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.03.2001  № 224  «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
  • Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999  «О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе»;

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

Общая характеристика проекта

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет еѐ привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всѐ это нужно отнести к категории творчества. Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объѐме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Ключевые понятия программы: - комбинация; - жертва; - атака; - защита; - дебют; - окончание; - тактика; - стратегия; - угроза; - связка;

Основные цели проекта:

 Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Основные задачи проекта:

 Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Подготовка квалифицированных спортсменов;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

 Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

 • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Место внеурочной деятельности в учебном плане

                       При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз  в неделю, продолжительность занятия 40 минут.  

                       Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Ценностные ориентиры содержания проекта

 К числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через содержание данного курса, относятся следующие социальные установки:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
  • отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям;
  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи другим;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать другого человека, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех партнеров.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов нравственного поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

– умение выражать  свои эмоции;

– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

 - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты  освоения курса

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– умение определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

– умение проговаривать последовательность действий во время занятия;

– умение учиться работать по определенному алгоритму;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - принятия и сохранения учебной задачи;

 - умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия;

 - умение различать способ и результат действия;

 - умение высказывать свое предположение (версию);

 - умение отличать верно выполненное задание от неверного;

 - умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - умение проводить рефлексию способов и условий действия;

 - умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

 - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

 - умение структурировать знания;

 - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

 - умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

 - умение овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

–умение оформлять свои мысли в устной форме  

– слушать и понимать речь  других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

 - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - умения задавать вопросы;

 - умения контролировать действия партнёра;

Предметные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • Знания по истории развития   шашек.
  • Знания правил проведения шашечного и шахматного турнира
  • Знания правил проведения шашечного  турнира.
  • Наблюдение за шашечными турнирами, узнают о русских шашистах
  • Знания основ шашечной игры

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Применять различные выигрышные приёмы в игре.
  • Практически применять полученные знания
  • Использовать основные приёмы борьбы на шашечной доске
  • Проявлять свой талант, спортивный азарт и интерес к игре

Содержание курса внеурочной деятельности.

 

Содержание разделов проектной деятельности.

Шашечная игра и фигуры.

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Весёлые шашки» (34 часа)

Раздел

Количество часов

1. Шашечная игра и фигуры.

4 часа

2. Правила шашечной игры

2 часа

3. Турнирная дисциплина.

2 часа

4. Путешествие в историю шашек.

3 часа

5. Ходы и взятие фигур

4 часа

6. Приёмы борьбы на шашечной  доске.

5 часов

7. Тренировочные турниры.

5 часов

8. Тактические ходы и их особенности.

4 часа

9. Соревнования по шашкам.

3 часа

10. Защита проекта «Играем в шашки»

2 часа

Календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности «Весёлые шашки»

№п/п

Раздел

Тема урока

дата

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническая база, ЭОРы

Формы организации образовательного процесса

Личностные

Метапредметные (УУД, работа с текстом)

Предметные

(научатся)

1-4

Шашечная игра и фигуры.

(Начало проекта)

Правила шашечной игры

 

Роль игры в шашки в вашей семье.

Анкетирование

История развития шашек.

Где и чем можно играть в игру «Шашки»

(Изготовление макетов)

Русская шашечная школа.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

 П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Знать историю развития   шашек.

 Слушание и анализ.

  http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

 Исследование

5- 6

 

 Правила шашечной игры

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

Знать правила проведения шашечного и шахматного турнира.

Работа со схемами

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

  Исследование

7 - 8

Турнирная дисциплина.

 Турнирная дисциплина. Правила соревнований

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

 П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Р. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Принимать и сохранять учебную задачу.

 Знать правила проведения шашечного  турнира.

 Слушание и анализ, классификация материала, составление схем и алгоритмов.

 http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

 

9 - 11

Путешествие в историю шашек.

Смотр презентаций «История шашек»,  

«Русские шашисты»,

«Правила игры»,

«Дисциплина шашиста»

Наблюдать за шашечными турнирами, узнают о русских шашистах.

Просмотр и анализ

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

Практикум

12-15

Ходы и взятие фигур

Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии.

Узнают основы шашечной игры

Проведение эксперимента, анализ, построение алгоритма

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

Проект

Формирование основ гражданской идентичности личности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

П. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентировка на разнообразие способов решения задач.

К. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Р. Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой  и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Применять различные выигрышные приёмы в игре.

Анализ основных приёмов.

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

16-20

Приёмы борьбы на шашечной  доске.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция, связка

Тренировочные турниры.

Применять различные выигрышные приёмы в игре.

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

Проект

21-24

Тренировочные турниры

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Практически применять полученные знания

Участие в турнирах, разбор ошибок

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html

Турнир

25-28

Тактические ходы и их особенности.

Соревнования по шашкам.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим, жертва.

Использовать основные приёмы борьбы на шашечной доске

Анализ проблемных ситуаций

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html, http://v-damki.com/video/

Исследование

29-31

Соревнования по шашкам.

Проявлять свой талант и спортивный азарт

Участие в соревнованиях

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html,

Соревнование

32-34

Защита проекта

«Играем в шашки»

Просмотр подготовленных детьми презентаций, выставок рисунков и изделий на тему «Шашки»; фотовыставка.

Проявлять свой талант и интерес к делу.

Просмотр и анализ

Практикум

Литература.

  1. Адамович В. К. Позиционные приёмы игры в русских шашках. М., ФиС, 1976.
  2. Адамович . К. Шашки. Рига, Авотс, 1982 (на латышском языке).
  3. Вигман В. Я. Радость творчества. М., ФиС, 1986.
  4. Витошкин Л. С. Секреты этюдного творчества. Минск, Полымя, 1986.
  5. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. Москва, 2005.
  6. Волчек А.А. Шашечный практикум. Минск, Харвест,2004.
  7. Герцензон Б.М., Гершт С.С. Волшебник русских шашек. Ленинздат, 1991.
  8.  Герцензон Б., Напреенков А. Шашки- это интересно. Л., Детская литература, 1989.
  9.  Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров. Ленинздат,1989.
  10. Голосуев В.М. Играйте в шашки. Лениздат, 1983.
  11. ГородецкийВ.Б. Книга о шашках. М., Детская литература, 1984.
  12. Злобинский А.Д. Комбинации в русских шашках. Киев, Здоровье, 1985.
  13.  Калинский Д.М., Становский М.М. Шашечный этюд. М., ФиС, 1982.
  14.  Куличихин А.И. История развития русских шашек. М., ФиС, 1982.
  15. Кустарёв Ю. С. «Дамочный эндшпиль» 2007 г.
  16. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. М., ФиС, 1984.
  17. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. Минск, Полымя, 1985.
  18. Петрова Л. В. «Варианты одного дебюта – Игра Бодянского» 2006 г.
  19.  Маламед В.Р., Барский Ю.П. Курс шашечных окончаний. М., ФиС,1989.
  20.  Русские шашисты. М., ФиС, 1987.
  21. Соминский С.С. ККомбинционные идеи в русских шашках. М., ФиС, 1979.
  22. Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций. М., ФиС, 1987.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Чудо-шашки".

Рабочая программа  кружка шашек для 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки

Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"...

Программа кружка "Чудо-шашки"

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа ста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шашки, 1 класс

Разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....

Рабочая программа кружка "Чудо - шашки"

Материал для кружковой работы....

Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».

Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...