Эссе "Я - учитель"
статья
Это эссе, описывающее мой долгий путь к школе и профессии учителя, я посвящаю светлой памяти дедушки Шкленник Мечислава Иосифовича и бабушки Шкленник Марии Кузьминичны. Спасибо вам, мои родные, за всё. На очень дорогом мне снимке - моя мама Анашкина Светлана Мечиславна (тоже педагог) со своими родителями - Мечиславом Иосифовичем и Марией Кузьминичной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_uchitel.docx | 540.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Светлой памяти дедушки и бабушки посвящается…
Я – учитель… Ещё пять лет назад я даже не подумала бы, что произнесу такие слова. Основная часть моего пути была прочными узами связана с библиотекой. И вот, пятый год подряд каждый день я вхожу в школьный класс…
У каждого своя дорога в школу. Моя дорога к школе и к профессии учителя была очень-очень долгой…
Впрочем, даже своим появлением на свет я обязана… педагогике. После войны мой дедушка Мечислав Иосифович Шкленник был направлен в наш небольшой городок. Он возглавил педагогическое училище. Бабушка на тот момент его заканчивала. Появилась семья. Родилась моя мама. Забегая вперёд, скажу, что после окончания института мама пришла работать преподавателем в педучилище, благодаря которому она появилась на свет. В этом судьбоносном для нашей семьи учебном заведении прошло моё детство, так как мама часто меня брала с собой на работу. До сих пор с улыбкой и благодарностью вспоминаю эти годы.
Жизнь складывалась так, что я твердо и прямо шла по библиотечной тропе. Сворачивать с неё не собиралась. Первый раз (тогда ещё не по своей воле) оказалась в школьных стенах в 2002 году. Целый год и ещё одну учебную четверть мне пришлось работать воспитателем в православной гимназии Святых Царственных Страстотерпцев г. Екатеринбурга. Именно тогда возникла необходимость в педагогических знаниях. И вот через 50 лет после дедушки и бабушки в качестве студентки заочного отделения я оказалась в родных стенах педагогического училища!
Дедушка умер за три года до моего рождения. Я никогда не видела его. Но благодаря маме, у меня всю жизнь такое чувство, что я его очень хорошо знаю. До сих пор в нашем маленьком городке его помнят и часто вспоминают о нём с благодарностью. И теперь, приходя на занятия, я поднимаюсь на второй этаж, где есть большой стенд, посвящённый истории училища. Особенно тогда, когда мне трудно или на душе тяжело. Здесь большая фотография дедушки в окружении студентов. Гляжу в мудрые и добрые родные глаза: «Здравствуй, мой родной, вот и я». И на душе становится светлее и радостнее. Училище я закончила, но вот только опять вернулась в книжное царство.
После училища мой путь лежал в Шадринский пединститут. Я получила диплом того же факультета, что и моя мама. Только 40 лет спустя… Сразу после окончания института, я вышла замуж. Покинув снежную Сибирь, оказалась на солнечной Кубани. В поселковой школе посреди учебного года нужен был учитель. Мне предложили работу. Но я так и не собралась с духом… Не осмелилась… Не решилась… Моя специальность по диплому – «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Побоялась, что в школе не справлюсь с методикой начального образования. Побоялась, осознавая огромнейшую ответственность учителя начальных классов за каждого маленького человечка, вступившего в огромный мир знаний.
Но в школе я всё-таки оказалась совсем скоро. Вот только пока не в качестве учителя, а в качестве педагога дополнительного образования. Своеобразным мостиком, приведшим меня в стены средней школы, стала воскресная школа при храме преподобного Сергия Радонежского, в которой я трудилась в свои первые два года на Кубани. Дело в том, что наряду с занятиями по православной культуре, мы с ребятами мастерили поделки, проводили выставки детского творчества в храме. Вскоре меня пригласили в школу в качестве педагога дополнительного образования. В школе № 15 появился кружок «Мастерилка». Приходя в школу и наблюдая за школьной жизнью, очень часто ощущала, что хочу стать её непосредственным участником.
У меня родился сын. Подходило время выходить из декрета… И снова в поселковую школу требовался учитель. За 20 дней до начала учебного года уволился педагог…
И только теперь, став мамой, я осмелилась прийти в школу учителем. И, что интересно, я пришла в тот же кабинет, в котором бы оказалась, решившись прийти в школу на 4 года раньше. Если бы я тогда не испугалась, то учила бы уже три года этот класс, который мне довелось взять только в четвёртом. Переподготовка… Уроки, перемены, журнал, тетради. Ученики. Стоп! А ведь у меня это уже было. Только в глубоком детстве… И вспомнилось … И стало понятно, почему всё-таки и наконец-то(!) я стала учителем!
