«Применение инновационных технологий в образовательном процессе при работе с классами- комплектами»
статья
Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся разного возраста. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на развитие личности младшего школьника. Что же может обеспечить развитие личности младшего школьника? Конечно, внедрение в свою педагогическую практику современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»
Зональный семинар учителей начальных классов по теме
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
Доклад на тему :
«Применение инновационных технологий
в образовательном процессе при работе
с классами- комплектами»
Подготовила:
учитель начальных классов I кв. кат
МБОУ «Ерсубайкинская оош»
Альметьевского муниципального района
Миронова Людмила Филимоновна
.
г. Альметьевск.
1 марта 2019 г
Применение инновационных технологий
в образовательном процессе при работе с классами-комплектами
В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Основной проблемой является малая наполняемость в классах, удаленность от культурно-просветительских благ. Нам, учителям, сложно вести уроки в классах-комплектах. Но мы стараемся преодолеть все трудности, ведь в наших руках находится жизнь и здоровье наших детей, которые живут, растут здесь и сейчас.
В нашей школе в начальных классах обучаются 18 детей: 1-4 класс-комплект – 10 учащихся и 2-3 класс-комплект – 8 учащихся. Главная проблема для учителя заключается в эффективности организации образовательного процесса одновременно в двух классах. «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8-10 урокам, распределять внимание между двумя классами. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов.
Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся разного возраста. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на развитие личности младшего школьника. Что же может обеспечить развитие личности младшего школьника? Конечно, внедрение в свою педагогическую практику современных образовательных технологий.
Для внедрения инновационных технологий использую информационно-образовательную среду нашей школы.
Учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернет. Компьютерный кабинет использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Широкий спектр дидактического материала позволяет мне с интересом проводить самостоятельную работу.
Достоинства использования информационно коммуникативных технологий, в своей практике, я отношу к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания любого материала. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес. Влияние замкнутого социума, дефицит общения учащихся, небольшой жизненный опыт, отсутствие кинотеатров, музеев восполняю средствами ИКТ:
*Я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал к любому уроку.
*Формирую у обучающихся навыки самостоятельного овладения знаниями, развиваю навыки поиска, сбора и обработки информации из различных источников: сети Интернет, энциклопедиях Детской и Кирилла и Мефодия.
*использую компьютерные презентации: собственные – на основе фото и видеоматериала из личного архива и из сети Интернет;
* использую электронные ресурсы для персонального компьютера: универсальные мультимедийные пособия, тренажёры к любому учебнику, пособия с тестовыми заданиями ФГОС, электронные приложения;
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает у детей желание самим попробовать прочесть также.
Одной из приоритетных задач нашего ОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому здоровьесберегающие технологии применяются нами на всех этапах урока, поскольку предусматривает чередование видов деятельности. Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Поэтому в своей практике использую:
1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей: релаксация – музыкальные презентации с фотографиями природы села Ерсубайкино, причем фотографии и видео снимаем вместе с детьми во время экскурсий, использую фотографии из своего личного архива
2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей.
3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
4. Чем младше дети, тем большую потребность они испытывают в движении. Огромное значение имеют физминутки на уроках: музыкальные, пальчиковая гимнастика, упражнения для снятия утомляемости глаз и т.д.
5. Использование различных дидактических игр на уроках.
6. Проведение нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конкурс, исследование и т.д.)
7. Провожу уроки на природе (технология, окр.мир).
Для развития творческих навыков на уроках применяю игровые технологии. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. На материале игровых технологий отрабатываю: скорость чтения, слоговой состав слова, орфографическую зоркость, способствую снятию напряжения и страха при письме у детей, в высказывании своей точки зрения, создаю положительный эмоциональный и соревновательный настрой в ходе урока. В класс-комплекте дети непосредственные, подвижные и такие разные. Моя задача, организовать учебную деятельность так, чтобы дети учились с радостью и удовольствием.
Урок в класс-комплекте состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников. Самостоятельная работа требует широкое использование всех видов раздаточного материала и дидактические игры здесь имеют огромное значение. Обязательное условие при СР - умение учащихся контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается наличием: образцов выполнения, ключей к упражнениям и заданиям, четких критериев, организации взаимопроверки выполненных заданий.
Применяя технологию проблемного обучения прорабатываю два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом.
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.
Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать». Научиться учить себя – главная задача малокомплектной школы. Решение – формирование универсальных учебных действий. УУД — это навыки, которые мы закладываем в нашей школе на всех уроках, используя инновационные технологии.
Мои действия, позволяющие сформировать УУД.
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе со мной разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Я не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Обучаю детей приемам работы в группах, вместе исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.
4. На уроке уделяю время самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку, за ошибки не наказываю
5. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживаем противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяем цель урока.
6.Учимся навыкам, которые пригодятся детям в работе с информацией —пересказу, составлению плана, выделение основной мысли.
8. Учимся делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям ученики учатся оценивать и свою работу.
10. Учимся ставить цели и искать пути их достижения. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учимся разным способам выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Общаемся с детьми с позиции сотрудничества: показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе, при этом активно включаю каждого в учебный процесс, поощряю учебное сотрудничество между учениками. Создаю ситуацию успеха.
14. Ученикам даю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки.
Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей.
Специфика моей работы с родителями - участие их во всех коллективных творческих делах школы и класса. Радует, что такая работа все больше и больше привлекает родителей к сотрудничеству, к пониманию проблем школы. В моей практике работы в класс-комплекте я убеждена, что только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:
*оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей,
*направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;
*развивать у родителей положительное отношение и доверие к школе;
*укреплять авторитет родителей в семье;
*тактично руководить педагогическим самообразованием родителей.
*формировать здоровый образ жизни в семьях.
*создать условия для профилактики асоциального поведения детей.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:
- увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе;
- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести.
Работа в малокомплектной школе требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, зависит от его языковой компетенции, знания современной технологии.
Используемая литература:
- Байбородова, Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе : учебное пособие. – Ярославль, 2001.
- Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской, И.Г. Харисовой. – Ярославль, 1998.
- Гужова, З.В. Организация и содержание одновременной работы с разными классами на однопредметных уроках // Начальнаяшкола. – 1979. – № 9. – с. 62–65.
- Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе : методические рекомендации / Под ред. Н. В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с.
- Канакина, В.П. Однопредметные и однотемные уроки русского языка в малокомплектной школе // Начальная школа.– 1994. – № 10. – с. 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Из опыта работы...
Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы
В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...
Применение инновационных техологий в образовательном процессе начальной школы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированног...
Применение инновационных технологий в образовательном процессе
Применение инновационных технологий в образовательном процессеСтремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Поэтому внедрение технологий,...
Инновационные технологии в образовательном процессе
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Слайд 2Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика я...
«Применение инновационных технологий в образовательном процессе малокомплектной школы»
Я убеждена, что в класс – комплектах обучение должно быть развивающим. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на развитие личности младшего ш...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Представленные материалы посвящены актуальным проблемам в обучении детей, раскрываются методы развития творческого воображения в реализации принципа инновационности в образовательном процессе....