О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов
учебно-методический материал

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий дает возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребенка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения.  

Конечно, невозможно ребенка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, и следовательно повышению качества обучения.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Обучение – это всегда двусторонний процесс,   поэтому, я,   как учитель    применяю методы  и приемы личностно–ориентированного обучения, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. В своей педагогической деятельности применяю следующие образовательные технологи:

Наименование технологии

Обоснование выбора

Способы применения

Технологии здоровьесберегающие

Создание психологически-комфортных условий для учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности.

Формирование культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни

В ежеурочной практике проводятся физминутки, зрительная гимнастика, рациональная смена видов деятельности

Технология проблемно- диалогического обучения

Создание условий обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся сами открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются в виде готовых правил, а исследуются в течение всего урока

Технология формирования оценки и оценочной деятельности

Создание условий для развития контрольно-оценочной самостоятельности

В течении всех 4-х лет обучения на каждом уроке формируется умение оценивать свою деятельность в диалоге с учителем

Технологии смыслового чтения

Создание условий для формирования типа правильной читательской деятельности.

Учащиеся работают с текстом в три этапа: 1. На первом этапе по названию произведения, автору и иллюстрации прогнозируем тему текста. 2. Второй этап предполагает ведение диалога с автором: задаем вопрос, прогнозируем ответ, проверяем себя по тексту. 3. В третьем этапе беседуем, уточняем позицию автора и высказываем свое отношение к прочитанному.

 Проектная технология

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований

Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска

Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. На школьных и городских научно-практических конференциях ребята представляли свои работы

 На своих уроках я применяю современные образовательные технологии, также  комбинирую несколько образовательных технологий в одном уроке.

Технология

Область использования

Результативность

В деятельности учителя

В деятельности  учеников

Проектная технология

Преподавание предмета

Возможность самореализации учащихся

Участие  в конкурсах, научно-практических конференциях,

Технология развивающего обучения

Индивидуальная работа с учащимися при разработке индивидуальных проектов.

Возможность права выбора деятельности учащихся, путей решения проблемы

Качественное усвоение материала

Личностно-ориентированное обучение

Индивидуальная работа с учащимися при разработке индивидуальных проектов.

Возможность самореализации

 учащихся

Участие учащихся в олимпиадах по предметам начальной школы

 Технология проблемного диалога

Преподавание предмета, проработка и выполнение творческих проектов

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Качественное усвоение материала

Разноуровневая дифференциация

Преподавание предмета

Снятие  перегрузок в усвоении учебного материала

Успешность обучения учащихся с разными способностями

 Информационно-компьютерные

технологии

Преподавание предмета

Возможность самореализации учащихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Качественное усвоение материала

Технологии проблемно-диалогического обучения.

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий,  предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем.  

Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На  практике  формирование мотивов учения - это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.

В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации  учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога.  И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии  в  начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Проблемно-диалогическая технология.

Цель: научить самостоятельно решать проблемы. Средство: открыть знания вместе с детьми

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

Тема: «Сегодня мы будем изучать…»

Постановка проблемы: «С  одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?» Какой возникает вопрос? Что надо узнать?..»

Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…»

Поиск и нахождение решения: «Определите сами…» «Сделайте вывод…»

«Как мы можем ответить на наш вопрос?..»

Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…»

Создание продукта:

«Придумай схему…»

«Зарифмуй правило …»

Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.   В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  чаще всего предпочтение отдаю побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.  Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию. Пример: Тема  урока «Кто такие рыбы?   (Открытый урок в 1 классе):

1)Речные рыбы;      2)Морские рыбы.

После чего учитель произносит следующие реплики диалога:

- Что вас удивило?

- А почему рыбы делятся на две группы?

- Какой возникает вопрос?

- Какие рыбы относятся к речным, а какие – к морским?

 На уроке математики  при знакомстве с  уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

 Учебный диалог – это не только форма, но и  способ отношений. Он позволяет быть услышанным, главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сопереживание.  Использование проблемно-диалогической технологии при введении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но все это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей.

 Информационно-коммуникативные технологии.

 Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повысить эффективность урока за счет наглядности (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), конечно, можно,  но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации и электронное приложение к учебникам данного курса.

Проектные технологии.

Проектная деятельность в начальной школе – это одно из направлений  современных педагогических технологий.  Эта деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.  Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы          

  • мотивационный  (учитель создаёт   положительный мотивационный настрой ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
  • подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий)
  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

В своей работе я использую следующие типы проектов: творческие, ролевые, игровые, информационные, исследовательские, социальные. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии. А уже в 3-4 классах учащиеся должны выполнять довольно сложные проекты. Темы детских проектных работ я выбираю  из содержания учебных предметов.   

Первые  проекты первоклассников были  посвящены темам «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Защита проходила в присутствии своих одноклассников. Дети очень волновались.  Проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, а кто-то использовал страницы  печатной рабочей тетради. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.  

Игровые технологии.

В современной педагогике игра, дидактическая игра  используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.  Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.  Методика разработки и проведения игр предусматривает выделение четырех этапов:

1. Подготовительный этап: ознакомление с правилами игры,  с темой, проблемой.

2. Игровой этап: «включение» в проблему, осознание проблемной  ситуации.

3. Заключительный этап: выработка решения проблемы.

4. Анализ результатов игры: степень активности, уровень знаний и умений, рекомендации по совершенствованию.

Разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.  использую для отработки    навыков и умений на уроке математики.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определенные математические задания. Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»: учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. 
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках.

 Здоровьесберегающие технологии.

 Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

 Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Для этого  использую приемы здоровьесберегающих технологий:

1. Проведение утренней зарядки

2. Проведение физкультминуток.

3. На родительских собраниях обсуждаю темы «Телевизор и компьютер в жизни ребенка».

4. Учащиеся всегда принимают участие в Днях здоровья.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Чтение и письмо – базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. 

Преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • дети становятся  более  восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания.

  Педагогические технологии – это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников. Результатом использования современных образовательных технологий считаю стабильные показатели качества обучения, что подтверждают результаты Внешней экспертизы качества знаний, Всероссийских проверочных работ. Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии позволили спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. 

 

      

      

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...

Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов

презентация "Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов"...

Статья на тему «Возможности персонального педагогического сайта в работе учителя начальных классов»

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...

Статья «Возможности персонального педагогического сайта в работе учителя начальных классов»

Используя возможности сети Интернет, учитель может оказывать помощь в обучении не только в стенах школы, но и за её пределами....