Моя бабушка Мария Кузьминична Шкленник 45 лет отдала маленькой базовой начальной школе нашего городка. В эту школу каждый день, помимо школьников, приходили и другие ученики – целая группа студентов педучилища. А с ними методист, разбирающий «по косточкам» твой урок. И вот в таких условиях, когда почти каждый день – уроки «открытые», бабушка стала Заслуженным учителем РСФСР, кавалером ордена Ленина. Бабушке довелось побывать на Съезде учителей в Москве. Она видела Юрия Гагарина, Сергея Михалкова. Про неё была заметка в журнале «Начальная школа». Всё своё детство мы с моим двоюродным братом с удовольствием слушали бабушкины рассказы о школе и учениках. А как интересно с бабушкой было гулять по улице. Такое чувство, что с ней здоровались и разговаривали практически все. Ведь во многих семьях она учила то отца, то сына, то сестру, то зятя…
Когда я училась в первом классе, а мой брат во втором, бабушка дала нам карандаши, положила перед нами пачку тетрадей, как сейчас помню, по русскому языку (а потом и по математике): «Проверяйте, ребятки!». Конечно же, она потом сама проходилась по этим тетрадям красной ручкой. Наша мудрая бабушка помимо сорока своих учеников и об орфографической зоркости внуков не забывала. Благодаря её заботе в школе мы учились хорошо.
Моя «игрушечная» педагогическая карьера продолжилась. Очень хорошо помню свой класс из кукол и мишек. Были и парты из толстых энциклопедий, и игрушечная школьная доска, заботливо закреплённая папой на дверях моей комнаты. Заполняла классный журнал. Он был настоящий, достался мне из педучилища, в котором работала мама. Контрольные работы я сначала сама писала, а потом сама проверяла. Даже конспекты начала учиться писать именно тогда. Моя мама в педучилище отвечала за педагогическую практику всех студентов. У неё в кабинете оседали толстые папки с отчетами о практике. Вот из такой папки у меня появилась общая зелёная тетрадь с конспектами студентки, ставшая уже не нужной своей хозяйке. А для меня она стала первым пособием по написанию конспектов.
Как ни странно, путь к школе и профессии учителя своеобразно продолжился и в старших классах. С большим трудом усваивая физику, химию и биологию, я, каждый день, делая уроки, многократно проговаривала параграфы, сопровождая свои рассказы формулами и рисунками всё на той же игрушечной доске. Ни много, ни мало, я представляла себя учителем, который объясняет материал классу. Но в тот момент и учителем, и учеником была я сама.
После окончания школы учителем я не стала. Зато впереди было училище культуры и любимая мной на тот момент профессия библиотекаря. Я шагала по дороге жизни, но эта дорога проходила всегда рядом со школой. Весь свой трудовой путь, я, так или иначе, всегда была связана с детьми. Сначала я – библиотекарь читального зала детской библиотеки, потом воспитатель в гимназии, потом библиотекарь уже другой православной гимназии. И, как завершающий подготовительный к школе этап – работа преподавателем воскресной школы в храме преподобного Сергия Радонежского в нашем посёлке.
Да, вот так своеобразно и разнообразно сложилась моя жизнь в поисках семейного и профессионального счастья. И то, и другое, слава Богу, суждено было обрести, правда, изрядно запасшись терпением.
И вот я могу сказать, пусть ещё робко: «Я – учитель». И нет пока у меня особых достижений. Но одним из главных достижений в своей жизни считаю то, что пусть и поздно, но стала учителем. Я обрела бесконечно трудную и бесконечно любимую профессию, которую считаю одной из самых главных на Земле. Только об одном жалею – о том, что не началась моя настоящая школьная жизнь, когда бабушка была жива. Сколько бы советов и секретов могла бы она мне передать…
И теперь я каждое утро шагаю в школу, ощущая огромный груз ответственности. Очень хочется не подвести родителей, доверивших мне самое ценное – своих детей. Очень хочется не подвести детей, доверившихся мне. Очень хочется не подвести руководителей школы, не побоявшихся принять на работу человека, учителем в школе не работавшего, но всю свою жизнь, как выяснилось, в школу стремившегося.
Своё эссе я с огромной любовью и благодарностью посвящаю светлой памяти двух замечательных педагогов. Мои дорогие и любимые бабушка и дедушка, я очень благодарна вам! Особенно за то, что вы стали для меня примером настоящих учителей. Я так же, как и вы, хочу оставить добрый след в душах своих маленьких подопечных. Я так же, как и вы, осознаю огромную ответственность учителя за каждого вверенного ему человека.Я, как и вы, постараюсь стать хорошим учителем. Я просто не в праве вас подвести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...